ФИ учащегося_________________________________________
1.Внимательно прочитайте текст.
(1) Человек лишё(н/нн)ый чувства юмора чаще всего обидчив и потому (не)счастен. (2) Ему трудно уживат(?)ся в коллектив.. . (3) Он мнителен и всегда наст..роже. (4) Пр..стую безобидн..ю шутку он мож..т воспринять как оскорбление. (5) Зато бесце(н/нн)о свойство человека уме(ю/я)щего посм..яться над самим собой. (6) Такой человек пл..хая мишень для злых шутников.
(7) Попав в см..шное пол..жение он (не)смутится (не)испыта..т желания «пров..литься сквозь землю» и этим лишит удовольствия посмеяться над ним. (8) Чувство юмора надо ц..нить разв..вать и беречь. (9) Это жизн..стойкий витамин помога(ю/я)щий подчас человеку в самые трудные минуты его жизн.. . (С. Михалков)
2.Подчеркните ключевые слова, которые помогут определить основную мысль всего текста.
3. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Прочитайте задания, ответ запишите. Ответьте на вопрос: какова роль средств выразительности в этом тексте?
В предложении 1 найдите эпитеты.__________________________________
__________________________________________________________________
Из второго абзаца выпишите фразеологизм.____________________________
__________________________________________________________________
В предложениях 8-9 найдите метафору.________________________________
__________________________________________________________________
Найдите в первом абзаце еще средство выразительности, использованное автором.___________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните написание слов и постановку знаков препинания.
Ход урока
1.Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Тема нашего урока «Комплексный анализ текста». Скажите, какова цель нашей работы сегодня?
2.Начнем работу. Предлагаю вам прослушать фрагмент песни «Проснись и пой». (слушают) Какую идею вы уловили? Может, кто-нибудь знает, в каком фильме звучит эта песня?
3.Теперь возьмите распечатки и прочитайте внимательно текст. Какая мысль объединяет песню и текст С.Михалкова?
4.Подчеркните ключевые слова, которые помогут определить основную мысль всего текста. (проверяем) Теперь сформулируйте и запишите основную мысль текста. Сегодня вы работаете на листах с заданиями, подпишите их. (проверяем)
5. Для передачи своей идеи автор использует в этом тексте и средства выразительности речи. Прочитайте задания, ответ запишите. Ответьте на вопрос: какова роль этих средств в тексте?
-В 1-м предложении найдите эпитеты.
-Из второго абзаца выпишите фразеологизм.
-В 8-9 предложениях найдите метафору.
-Найдите в первом абзаце еще средство выразительности, использованное автором.
6.Помимо работы с содержанием текста, нам необходимо вспомнить орфографию и пунктуацию. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните написание слов и постановку знаков препинания. (2 человека к доске, проверяем)
7.Какие вопросы у вас есть?
Дополнительные задания, если останется время.
8.Домашнее задание.
9.Работы сдаем.
10.Спасибо за урок.