Комплексный анализ текста (9 класс, подготовка к ОГЭ)
Повторение в начале года
Текст 1
Основ..положником науки о русском языке первым нашим лингвистом был М.В.Ломоносов. Он всю жизнь просл..влял русский язык вид..л в нём «вел..колепие гишпанского живость француз..кого крепость немецкого нежность италианского, сверх того, богатство и сильную в изобр..жениях краткость греческого и латинского языка». Ломоносовым написан..а первая «Российская грам..атика» (1755) и книга по ораторскому ис..кус..тву «Р..торика»(1748). Сравнивая язык с «безмерно широким полем или лучше сказать едва пр..делы имеющим морем» Ломоносов создал новый литературный язык соч..тая книжнославянские слова с народно-разговорной речью. Словарный состав грам..атические особен..ости языка Петровской эпохи предст..вляли собой довольно пеструю картину – бурно разв..валась торговля промышлен..ость культура созд..вались новая армия и флот – все это требовало новых форм выр.. жения. Описание норм литературного языка сделан..ое Ломоносовым вн..сло порядок в п..строту слов и форм речи того врем..ни. Р..форма Ломоносова ок..зала гр..мадное воздействие на судьбы русского язык..знания и русской литературы.
(По В.П.Вомперскому)
Озаглавьте текст._______________________________________________________________
Докажите, что это текст.
_______________________________________________________________________________
Основная мысль текста _______________________________________________________
Стиль текста(докажите своё мнение)_____________________________________________
Тип текста (докажите своё мнение)______________________________________________
_______________________________________________________________________________
Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Сделайте фонетический разбор слова язык:
_______________________________________________________________________________
Докажите, что слово язык является многозначным.
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Определите лексическое значение слов:
Лингвистика____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Риторика_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Ораторское (искусство)____________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Подберите синоним к выражению словарный состав языка:__________________________
______________________________________________________________________________
Выпишите из текста сложные слова и разберите их по составу:_______________________
_________________________________________________________________________________
Сделайте морфологический разбор слова (о) языке:
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Определите способ связи между следующими предложениями текста:
1 и 2 _______________________________________________________________________
2 и 3_______________________________________________________________________
Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.
______________________________________________________________________________
Графически обозначьте в тексте обособленные члены предложения.
Текст 2
Вдру.. пр..неслись изд..ли какие(то) стран..ые мерные звуки. То был (не) человеческий голос (не) рожок (не) гусли а что(то) похож..е на шум ветра в трос..нике, если бы трос..ник мог зв..неть как стекло или струны.
Звуки лились мерно и заунывно, то звонкими серебрян..ыми струями то подобные шуму колебл..мого леса вдру.. замолкли, как буд(то) в порыв.. степного ветра.
(В)дали нач..лся как буд(то) новый порыв вихря, обр..тился в длин..ые грустно(пр..ятные) переливы и через (н..)сколько врем..ни кончился отрывисто подобно конскому фырканью.
Но тут раздались новые звуки гораздо зв..нчее. Казалось множество колокольцев звенели (без)остановочно. Грус..ные заунывные звуки см..нялись веселыми но то была (не) русская грусть и (не) русская удаль. Тут отр..жалось дикое величие к..чующего плем..ни и б..гатырские набеги и переходы народов из края и тоска по (не)извес..ной перв..бытной родине.
(По А.К.Толстому)
Озаглавьте текст._______________________________________________________________
Докажите, что это текст.
_______________________________________________________________________________
Основная мысль текста _______________________________________________________
Стиль текста (докажите своё мнение)_____________________________________________
Тип текста (докажите своё мнение)______________________________________________
_______________________________________________________________________________
Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Сделайте фонетический разбор слова вдруг:
_______________________________________________________________________________
Выпишите из текста слова с непроизносимой согласной в корне, подберите проверочные слова, дополните своими примерами.
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Выпишите из текста ряд однокоренных слов к слову грусть:
______________________________________________________________________________
Выпишите из текста примеры:
эпитетов_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
простых определений____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
олицетворений__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Подберите синоним к слову тоскливые и разберите их по составу:____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Найдите в тексте разносклоняемое существительное и сделайте его морфологический разбор:
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила:
выделение вводных слов ______________________________________________________ ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
отсутствие запятой между однородными членами______________________________ ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.
______________________________________________________________________________
Графически обозначьте в тексте однородные определения.
Графически объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.