СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текста (9 кл., подготовка к ОГЭ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка является готовым дидактическим материалом для проведения самостоятельной , коллективной классной и домашней работы, подготовки к ОГЭ.  В разработке включены различные задания по анализу текста.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста (9 кл., подготовка к ОГЭ)»

Комплексный анализ текста (9 класс, подготовка к ОГЭ)

Повторение в начале года

Текст 1

Основ..положником науки о русском языке первым нашим лингвистом был М.В.Ломоносов. Он всю жизнь просл..влял русский язык вид..л в нём «вел..колепие гишпанского живость француз..кого крепость немецкого нежность италианского, сверх того, богатство и сильную в изобр..жениях краткость греческого и латинского языка». Ломоносовым написан..а первая «Российская грам..атика» (1755) и книга по ораторскому ис..кус..тву «Р..торика»(1748). Сравнивая язык с «безмерно широким полем или лучше сказать едва пр..делы имеющим морем» Ломоносов создал новый литературный язык соч..тая книжнославянские слова с народно-разговорной речью. Словарный состав грам..атические особен..ости языка Петровской эпохи предст..вляли собой довольно пеструю картину – бурно разв..валась торговля промышлен..ость культура созд..вались новая армия и флот – все это требовало новых форм выр.. жения. Описание норм литературного языка сделан..ое Ломоносовым вн..сло порядок в п..строту слов и форм речи того врем..ни. Р..форма Ломоносова ок..зала гр..мадное воздействие на судьбы русского язык..знания и русской литературы.

(По В.П.Вомперскому)

  1. Озаглавьте текст._______________________________________________________________

  2. Докажите, что это текст.





_______________________________________________________________________________

  1. Основная мысль текста _______________________________________________________



  1. Стиль текста(докажите своё мнение)_____________________________________________







  1. Тип текста (докажите своё мнение)______________________________________________





_______________________________________________________________________________

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

  2. Сделайте фонетический разбор слова язык:









_______________________________________________________________________________

  1. Докажите, что слово язык является многозначным.

_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

  1. Определите лексическое значение слов:

Лингвистика____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Риторика_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Ораторское (искусство)____________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Подберите синоним к выражению словарный состав языка:__________________________

______________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста сложные слова и разберите их по составу:_______________________



_________________________________________________________________________________

  1. Сделайте морфологический разбор слова (о) языке:

  1. ______________________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________

  1. Определите способ связи между следующими предложениями текста:

1 и 2 _______________________________________________________________________

2 и 3_______________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.





______________________________________________________________________________

  1. Графически обозначьте в тексте обособленные члены предложения.



Текст 2

Вдру.. пр..неслись изд..ли какие(то) стран..ые мерные звуки. То был (не) человеческий голос (не) рожок (не) гусли а что(то) похож..е на шум ветра в трос..нике, если бы трос..ник мог зв..неть как стекло или струны.

Звуки лились мерно и заунывно, то звонкими серебрян..ыми струями то подобные шуму колебл..мого леса вдру.. замолкли, как буд(то) в порыв.. степного ветра.

(В)дали нач..лся как буд(то) новый порыв вихря, обр..тился в длин..ые грустно(пр..ятные) переливы и через (н..)сколько врем..ни кончился отрывисто подобно конскому фырканью.

Но тут раздались новые звуки гораздо зв..нчее. Казалось множество колокольцев звенели (без)остановочно. Грус..ные заунывные звуки см..нялись веселыми но то была (не) русская грусть и (не) русская удаль. Тут отр..жалось дикое величие к..чующего плем..ни и б..гатырские набеги и переходы народов из края и тоска по (не)извес..ной перв..бытной родине.

(По А.К.Толстому)

  1. Озаглавьте текст._______________________________________________________________

  2. Докажите, что это текст.





_______________________________________________________________________________

  1. Основная мысль текста _______________________________________________________



  1. Стиль текста (докажите своё мнение)_____________________________________________







  1. Тип текста (докажите своё мнение)______________________________________________





_______________________________________________________________________________

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

  2. Сделайте фонетический разбор слова вдруг:









_______________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста слова с непроизносимой согласной в корне, подберите проверочные слова, дополните своими примерами.

_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста ряд однокоренных слов к слову грусть:

______________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста примеры:

эпитетов_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

простых определений____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

олицетворений__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Подберите синоним к слову тоскливые и разберите их по составу:____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Найдите в тексте разносклоняемое существительное и сделайте его морфологический разбор:

  1. ______________________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила:

выделение вводных слов ______________________________________________________ ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

отсутствие запятой между однородными членами______________________________ ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.





______________________________________________________________________________

  1. Графически обозначьте в тексте однородные определения.

  2. Графически объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.