Комплексный анализ текста 1
Андрюша Рудаков был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
Рядом с Андрюшей за партой сидела маленькая худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, – с этим Андрюша никак не мог примириться. Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
Очень неприятно было Андрюше сидеть с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. Поэтому он однажды принёс в стеклянной банке большого паука. (8)Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
С этого и началось… Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы совершенно не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков.
Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
– Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.
– Что ж, я верю тебе, – сказала Анна Сергеевна. –Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю. Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Мальчика звали Вова, а девочку – Аня. Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на санках», но Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа...» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!» С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на санках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и смогла вместе со всеми ребятами перейти в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.
–А кем? – нетерпеливо спросил Андрюша.
–Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.
Андрюша опустил глаза. Так просидел он за своей партой долго. Он живо представлял саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.
Наутро Андрюша, конечно же, стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой.
–Доброе утро, – сказал Андрюша Асиной бабушке.
Потом поздоровался с Асей.
Если хочешь, Ася, пойдём в школу вместе.
Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:
– С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной: он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.
–Да, – тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.
И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей, не уступили дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно. (По Е.А. Пермяку*)
Текст из открытого банка ОГЭ ФИПИ
Задания к тексту
Прочитайте текст выразительно. Озаглавьте его.
Определите тип заголовка. Найдите опорные слова и словосочетания, раскрывающие тему и идею текста.
Составьте подробный план текста.
Подберите синонимы к словам запротивилась, сподручнее, башмак, антонимы – к словам поправилась, испуганно (посмотрела).
Найдите слова (2-3), в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните почему.
Дайте характеристику всех согласных в слове началось.
Выполните морфемный разбор слов испугалась, приветливо, чувствуя.
Выполните морфологический разбор слов представлял (Он живо представлял саночки…), шипящих (гусей), Если (Если хочешь, Ася, пойдём в школу вместе).
Составьте словообразовательную цепочку для слова примириться.
С помощью каких средств связаны 1 и 2 предложения текста?
Найдите предложения с деепричастными оборотами, объясните постановку знаков препинания.
Найдите в тексте предложения с обращением, с вводным словом.
Найдите в тексте предложения с приложением.
Выполните синтаксический анализ предложения: Он живо представлял саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.
Найдите в тексте 4-6 слов с разными орфограммами и объясните их графически.
Комплексный анализ текста 2
Каждый обитатель квартиры, в которой жил и я, знал, насколько Уродливый был уродлив.
Местный кот. Обычный такой, не породистый. Он имел только один глаз, а на месте другого зияло отверстие, еле прикрытое кошачьими веками, с той же самой стороны отсутствовало и ухо, а левая нога была когда-то поломана и срослась под каким-то невероятным углом, благодаря чему создавалось впечатление, что кот всё время собирается повернуть за угол. Его хвост давно отсутствовал, остался только маленький огрызок, который постоянно дёргался...
Если бы не множество болячек, его, наверное, можно было бы назвать тёмно-серым полосатым котом со двора. У любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до чего же уродливый кот. Всем детям было категорически запрещено касаться его, а взрослые поливали его из шланга, когда он пытался войти в дом.
Но странное дело: на все действия детей и взрослых Уродливый всегда проявлял одну и ту же реакцию. Если он видел детей, он бежал к ним и тёрся головой о руки и громко мяукал, выпрашивая ласку. Если кто-нибудь всё-таки брал его на руки, он тут же начинал сосать уголок рубашки или что-нибудь другое, до чего мог дотянуться.
Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь.
Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком.
Я нёс его домой и больше всего боялся навредить ему ещё больше. А он тем временем пытался лизнуть моё ухо. Я прижал его к себе. Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание. Даже испытывая такую страшную боль, кот просил об одном – о капельке привязанности! Возможно, о капельке сострадания и любви.
И в тот момент я думал, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречал в жизни. Самым любящим и самым красивым. Никогда он даже не попробует укусить, или оцарапать меня, или просто покинуть. А он смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль, что теперь всё у него будет хорошо, что наконец-то нашёлся настоящий хозяин, которому можно отдать всю силу нерастраченной любви...
Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный кот-калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь. Так оно и было на самом деле. Уродливый сообщил мне о сострадании больше, чем тысяча книг, лекций, проповедей или разговоров. Настало и для меня время учиться любить верно и глубоко, отдавать ближнему своему всё без остатка...
(По В. Черноречину*)
Текст из открытого банка ОГЭ ФИПИ
Задания к тексту
Прочитайте текст выразительно. Озаглавьте его.
Определите тип заголовка. Найдите опорные слова и словосочетания, раскрывающие тему и идею текста.
Составьте подробный план текста.
Подберите синонимы к словам обитатель, невероятным, категорически, антонимы – к словам нашёлся, навредить, уверенный
Найдите слова (2-3), в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните почему.
Дайте характеристику всех согласных в слове капельке
Выполните морфемный разбор слов пересекал, покусан, любящим.
Выполните морфологический разбор слов сообщил, больше, чем (Уродливый сообщил мне о сострадании больше, чем тысяча книг, лекций, проповедей или разговоров).
. Составьте словообразовательную цепочку для слова прикрытое.
С помощью каких средств связаны предпоследнее и последнее предложения текста?
Найдите предложения с причастными и деепричастными оборотами, объясните постановку знаков препинания.
Найдите в тексте предложения с однородными сказуемыми.
Найдите в тексте предложения с вводными словами.
Выполните синтаксический анализ предложения: Всем детям было категорически запрещено касаться его, а взрослые поливали его из шланга, когда он пытался войти в дом.
Найдите в тексте 4-6 слов с разными орфограммами и объясните их графически.