Слово учителя. Все мы прекрасно понимаем, что без природы невозможна человеческая жизнь. Это не просто источник жизни человека. Природа дает человеку и духовные силы. Мы любим зиму. Нигде нет такой зимы, как у нас в России. Русская зима воспета в картинах, стихах, музыке. Сегодня мы с вами попадем в зимний лес… Каким его увидели, например, художники Шишкин и Зайцев? Посмотрите, ребята, на репродукции картин этих художников. Что мы увидели? (Лес покрыт снежными хлопьями, чувствуется безмолвная тишина). - Какие краски используют художники? Какое настроение вызывают данные репродукции? (Художники используют белый цвет, оттенки серого, а также слегка желтоватый цвет и множество оттенков коричневого цвета. Несмотря на преобладание на полотне белого, холодного цвета, суровой картина не кажется. Пейзаж умиротворяет. Реалистичность картины пробуждает желание прогуляться по хрустящему зимнему покрывалу таинственного леса). 2. А сейчас мы обратимся к тексту М. Пришвина. О творчестве писателя вы слышали и знаете некоторые его произведения. Что можно о нем рассказать? (Индивидуальное сообщение ученика) Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году в обедневшей купеческой семье. Получил высшее образование в Германии, по профессии был агрономом, но большую часть своей жизни он посвятил работе в различных журналах, занимался краеведением, педагогической работой, увлекался охотой. В круг детского чтения вошли произведения «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца», «Золотой луг», «Журка», «Ёж», «Ребята и утята» и т. д. 3.Сегодня мы обратимся еще к одному произведению М.Пришвина, вернее, к отрывку. О названии произведения сообщу позже. Полагаю, что вы не были снежной зимой в х..л..дном лесу. -Ребята, почему автор считает, что люди не ходят зимой в лес? (Холодно, выпало много снега, грибы и ягоды не собрать. Но некоторые дети начинают высказывать иное мнение-с родителями ходят в лес именно зимой, чтобы покататься на лыжах). -Как вы думаете, что или кого можно увидеть в лесу зимой? (Много снега, лиственные деревья без листьев, хвойные деревья укрыты снежным покрывалом. Зайца в белой шубке. Сову, охотящуюся на мышь) Там лежат согнутые дерев..я и так ни..ко, что только зайцу под ними пр..скакать. -Почему там лежат согнутые деревья? По какой причине они согнуты? (Если деревце тонкое, то под тяжестью снега ствол сгибается) Бере..ка вершиной, как ладонью, забирала падающий снег. -Какое выразительное средство присутствует в этом предложении? (Сравнение) От этого вырос ком и вершина стала сгибат…ся. Вершина клонилась, наконец погрузилась в снег и примерзла до весны. Под этой аркой проходили звери, пробирались люди на лыжах. Я знаю волшебное средство, чтобы идти по такой доро…ке, не наклонясь. -Давайте пофантазируем! Какое «волшебство» может здесь присутствовать? Какие действия может совершить автор? (Убрать снег взглядом, взмахом руки и т.д.) Беру хорошую палочку и стучу по склоненному дер..ву. Снег валит...ся вниз. Дерево прыга..т вверх и уступа..т мне дорогу. Медленно иду разгорающимся утром и волшебным ударом с наслаждением освобождаю дерево. Физкультминутка. Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. (Плавное покачивание поднятыми вверх руками) Руки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. (Встряхивание рук перед собой) В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. (Горизонтальные, одновременные движения руками вправо - влево) Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад (2 раза) Словарная работа. В этом тексте вам встретились новые слова и словосочетания. Давайте выясним их значение. согнутые деревья – наклонённые деревья. ком – уплотнённый округлый кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого, (снежный ком). примёрзнуть – прилипнуть под действием мороза. арка - дугообразное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами (деревьями) А теперь попробуем составить небольшой план этого текста. 3) Как можно озаглавить текст? (Зимний лес) 4) Определите тему текста. (Деревья в снегу или зимний лес). Ребята, М. Пришвин назвал свой рассказ «Деревья в плену». Как вы думаете, почему? (От снега вершины деревьев склонились к земле и примерзли до весны, поэтому они взяты «в плен»). 5) Сколько микротем в этом тексте? Почему? (Две микротемы, потому что 2 абзаца) 6). На доске оформлена запись Стили речи Типы речи А сейчас смотрим на доску и вспоминаем, какие стили и типы речи нам известны. Перепишем данную схему в тетрадь. Определите стиль речи и тип речи данного текста. Аргументируйте свой ответ. (Художественный стиль. Автор рисует картину зимнего леса. Перед нами возникают образы деревьев зимнего леса. Автор использует яркие средства выразительности: олицетворения («Вырос ком», «вершина погрузилась», дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу»), сравнение («как ладонью, забирала падающий снег»), эпитеты («волшебное» средство, «склоненному» дереву). Тип речи – описание и повествование. 7) Как вы думаете, какова основная мысль текста? (Интересно и забавно освобождать деревья от снежного плена). Закрепление Вставьте пропущенные буквы 8) Найдите предложение с однородными сказуемыми. Какую роль в тексте они играют? (Вершина клонилась, наконец погрузилась в снег и примерзла до весны. Дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно иду разгорающимся утром и волшебным ударом с наслаждением освобождаю дерево. Беру хорошую палочку и стучу по склоненному дереву.) Использование однородных членов, в данном случае сказуемых, помогает охарактеризовать предмет, делают речь яркой и насыщенной. 9) Пересказ текста (1-2 ученика) Домашнее задание Оценивание |