СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текста. Диалог с текстом.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста. Диалог с текстом.»




Ваганова Ксения Михайловна


Конспект урока русского языка

5 класс

Тема: Комплексный анализ текста

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков

Цели урока:

  • обучать детей навыкам комплексного анализа текста;

  • развивать внимание, память, мышление и речь учащихся;

  • воспитывать интерес к предмету, внимательность, чуткость по отношению к окружающим, наблюдательность.

Оборудование:

  • рабочая тетрадь, текст на каждого ученика, портрет М. Пришвина, картины: Шишкин И.И. «Зима», Зайцев А.В. «В зимнем лесу».

Ход урока.

Конспект

Используемые приёмы работы с текстом, стратегии чтения

1этап урока. Организационный момент (мотивирование на учебную деятельность)

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».









«Эпиграф»






Дети читают эпиграф, написанный на доске

«Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна». С. Есенин

-Ребята, как вы думаете, про какое время года пойдет речь на уроке? (Зима)

2 этап урока. Работа по теме урока

  1. Слово учителя.

Все мы прекрасно понимаем, что без природы невозможна человеческая жизнь. Это не просто источник жизни человека. Природа дает человеку и духовные силы. Мы любим зиму. Нигде нет такой зимы, как у нас в России. Русская зима воспета в картинах, стихах, музыке. Сегодня мы с вами попадем в зимний лес…

Каким его увидели, например, художники Шишкин и Зайцев? Посмотрите, ребята, на репродукции картин этих художников. Что мы увидели? (Лес покрыт снежными хлопьями, чувствуется безмолвная тишина).

- Какие краски используют художники? Какое настроение вызывают данные репродукции? (Художники используют белый цвет, оттенки серого, а также слегка желтоватый цвет и множество оттенков коричневого цвета. Несмотря на преобладание на полотне белого, холодного цвета, суровой картина не кажется. Пейзаж умиротворяет. Реалистичность картины пробуждает желание прогуляться по хрустящему зимнему покрывалу таинственного леса).

2. А сейчас мы обратимся к тексту М. Пришвина. О творчестве писателя вы слышали и знаете некоторые его произведения. Что можно о нем рассказать?

(Индивидуальное сообщение ученика) Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году в обедневшей купеческой семье. Получил высшее образование в Германии, по профессии был агрономом, но большую часть своей жизни он посвятил работе в различных журналах, занимался краеведением, педагогической работой, увлекался охотой. В круг детского чтения вошли произведения «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца», «Золотой луг», «Журка», «Ёж», «Ребята и утята» и т. д.

3.Сегодня мы обратимся еще к одному произведению М.Пришвина, вернее, к отрывку. О названии произведения сообщу позже.

Полагаю, что вы не были снежной зимой в х..л..дном лесу.

-Ребята, почему автор считает, что люди не ходят зимой в лес? (Холодно, выпало много снега, грибы и ягоды не собрать. Но некоторые дети начинают высказывать иное мнение-с родителями ходят в лес именно зимой, чтобы покататься на лыжах).

-Как вы думаете, что или кого можно увидеть в лесу зимой? (Много снега, лиственные деревья без листьев, хвойные деревья укрыты снежным покрывалом. Зайца в белой шубке. Сову, охотящуюся на мышь)

Там лежат согнутые дерев..я и так ни..ко, что только зайцу под ними пр..скакать.

-Почему там лежат согнутые деревья? По какой причине они согнуты? (Если деревце тонкое, то под тяжестью снега ствол сгибается)

Бере..ка вершиной, как ладонью, забирала падающий снег.

-Какое выразительное средство присутствует в этом предложении? (Сравнение)

От этого вырос ком и вершина стала сгибат…ся. Вершина клонилась, наконец погрузилась в снег и примерзла до весны. Под этой аркой проходили звери, пробирались люди на лыжах.

Я знаю волшебное средство, чтобы идти по такой доро…ке, не наклонясь.

-Давайте пофантазируем! Какое «волшебство» может здесь присутствовать? Какие действия может совершить автор? (Убрать снег взглядом, взмахом руки и т.д.)

Беру хорошую палочку и стучу по склоненному дер..ву. Снег валит...ся вниз. Дерево прыга..т вверх и уступа..т мне дорогу. Медленно иду разгорающимся утром и волшебным ударом с наслаждением освобождаю дерево.

Физкультминутка.

Руки подняли  и покачали –
Это деревья в лесу.  (Плавное покачивание  поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.  (Встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.  (Горизонтальные, одновременные движения руками  вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад   (2 раза)

  1. Словарная работа. В этом тексте вам встретились новые слова и словосочетания. Давайте выясним их значение.

согнутые деревья – наклонённые деревья.

ком – уплотнённый округлый кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого, (снежный ком).

примёрзнуть – прилипнуть под действием мороза.

арка - дугообразное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами (деревьями)

  1. А теперь попробуем составить небольшой план этого текста.

  • Лес зимой

  • Помощь в освобождении от плена

3) Как можно озаглавить текст? (Зимний лес)

4) Определите тему текста. (Деревья в снегу или зимний лес).

Ребята, М. Пришвин назвал свой рассказ «Деревья в плену». Как вы думаете, почему? (От снега вершины деревьев склонились к земле и примерзли до весны, поэтому они взяты «в плен»).

5) Сколько микротем в этом тексте? Почему? (Две микротемы, потому что 2 абзаца)

6). На доске оформлена запись

Стили речи Типы речи


А сейчас смотрим на доску и вспоминаем, какие стили и типы речи нам известны. Перепишем данную схему в тетрадь. Определите стиль речи и тип речи данного текста. Аргументируйте свой ответ.

(Художественный стиль. Автор рисует картину зимнего леса. Перед нами возникают образы деревьев зимнего леса. Автор использует яркие средства выразительности: олицетворения («Вырос ком», «вершина погрузилась», дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу»), сравнение

(«как ладонью, забирала падающий снег»), эпитеты («волшебное» средство, «склоненному» дереву).

Тип речи – описание и повествование.

7) Как вы думаете, какова основная мысль текста?

(Интересно и забавно освобождать деревья от снежного плена).

Закрепление

Вставьте пропущенные буквы

8) Найдите предложение с однородными сказуемыми. Какую роль в тексте они играют? (Вершина клонилась, наконец погрузилась в снег и примерзла до весны. Дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно иду разгорающимся утром и волшебным ударом с наслаждением освобождаю дерево. Беру хорошую палочку и стучу по склоненному дереву.) Использование однородных членов, в данном случае сказуемых, помогает охарактеризовать предмет, делают речь яркой и насыщенной.

9) Пересказ текста (1-2 ученика)

Домашнее задание

Оценивание





































Диалог с текстом























Развитие читательского воображения

















Словарная работа









Составление плана














Составление схемы












Выделение концепта текста

















Подробное изложение текста вслух

Рефлексия. «Все в твоих руках».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

В конце урока вопрос учащимся:

- За что бы вы себя могли похвалить?























Приложение.


М. М. Пришвин




Шишкин И.И. «Зима»

Зайцев А.В. «В зимнем лесу»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!