СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текста в 8-11 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тексты для комплексного анализа в 8-11 классах. Данный вид работы помогает повторить и проверить знания по разным разделам русского языка.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Комплексный анализ (2)»

10 класс Комплексный анализ текста


  1. Спишите текст, расставляя пропущенные запятые и вставляя орфограммы на месте пропусков в словах.


(1) Я сказал о воде что она "краса природы" почти то(же) можно сказать о лесе. (2) Полная красота всякой мес?ности состоит именно в соед..нении воды с лесом. (3) Природа так и поступает реки речки ручьи и озера почти всегда обр..стают лесом или кустами. (4) Исключения редки.

(5) В соед..нении леса с водою заключается другая великая цель природы. (6) Леса хранители вод деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца от и(с,сс)ушительных ветров прохлада и сырость живут в их тени и не дают и(с,сс)якнуть текучей или стоячей влаге. (7) Убыль рек в России замеча..мая происходит по общему мнению от истр..бления лесов.

    (8) Все породы дерев смолистых как(то) сосна ель пихта называются красным лесом или краснолесьем. (9) Отличительное их качество состоит в том что вместо листьев они имеют иглы которых зимою не теряют а переменяют их весною и (в) начале лета осенью же они становят?ся полнее свежее и зеленее следовательно встречают зиму во всей красе и силе.

(10) Лес состоящий исключительно из одних сосен называет?ся бором.

(По С.Т.Аксакову)


  1. Докажите, что это текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Определите способ связи предложений в тексте.

  4. Найдите и обозначьте деепричастный и причастный обороты.

  5. Синтаксически разберите 3-е предложение.

  6. Укажите номера предложений, осложнённых вводными словами.

  7. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания слова «то(же)» (предложение 1).

Слово «то(же)» пишется .., потому что …

  1. Фонетически разберите слово редки.

  2. Произведите морфемный разбор слова и(с,сс)ушительных.







(1)Я сказал о воде, что она "краса природы"; почти то же можно сказать о лесе. (2) Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом. (3) Природа так и поступает: реки, речки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом или кустами. (4) Исключения редки.

(5) В соединении леса с водою заключается другая великая цель природы. (6) Леса - хранители вод: деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров; прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге. (7) Убыль рек, в целой России замечаемая, происходит, по общему мнению, от истребления лесов.

    (8) Все породы дерев смолистых, как-то: сосна, ель, пихта, называются красным лесом, или краснолесьем. (9) Отличительное их качество состоит в том, что вместо листьев они имеют иглы, которых зимою не теряют, а переменяют их весною и в начале лета; осенью же они становятся полнее, свежее и зеленее, следовательно, встречают зиму во всей красе и силе.

(10) Лес, состоящий исключительно из одних сосен, называется бором.

(По С.Т.Аксакову)


(Написание союзов, непроизносимые согласные, безударные гласные, корни с чередованием, удвоенные согласные на стыке приставки и корня, гласные в суффиксах причастий, написание местоимений, написание наречий, глаголы с –тся и –ться.

СПП, БСП, обобщающие слова, ОЧП, тире между подлежащим и сказуемым, ВС; обособленные приложение, определения и обстоятельства)



  



























Просмотр содержимого документа
«10 класс Комплексный анализ»

10 класс Комплексный анализ текста


1. Спишите текст, расставляя пропущенные запятые и вставляя орфограммы на месте пропусков в словах.

(1) В лесу стояли северные сумерки. (2) А лес молчаливый темный тянулся на много верст вокруг. (3) И весь этот лесной край был погруж..н теперь в грус?ное и спокойное ожидание ночи. (4) Мелкое болот..стое озеро по берегу которого мы проб..рались еще белело меж деревьев. (5)Но и оно было тускло и печально как в лесу. (6) Надвинулись тучи сливаясь с темнотою леса. (7) И все цепенел теплый со(н,нн)ый воздух напое(н,нн)ый пряным ароматом болотных трав и хвои. (8) Светляки золотистыми изумрудами тлели под кустами задремывающими под таинстве(н,нн)ый ш..пот кузнеч..ков. (9) Что(бы)сократить путь мы повернули от озера в дли(н,нн)ый и широкий коридор вековых сосен. (10) И уже с трудом различая дорогу пошли по глубокому песку к поляне как вдруг что(то) зашуршало в сухой перепута(н,нн)ой хвое и оттуда колом вынырнула большая головастая сова. (11) Она метнулась на нас я даже успел разглядеть ее серые штаники и взвилась на своих широких круглых крыльях. (12) Она отшатнулась и стала. (13) А сова бе(з,зз)вучно описав дугу снова пала (в)низ и плавно потонула в чаще ветвей во мраке.

(По И.А.Бунину)

2. Докажите, что это текст.

  1. Определите стиль и тип речи.

  2. Определите способ связи предложений в тексте.


  1. Найдите и обозначьте деепричастные и причастные обороты.

  2. Напишите, какой частью речи является каждое указанное слово:

таинстве(н,нн)ый (предложение 8),

что(бы) (предложение 10),

что(то) (предложение 10),

(в)низ (предложение 13)

7. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания слова «напоё (н,нн)ый» (предложение 7).

В слове «напоё(н,нн)ый» пишется буква .., потому что …

  1. Укажите номера СПП, составьте схемы, укажите виды придаточных.

  2. Синтаксически разберите 13-ое предложение.

  3. Фонетически разберите слово крылья.







(1) В лесу стояли северные сумерки. (2) А лес, молчаливый, темный, тянулся на много верст вокруг. (3) И весь этот лесной край был погружен теперь в грустное и спокойное ожидание ночи. (4) Мелкое болотистое озеро, по берегу которого мы пробирались, еще белело меж деревьев. (5)Но и оно было тускло и печально, как в лесу. (6) Надвинулись тучи, сливаясь с темнотою леса. (7) И все цепенел теплый сонный воздух, напоенный пряным ароматом болотных трав и хвои. (8) Светляки золотистыми изумрудами тлели под кустами, задремывающими под таинственный шепот кузнечиков. (9) Чтобы сократить путь, мы повернули от озера в длинный и широкий коридор вековых сосен. (10) И, уже с трудом различая дорогу, пошли по глубокому песку к поляне, как вдруг что-то зашуршало в сухой перепутанной хвое и оттуда колом вынырнула большая головастая сова. (11) Она метнулась на нас - я даже успел разглядеть ее серые штаники - и взвилась на своих широких круглых крыльях. (12) Она отшатнулась и стала. (13) А сова, беззвучно описав дугу, снова пала вниз и плавно потонула в чаще ветвей, во мраке.

(По И.А.Бунину)

(Гласные после шипящих в корнях слов и в суффиксах причастий; непроизносимые согласные; суффиксы прилагательных и существительных; корни с чередованием; Н и НН в прилагательных и причастий; написание наречий, местоимений, союзов; удвоенная согласная на стыке приставки и корня;

обособленные определения и обстоятельства; СПП; сравнительный оборот; вставное предложение; обособленное уточняющее обстоятельство)

Просмотр содержимого документа
«11 класс Комплексный анализ текста»

  11 класс Комплексный анализ текста


  1. Спишите текст, расставляя пропущенные запятые и вставляя орфограммы на месте пропусков в словах.


(1) При своем падении они согнули и поломали молодые соседние деревья которые (не)смотря на свое уродство продолжают р..сти и зеленеть живописно искривясь (на)бок протянувшись по земле или скорчась в дугу. (2) Трупы лесных великанов тлея внутри долго сохраняют наружный вид кора их обрастает мохом и даже травою. (3) Мне (не)редко случалось (в)торопях вск..чить на такой древесный труп и провалит?ся ногами до земли сквозь его внутренность облако гнилой пыли похожей на пыль сухого дождевика обхватывало меня на (н..)сколько секунд...

(4) Но это (н..)сколько не нарушает общей красоты зеленого могучего лесного царства свободно р..стущего в свежести сумраке и тишине. (5) Отраден вид густого леса в знойный (пол)день освежителен его чистый воздух успокоительна его внутре(н,нн)яя тишина и приятен шелест листьев когда ветер порой пробегает по его вершинам! (6) Его мрак имеет что(то) таинстве(н,нн)ое, (не)известное. (7) Голос зверя птицы и человека изменяются в лесу звучат другими странными звуками. (8) Это какой(то) особый мир и народная фантазия населяет его сверх..естестве(н,нн)ыми существами лешими и кикиморами. (9) Но жутко в больш..м лесу во время бури хотя (в)низу и тихо деревья скрипят и стонут сучья трещат и ломаются. (10) (Не)вольный страх нападает на душу и заставляет человека бежать на открытое место.

   (По С.Т.Аксакову)


  1. Докажите, что это текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Определите способ связи предложений в тексте.

  4. Найдите и обозначьте деепричастные и причастный обороты.

  5. Напишите, какой частью речи является каждое указанное слово:

(не)смотря на (предложение 1),

(в)торопях (предложение 3),

(не)сколько (предложение 3),

р…стущего (предложение 4).

  1. Синтаксически разберите 2-ое предложение.

  2. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания слова «вск…чить» (предложение 3).

В слове «вск..чить» пишется буква .., потому что …

  1. Произведите морфемный разбор слова освежителен (предложение 5).

  2. Произведите морфологический разбор слова таинственное (предложение 6)

  





(1) При своем падении они согнули и поломали молодые соседние деревья, которые, несмотря на свое уродство, продолжают расти и зеленеть, живописно искривясь набок, протянувшись по земле или скорчась в дугу. (2) Трупы лесных великанов, тлея внутри, долго сохраняют наружный вид; кора их обрастает мохом и даже травою. (3) Мне нередко случалось второпях вскочить на такой древесный труп и провалиться ногами до земли сквозь его внутренность: облако гнилой пыли, похожей на пыль сухого дождевика, обхватывало меня на несколько секунд...

(4) Но это нисколько не нарушает общей красоты зеленого, могучего лесного царства, свободно растущего в свежести, сумраке и тишине. (5) Отраден вид густого леса в знойный полдень, освежителен его чистый воздух, успокоительна его внутренняя тишина и приятен шелест листьев, когда ветер порой пробегает по его вершинам! (6) Его мрак имеет что-то таинственное, неизвестное. (7) Голос зверя, птицы и человека изменяются в лесу, звучат другими, странными звуками. (8) Это какой-то особый мир, и народная фантазия населяет его сверхъестественными существами: лешими и кикиморами. (9) Но жутко в большом лесу во время бури, хотя внизу и тихо: деревья скрипят и стонут, сучья трещат и ломаются. (10) Невольный страх нападает на душу и заставляет человека бежать на открытое место.

   (По С.Т.Аксакову)


(Производные предлоги, корни с чередованием, написание наречий, НЕ с прилагательными и наречиями, НЕ и НИ с местоимениями, -тся и –ться в глаголах, слова с пол-, Н и НН в прилагательных, дефисное написание местоимений, слова с Ъ.;

СПП, БСП, ССП, обособленные обстоятельства и определения, обобщающее слово, ОЧП)





Просмотр содержимого документа
«11 класс Комплексный анализ текста»

11 класс Комплексный анализ текста


1. Спишите текст, расставляя пропущенные запятые и вставляя орфограммы на месте пропусков в словах.

(1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места что когда продерёш?ся через спута(н,нн)ые лесные зар..сли, заполне(н,нн)ые к тому же крапивой и присядеш? около самой воды почувствуеш? себя как бы  в отгороже(н, нн)ом от остального земного пространства мире.

(2) У черёмух выр..сли до своей величины буду?щие ягоды. (3) Теперь они гладкие ж..сткие всё равно как выреза(н,нн)ы из зелёной кости и отполирова(н,нн)ы. (4) Листья ракиты повёрнуты то своей (ярко)зелёной то обратной матовой серебря(н,нн)ой стороной (от)чего всё дерево вся его крона всё так сказать пятно в общей картине кажется светлым. (5) У кромки воды р..стут наклонясь в сторону травы. (6) Кажется даже что дальше травы привстают на ц..почки тянут?ся изо всех сил что(бы) обязательно хотя бы 
из(за) плеч? поглядеть в воду. (7) Тут и крапива тут и высоченные зонтичные названия которым здесь у нас (н..)кто не знает.

(8) Но больше всех украшает наш замкнутый земной мирок (не)кое высокое р..стение с пышными белыми цветами. (9) То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе (не)заметен но собрались цветы на стебле в бесчисле(н,нн)ом множестве и образуют пышную белую слегка желтоватую шапку р..стения. (10) А так как его стебли (н..)когда не р..стут поодиночке то пышные шапки сливают?ся и вот уже как бы белое облако дремлет среди (не)подвижной лесной травы. (11) Ещё и потому (не)возможно не залюбоват?ся этим р..стением что едва лиш? пр..греет солнце как от белого цветочного облака поплывут во все стороны (не)зримые клубы (не)зримые облака крепкого медвяного аромата.

(По В.А.Солоухину)

  1. Докажите, что это текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Определите способ связи предложений в тексте.

  4. Найдите и выпишите деепричастие и причастия..

  5. Напишите, какой частью речи является каждое указанное слово:

спута..ые (предложение 1),

(от)чего (предложение 4),

(н..)кто (предложение 7),

среди (предложение 10).

  1. Синтаксически разберите 1-ое предложение.

  2. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания слова «отполирова..ы» (предложение 3).

В слове «отполирова..ы» пишется буква .., потому что …

  1. Произведите морфемный разбор слова гладкие (предложение 3).

  2. Произведите морфологический разбор слова вырезаны (предложение 3)

  



(1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы  в отгороженном от остального земного пространства мире.

(2)У черёмух выросли до своей величины будущие ягоды. (3)Теперь они гладкие, жёсткие, всё равно как вырезаны из зелёной кости и отполированы. (4)Листья ракиты повёрнуты то своей ярко-зелёной, то обратной, матовой, серебряной стороной, отчего всё дерево, вся его крона, всё, так сказать, пятно в общей картине кажется светлым. (5)У кромки воды растут, наклонясь в сторону, травы. (6)Кажется даже, что дальше травы привстают на цыпочки, тянутся изо всех сил, чтобы обязательно, хотя бы 
из-за плеч, поглядеть в воду. (7)Тут и крапива, тут и высоченные зонтичные, названия которым здесь у нас никто не знает.

(8)Но больше всех украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. (9)То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку растения. (10)А так как его стебли никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже как бы белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. (11)Ещё и потому невозможно не залюбоваться этим растением, что едва лишь пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.

(По В.А.Солоухину)

(Н и НН в причастиях и прилагательных; дефисное написание прилагательных, предлогов; Ь после шипящих; Ы – И после Ц; НЕ и НИ с разными частями речи; корни с чередованием;

знаки препинания в СПП и ССП, при ОЧП и ВС, ДО)





Просмотр содержимого документа
«8 класс Комплексный анализ»

8 класс Комплексный анализ текста


1. Спишите текст, расставляя пропущенные запятые и вставляя орфограммы на месте пропусков в словах.


(1) Но вот наступает вечер. (2) З..ря запылала пожаром и обхватила (пол)неба. (3) Солнце садит?ся. (4) Воздух (в)близи как(то) особенно прозрачен словно стекля(н,нн)ый; (в)дали падает алый блеск на поляны еще (не)давно облитые потоками жидкого золота; от деревьев от кустов от высоких стогов сена побежали дли(н,нн)ые тени... (5) Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. (6) Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают воздух наливается мглою. (7) Пора домой в деревню в избу где вы ночу(и,е)те. (8) Закинув ружье за плечи быстро идете вы (не)смотря на усталость. (9) А вон (в)низу (на)право уже мелькают огоньки деревни. (10) Вот наконец и ваша изба. (11) Сквозь окошко вид(и,е)те вы стол покрытый белой скатертью г..рящую свечу ужин. 
(По И.С.Тургеневу)

2. Найдите и укажите причастные и деепричастные обороты.


3. Синтаксически разберите 11-ое предложение.



4. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания «з..ря» (предложение 2).

В слове «з..ря» пишется буква .., потому что …

5. Запишите номер сложноподчинённого предложения и составьте схему к нему.

6. Напишите, какой частью речи является каждое указанное слово:

(в)близи (предложение 4);

облитые (предложение 4);

закинув (предложение 8);

г..рящую (предложение 11).


7. Выпишите 3 словосочетания с разными видами связи и укажите их.


8.Выпишите грамматические основы из 5-6 предложений.


9. Произведите морфемный разбор слова жидкого.


10. Произведите морфологический разбор слова покрытый.










(1)Но вот наступает вечер. (2) Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. (3) Солнце садится. (4) Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени... (5) Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. (6) Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. (7) Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночуете. (8)Закинув ружье за плечи, быстро идете вы, несмотря на усталость. (9)А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни. (10) Вот наконец и ваша изба. (11) Сквозь окошко видите вы стол, покрытый белой скатертью, горящую свечу, ужин. 
(По И.С.Тургеневу)



(Безударные гласные в корнях с чередованием; слова с пол-; -тся и –ться в глаголах; Н и НН в прилагательных; написание наречий; НЕ с наречиями; производные предлоги; личные окончания глаголов; БСП; обособленные обстоятельства, выраженные ДО; обособленные уточняющие обстоятельства; ОЧП; обособленные определения, выраженные ПО; сравнительный оборот; СПП)


Просмотр содержимого документа
«9 класс Комплексный анализ текста»

9 класс Комплексный анализ текста


1. Спишите текст, расставляя пропущенные запятые и вставляя орфограммы на месте пропусков в словах.


(1) Я остановился снял шапку и выт..р пот со лба и лица. (2) Первое что я увид..л осмотревшись были снегири прыгающие по веткам орешника. (3) Птички шелушили что-то на кусте — не то сережки, не то почки шелуха сыпалась на снег снегири то(же) спрыгивали на снег и перепрыгивая и перепархивая с места на место соб..рали корм.

(4)Как н.. ярок был день как н.. золотило солнце те места на снегу куда оно попадало прямыми лучами как н.. густа была синева там куда н.. доставало солнце как н.. ослепительно сверкали иногда крупные кристаллики снега, — все же н..чего н.. было ярче красных грудоч..к снегирей.

(5)Снегири! (6)Как же я не замечал их раньше! (7)И вообще когда я вид..л снегирей последний раз? (8)Давным(давно) в детстве когда мы с братом мастерили зимой кормушки для птич..к и к нам прилетали ярко(желтые) овсяночки и красногрудые снегири и надо было следить чтобы не налетела сорока и не сожрала а более того не разбрыляла ногами весь корм.

(9)Воспом..нания окружили меня и предавшись воспоминаниям я медле(н,нн)о поехал по лесу. (По В.А.Солоухину)



  1. Докажите, что это текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Определите способ связи предложений в тексте.

  4. Укажите лексическое значение слова разбрыляла.


  1. Найдите и обозначьте деепричастные обороты.

  2. Синтаксически разберите 2-е предложение.

  3. Укажите номер предложения, осложнённого вводным словом.

  4. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания слова «то(же)» (предложение 3).

Слово «то(же)» пишется .., потому что …

  1. Фонетически разберите слово серёжки.

  2. Произведите морфемный разбор слова ослепительно.
















(1) Я остановился, снял шапку и вытер пот со лба и лица. (2) Первое, что я увидел, осмотревшись, были снегири, прыгающие по веткам орешника. (3) Птички шелушили что-то на кусте — не то сережки, не то почки, — шелуха сыпалась на снег, снегири тоже спрыгивали на снег и, перепрыгивая и перепархивая с места на место, собирали корм.

(4)Как ни ярок был день, как ни золотило солнце те места на снегу, куда оно попадало прямыми лучами, как ни густа была синева там, куда не доставало солнце, как ни ослепительно сверкали иногда крупные кристаллики снега, — все же ничего не было ярче красных грудочек снегирей.

(5)Снегири! (6)Как же я не замечал их раньше! (7)И вообще, когда я видел снегирей последний раз? (8)Давным-давно, в детстве, когда мы с братом мастерили зимой кормушки для птичек и к нам прилетали ярко-желтые овсяночки и красногрудые снегири, и надо было следить, чтобы не налетела сорока и не сожрала, а более того, не разбрыляла ногами весь корм.

(9)Воспоминания окружили меня, и, предавшись воспоминаниям, я медленно поехал по лесу. (По В.А.Солоухину)



(Корни с чередованием; написание союзов; НЕ и НИ с разными частями речи; суффиксы

Существительных –ек- и –ик-; дефис в прилагательных и наречиях; Н и НН в наречиях;


СПП; БСП; ССП; обособленные обстоятельства и определения; ОЧП; вводное слово; уточняющее обстоятельство)



РАЗБРЫЛЯТЬ или разбрылить, разбросать, раскидать, разбрызгать брылями, губами. Где лакала собака, тут и разбрыляла. Подотри с полу разбрылки м. мн.

 



Просмотр содержимого документа
«9 класс Комплексный анализ текста»

9 класс Комплексный анализ текста


  1. Спишите текст, расставляя пропущенные запятые и вставляя орфограммы на месте пропусков в словах.

(1) Мы ждем самолета чтоб вылететь в Архангельск глядим на небо считая минуты. (2) За время пут..шествия мы привыкли ждать тоскливо уставясь на дорогу ждали попутных машин ждали лодок пережидали разгру..ку баржи ожидали пароходы пригородные поезда мы привыкли ждать часами днями по нескольку суток. (3) Вся разница только в том что сейчас мы ждем помощи не с земли а с неба.

(4) И эта помощ? падает (из)за облаков. (5)Маленький самолетик встряхиваясь на коч?ках бежит по лугу. (6) Он (на)столько мал что мы все в него не уместимся летчику придется делать второй рейс.

(7) Тень от самолета гладит на прощание луг возле крошечного домика стоят мои товарищи смотрят (в)верх. (8) Я оторвался от земли оторвался от друзей на время часа через два на Архангельском аэровокзале мы снова сойдемся вместе. (9) Но теперешнее ра(с,сс)тавание напоминание о том что скоро нам придет?ся простит?ся. (10) Боря Филев отправит?ся в свой Киров мы трое москвичей раз(ь,ъ)едемся по своим домам в разные концы больш..го города

2. Докажите, что это текст.

  1. Определите стиль и тип речи.

  2. Определите способ связи предложений в тексте.


  1. Найдите и обозначьте деепричастные обороты.

  2. Синтаксически разберите 1-е предложение.

  3. Выпишите 3 примера словосочетаний с разными видами связи.

  4. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания слова «пут..шествия» (предложение 2).

Слово «пут..шествия» пишется с буквой .., потому что …

  1. Фонетически разберите слово раз(ь,ъ)едемся.

  2. Произведите морфемный разбор слова пережидали.

















(1) Мы ждем самолета, чтоб вылететь в Архангельск, глядим на небо, считая минуты. (2) За время путешествия мы привыкли ждать, тоскливо уставясь на дорогу: ждали попутных машин, ждали лодок, пережидали разгрузку баржи, ожидали пароходы, пригородные поезда, мы привыкли ждать часами, днями, по нескольку суток. (3) Вся разница только в том, что сейчас мы ждем помощи не с земли, а с неба.

(4) И эта помощь падает из-за облаков. (5)Маленький самолетик, встряхиваясь на кочках, бежит по лугу. (6) Он настолько мал, что мы все в него не уместимся, летчику придется делать второй рейс.

(7) Тень от самолета гладит на прощание луг, возле крошечного домика стоят мои товарищи, смотрят вверх. (8) Я оторвался от земли, оторвался от друзей на время, часа через два на Архангельском аэровокзале мы снова сойдемся вместе. (9) Но теперешнее расставание — напоминание о том, что скоро нам придется проститься. (10) Боря Филев отправится в свой Киров, мы, трое москвичей, разъедемся по своим домам, в разные концы большого города.

(СПП; БСП; обособленные обстоятельства и приложения; тире между подлежащим и сказуемым)

Просмотр содержимого документа
«9 класс Комплексный анализ текста»

9 класс Комплексный анализ текста


1. Спишите текст, расставляя пропущенные запятые и вставляя орфограммы на месте пропусков в словах.



(1) (В)скоре лыжню пересек рыхлый глубокий след лося. (2) И я (не)которое время ш..л раздумывая о том какое лось редкое и красивое животное. (3) С одной стороны хорош.. что их стало много попадат?ся в Подмосковье но с другой стороны животные эти абсолютно бесполезные и даже вредные ибо объедают верхние мутовки молодых деревьев губят посадки. (4) А лес драгоце(н,нн)ей чем лось живущий в лесу и поэтому (в)роде бы и хорош.. что развели лосей но (в)роде бы и нет в этом (н..)чего хорошего. (5) СИ вообще в природе существует железная цепочка целесообразности так что разжав одно звено можно получить отдачу где(нибудь) в другом месте цепочки десятью звеньями ниже.

(6)Наверное далеко бы увели меня мысли в этом направлении но тут я вышел на поляну и что(то) отвлекло мое внимание что(то) удивило меня прежде чем я мог понять что же меня отвлекло и удивило. (7) Ну, конечно! (8) Взгляд остановился на кустах ольхи р..стущих посреди поляны. (9) (Не) удивит?ся им было нельзя среди всего синего особенно синим было небо а потом уж и снег и стволы берез ольшаник был глубокого ш..коладного цвета. (10) Он так и бросался в глаза и удивительно что я не замечал раньше какой ш..коладный бывает ольшаник в лесу освеще(н,нн)ый мартовским солнцем.

(По В.А.Солоухину)

  1. Докажите, что это текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Определите способ связи предложений в тексте.


  1. Выпишите номера сложных предложений и укажите их виды.

  2. Синтаксически разберите 8-е предложение.

  3. Выпишите 3 примера словосочетаний с разными видами связи.

  4. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания слова «освещё..ый» (предложение 10).

Слово «освещё..ый» пишется с .., потому что …

  1. Фонетически разберите слово разжав.

  2. Произведите морфемный разбор слова остановился.








(1) Вскоре лыжню пересек рыхлый глубокий след лося. (2) И я некоторое время шел, раздумывая о том, какое лось редкое и красивое животное. (3) С одной стороны, хорошо, что их стало много попадаться в Подмосковье, но, с другой стороны, животные эти абсолютно бесполезные и даже вредные, ибо объедают верхние мутовки молодых деревьев, губят посадки. (4) А лес драгоценней, чем лось, живущий в лесу, и поэтому вроде бы и хорошо, что развели лосей, но вроде бы и нет в этом ничего хорошего. (5)И вообще в природе существует железная цепочка целесообразности, так что, разжав одно звено, можно получить отдачу где-нибудь в другом месте цепочки, десятью звеньями ниже.

(6)Наверное, далеко бы увели меня мысли в этом направлении, но тут я вышел на поляну, и что-то отвлекло мое внимание, что-то удивило меня прежде, чем я мог понять, что же меня отвлекло и удивило. (7) Ну, конечно! (8) Взгляд остановился на кустах ольхи, растущих посреди поляны. (9) Не удивиться им было нельзя: среди всего синего (особенно синим было небо, а потом уж и снег, и стволы берез) ольшаник был глубокого шоколадного цвета. (10) Он так и бросался в глаза, и удивительно, что я не замечал раньше, какой шоколадный бывает ольшаник в лесу, освещенный мартовским солнцем.

(По В.А.Солоухину)

(Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и местоимений, НЕ с местоимениями, НЕ и НИ с местоимениями, гласные после шипящих, Н и НН в прилагательных и причастиях, корни с чередованием, НЕ с глаголами, глаголы с –тся и –ться;


знаки при ПО и ДО, вводных словах и вставных предложениях, в СПП, БСП)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!