Просмотр содержимого документа
«10 класс Комплексный анализ (2)»
10 класс Комплексный анализ текста
Спишите текст, расставляя пропущенные запятые и вставляя орфограммы на месте пропусков в словах.
(1) Я сказал о воде что она "краса природы" почти то(же) можно сказать о лесе. (2) Полная красота всякой мес?ности состоит именно в соед..нении воды с лесом. (3) Природа так и поступает реки речки ручьи и озера почти всегда обр..стают лесом или кустами. (4) Исключения редки.
(5) В соед..нении леса с водою заключается другая великая цель природы. (6) Леса хранители вод деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца от и(с,сс)ушительных ветров прохлада и сырость живут в их тени и не дают и(с,сс)якнуть текучей или стоячей влаге. (7) Убыль рек в России замеча..мая происходит по общему мнению от истр..бления лесов.
(8) Все породы дерев смолистых как(то) сосна ель пихта называются красным лесом или краснолесьем. (9) Отличительное их качество состоит в том что вместо листьев они имеют иглы которых зимою не теряют а переменяют их весною и (в) начале лета осенью же они становят?ся полнее свежее и зеленее следовательно встречают зиму во всей красе и силе.
(10) Лес состоящий исключительно из одних сосен называет?ся бором.
(По С.Т.Аксакову)
Докажите, что это текст.
Определите стиль и тип речи.
Определите способ связи предложений в тексте.
Найдите и обозначьте деепричастный и причастный обороты.
Синтаксически разберите 3-е предложение.
Укажите номера предложений, осложнённых вводными словами.
Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания слова «то(же)» (предложение 1).
Слово «то(же)» пишется .., потому что …
Фонетически разберите слово редки.
Произведите морфемный разбор слова и(с,сс)ушительных.
(1)Я сказал о воде, что она "краса природы"; почти то же можно сказать о лесе. (2) Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом. (3) Природа так и поступает: реки, речки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом или кустами. (4) Исключения редки.
(5) В соединении леса с водою заключается другая великая цель природы. (6) Леса - хранители вод: деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров; прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге. (7) Убыль рек, в целой России замечаемая, происходит, по общему мнению, от истребления лесов.
(8) Все породы дерев смолистых, как-то: сосна, ель, пихта, называются красным лесом, или краснолесьем. (9) Отличительное их качество состоит в том, что вместо листьев они имеют иглы, которых зимою не теряют, а переменяют их весною и в начале лета; осенью же они становятся полнее, свежее и зеленее, следовательно, встречают зиму во всей красе и силе.
(10) Лес, состоящий исключительно из одних сосен, называется бором.
(По С.Т.Аксакову)
(Написание союзов, непроизносимые согласные, безударные гласные, корни с чередованием, удвоенные согласные на стыке приставки и корня, гласные в суффиксах причастий, написание местоимений, написание наречий, глаголы с –тся и –ться.
СПП, БСП, обобщающие слова, ОЧП, тире между подлежащим и сказуемым, ВС; обособленные приложение, определения и обстоятельства)
Просмотр содержимого документа
«11 класс Комплексный анализ текста»
11 класс Комплексный анализ текста
Спишите текст, расставляя пропущенные запятые и вставляя орфограммы на месте пропусков в словах.
(1) При своем падении они согнули и поломали молодые соседние деревья которые (не)смотря на свое уродство продолжают р..сти и зеленеть живописно искривясь (на)бок протянувшись по земле или скорчась в дугу. (2) Трупы лесных великанов тлея внутри долго сохраняют наружный вид кора их обрастает мохом и даже травою. (3) Мне (не)редко случалось (в)торопях вск..чить на такой древесный труп и провалит?ся ногами до земли сквозь его внутренность облако гнилой пыли похожей на пыль сухого дождевика обхватывало меня на (н..)сколько секунд...
(4) Но это (н..)сколько не нарушает общей красоты зеленого могучего лесного царства свободно р..стущего в свежести сумраке и тишине. (5) Отраден вид густого леса в знойный (пол)день освежителен его чистый воздух успокоительна его внутре(н,нн)яя тишина и приятен шелест листьев когда ветер порой пробегает по его вершинам! (6) Его мрак имеет что(то) таинстве(н,нн)ое, (не)известное. (7) Голос зверя птицы и человека изменяются в лесу звучат другими странными звуками. (8) Это какой(то) особый мир и народная фантазия населяет его сверх..естестве(н,нн)ыми существами лешими и кикиморами. (9) Но жутко в больш..м лесу во время бури хотя (в)низу и тихо деревья скрипят и стонут сучья трещат и ломаются. (10) (Не)вольный страх нападает на душу и заставляет человека бежать на открытое место.
(По С.Т.Аксакову)
Докажите, что это текст.
Определите стиль и тип речи.
Определите способ связи предложений в тексте.
Найдите и обозначьте деепричастные и причастный обороты.
Напишите, какой частью речи является каждое указанное слово:
(не)смотря на (предложение 1),
(в)торопях (предложение 3),
(не)сколько (предложение 3),
р…стущего (предложение 4).
Синтаксически разберите 2-ое предложение.
Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания слова «вск…чить» (предложение 3).
В слове «вск..чить» пишется буква .., потому что …
Произведите морфемный разбор слова освежителен (предложение 5).
Произведите морфологический разбор слова таинственное (предложение 6)
(1) При своем падении они согнули и поломали молодые соседние деревья, которые, несмотря на свое уродство, продолжают расти и зеленеть, живописно искривясь набок, протянувшись по земле или скорчась в дугу. (2) Трупы лесных великанов, тлея внутри, долго сохраняют наружный вид; кора их обрастает мохом и даже травою. (3) Мне нередко случалось второпях вскочить на такой древесный труп и провалиться ногами до земли сквозь его внутренность: облако гнилой пыли, похожей на пыль сухого дождевика, обхватывало меня на несколько секунд...
(4) Но это нисколько не нарушает общей красоты зеленого, могучего лесного царства, свободно растущего в свежести, сумраке и тишине. (5) Отраден вид густого леса в знойный полдень, освежителен его чистый воздух, успокоительна его внутренняя тишина и приятен шелест листьев, когда ветер порой пробегает по его вершинам! (6) Его мрак имеет что-то таинственное, неизвестное. (7) Голос зверя, птицы и человека изменяются в лесу, звучат другими, странными звуками. (8) Это какой-то особый мир, и народная фантазия населяет его сверхъестественными существами: лешими и кикиморами. (9) Но жутко в большом лесу во время бури, хотя внизу и тихо: деревья скрипят и стонут, сучья трещат и ломаются. (10) Невольный страх нападает на душу и заставляет человека бежать на открытое место.
(По С.Т.Аксакову)
(Производные предлоги, корни с чередованием, написание наречий, НЕ с прилагательными и наречиями, НЕ и НИ с местоимениями, -тся и –ться в глаголах, слова с пол-, Н и НН в прилагательных, дефисное написание местоимений, слова с Ъ.;
СПП, БСП, ССП, обособленные обстоятельства и определения, обобщающее слово, ОЧП)
Просмотр содержимого документа
«9 класс Комплексный анализ текста»
9 класс Комплексный анализ текста
1. Спишите текст, расставляя пропущенные запятые и вставляя орфограммы на месте пропусков в словах.
(1) Я остановился снял шапку и выт..р пот со лба и лица. (2) Первое что я увид..л осмотревшись были снегири прыгающие по веткам орешника. (3) Птички шелушили что-то на кусте — не то сережки, не то почки шелуха сыпалась на снег снегири то(же) спрыгивали на снег и перепрыгивая и перепархивая с места на место соб..рали корм.
(4)Как н.. ярок был день как н.. золотило солнце те места на снегу куда оно попадало прямыми лучами как н.. густа была синева там куда н.. доставало солнце как н.. ослепительно сверкали иногда крупные кристаллики снега, — все же н..чего н.. было ярче красных грудоч..к снегирей.
(5)Снегири! (6)Как же я не замечал их раньше! (7)И вообще когда я вид..л снегирей последний раз? (8)Давным(давно) в детстве когда мы с братом мастерили зимой кормушки для птич..к и к нам прилетали ярко(желтые) овсяночки и красногрудые снегири и надо было следить чтобы не налетела сорока и не сожрала а более того не разбрыляла ногами весь корм.
(9)Воспом..нания окружили меня и предавшись воспоминаниям я медле(н,нн)о поехал по лесу. (По В.А.Солоухину)
Докажите, что это текст.
Определите стиль и тип речи.
Определите способ связи предложений в тексте.
Укажите лексическое значение слова разбрыляла.
Найдите и обозначьте деепричастные обороты.
Синтаксически разберите 2-е предложение.
Укажите номер предложения, осложнённого вводным словом.
Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания слова «то(же)» (предложение 3).
Слово «то(же)» пишется .., потому что …
Фонетически разберите слово серёжки.
Произведите морфемный разбор слова ослепительно.
(1) Я остановился, снял шапку и вытер пот со лба и лица. (2) Первое, что я увидел, осмотревшись, были снегири, прыгающие по веткам орешника. (3) Птички шелушили что-то на кусте — не то сережки, не то почки, — шелуха сыпалась на снег, снегири тоже спрыгивали на снег и, перепрыгивая и перепархивая с места на место, собирали корм.
(4)Как ни ярок был день, как ни золотило солнце те места на снегу, куда оно попадало прямыми лучами, как ни густа была синева там, куда не доставало солнце, как ни ослепительно сверкали иногда крупные кристаллики снега, — все же ничего не было ярче красных грудочек снегирей.
(5)Снегири! (6)Как же я не замечал их раньше! (7)И вообще, когда я видел снегирей последний раз? (8)Давным-давно, в детстве, когда мы с братом мастерили зимой кормушки для птичек и к нам прилетали ярко-желтые овсяночки и красногрудые снегири, и надо было следить, чтобы не налетела сорока и не сожрала, а более того, не разбрыляла ногами весь корм.
(9)Воспоминания окружили меня, и, предавшись воспоминаниям, я медленно поехал по лесу. (По В.А.Солоухину)
(Корни с чередованием; написание союзов; НЕ и НИ с разными частями речи; суффиксы
Существительных –ек- и –ик-; дефис в прилагательных и наречиях; Н и НН в наречиях;
СПП; БСП; ССП; обособленные обстоятельства и определения; ОЧП; вводное слово; уточняющее обстоятельство)
РАЗБРЫЛЯТЬ или разбрылить, разбросать, раскидать, разбрызгать брылями, губами. Где лакала собака, тут и разбрыляла. Подотри с полу разбрылки м. мн.
Просмотр содержимого документа
«9 класс Комплексный анализ текста»
9 класс Комплексный анализ текста
1. Спишите текст, расставляя пропущенные запятые и вставляя орфограммы на месте пропусков в словах.
(1) (В)скоре лыжню пересек рыхлый глубокий след лося. (2) И я (не)которое время ш..л раздумывая о том какое лось редкое и красивое животное. (3) С одной стороны хорош.. что их стало много попадат?ся в Подмосковье но с другой стороны животные эти абсолютно бесполезные и даже вредные ибо объедают верхние мутовки молодых деревьев губят посадки. (4) А лес драгоце(н,нн)ей чем лось живущий в лесу и поэтому (в)роде бы и хорош.. что развели лосей но (в)роде бы и нет в этом (н..)чего хорошего. (5) СИ вообще в природе существует железная цепочка целесообразности так что разжав одно звено можно получить отдачу где(нибудь) в другом месте цепочки десятью звеньями ниже.
(6)Наверное далеко бы увели меня мысли в этом направлении но тут я вышел на поляну и что(то) отвлекло мое внимание что(то) удивило меня прежде чем я мог понять что же меня отвлекло и удивило. (7) Ну, конечно! (8) Взгляд остановился на кустах ольхи р..стущих посреди поляны. (9) (Не) удивит?ся им было нельзя среди всего синего особенно синим было небо а потом уж и снег и стволы берез ольшаник был глубокого ш..коладного цвета. (10) Он так и бросался в глаза и удивительно что я не замечал раньше какой ш..коладный бывает ольшаник в лесу освеще(н,нн)ый мартовским солнцем.
(По В.А.Солоухину)
Докажите, что это текст.
Определите стиль и тип речи.
Определите способ связи предложений в тексте.
Выпишите номера сложных предложений и укажите их виды.
Синтаксически разберите 8-е предложение.
Выпишите 3 примера словосочетаний с разными видами связи.
Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания слова «освещё..ый» (предложение 10).
Слово «освещё..ый» пишется с .., потому что …
Фонетически разберите слово разжав.
Произведите морфемный разбор слова остановился.
(1) Вскоре лыжню пересек рыхлый глубокий след лося. (2) И я некоторое время шел, раздумывая о том, какое лось редкое и красивое животное. (3) С одной стороны, хорошо, что их стало много попадаться в Подмосковье, но, с другой стороны, животные эти абсолютно бесполезные и даже вредные, ибо объедают верхние мутовки молодых деревьев, губят посадки. (4) А лес драгоценней, чем лось, живущий в лесу, и поэтому вроде бы и хорошо, что развели лосей, но вроде бы и нет в этом ничего хорошего. (5)И вообще в природе существует железная цепочка целесообразности, так что, разжав одно звено, можно получить отдачу где-нибудь в другом месте цепочки, десятью звеньями ниже.
(6)Наверное, далеко бы увели меня мысли в этом направлении, но тут я вышел на поляну, и что-то отвлекло мое внимание, что-то удивило меня прежде, чем я мог понять, что же меня отвлекло и удивило. (7) Ну, конечно! (8) Взгляд остановился на кустах ольхи, растущих посреди поляны. (9) Не удивиться им было нельзя: среди всего синего (особенно синим было небо, а потом уж и снег, и стволы берез) ольшаник был глубокого шоколадного цвета. (10) Он так и бросался в глаза, и удивительно, что я не замечал раньше, какой шоколадный бывает ольшаник в лесу, освещенный мартовским солнцем.
(По В.А.Солоухину)
(Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и местоимений, НЕ с местоимениями, НЕ и НИ с местоимениями, гласные после шипящих, Н и НН в прилагательных и причастиях, корни с чередованием, НЕ с глаголами, глаголы с –тся и –ться;
знаки при ПО и ДО, вводных словах и вставных предложениях, в СПП, БСП)