Комплексный подход к профессиональному развитию педагогов
среднего профессионального образования
Профессиональное развитие педагогов организаций среднего профессионального образования оценивается конкретными достижениями в нескольких направлениях, которые достаточно четко сформулированы в Приказе Минобрнауки России от 07.04.2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (пп. 36,37). Эти направления целесообразно взять за основу анализа профессионального роста преподавателей и методического сопровождения подготовки к процедуре аттестации как на квалификационную категорию, так и на соответствие занимаемой должности:
- стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ,
- выявление и развитие способностей обучающихся к научной, творческой деятельности, их участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях,
- личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности,
- активное участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, в профессиональных конкурсах.
Более подробно и конкретизировано данные направления изложены в формах фиксирования результатов оценки профессиональной практической деятельности за межаттестационный период, разработанные Институтом развития образования Свердловской области для проведения всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников.
Методист колледжа составляет план-график прохождения аттестации преподавателей, руководствуясь установленными сроками, рекомендациями методического совета, пожеланиями преподавателей. Далее знакомит преподавателей с формой фиксирования результатов, обсуждает с преподавателями предпочтительную форму повышения квалификации.
Прежде всего, необходимо создать условия и дать возможность преподавателям каждые три года повышать квалификацию по направлению своей деятельности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (п. 5 ст. 47) и федеральными государственными образовательными стандартами это является и правом, и обязанностью преподавателя. В колледже составляется перспективный план повышения квалификации (приложение № 1) на 5 лет, который позволяет отследить, кому из преподавателей необходимо воспользоваться своим «правом и обязанностью». Как правило, повышение квалификации преподаватели проходят на базе ГАОУ ДПО СО «ИРО». Для преподавателей спецдисциплин организуются стажировки на предприятиях, являющихся социальными партнерами колледжа (АО «УПП «Вектор», АО «НПО автоматики им. академика Н.А. Семихатова», ПАО «Машиностроительный завод имени М. И. Калинина» и др.). С прошлого 2017/18 учебного года в колледже, имеющем в своем составе многофункциональный центр прикладных квалификаций с правом выдачи удостоверений
государственного образца, организованы и проводятся курсы повышения квалификации по программе «Использование дистанционных образовательных технологий при реализации программ подготовки специалистов среднего звена» объемом 72 часа, на которых преподавателей учат создавать курсы дистанционного обучения по преподаваемым дисциплинам в среде Moodle.
С целью оказания методической поддержки преподавателям методист организует посещение занятий. Особое внимание уделяется недавно работающим преподавателям (независимо от возраста) и преподавателям-выпускникам колледжей. При посещении занятий обращается внимание на выстраивание структуры занятия, уровень дисциплины, готовность студентов и преподавателя к занятию, материально-техническое оснащение, уровень владения материалом, психологический климат, умение создать мотивацию для изучения материала и др. По результатам посещения заполняется отзыв на занятие, в котором даются рекомендации и предложения по улучшению качества работы преподавателя.
В течение каждого учебного года (начиная с 2016 года) в колледже проводится анкетирование на уровень удовлетворенности студентов качеством преподавания дисциплин среди студентов 1-3 курсов. Анкетирование анонимное, проводится на сайте колледжа по заранее составленному графику. Анкета составлена таким образом, что студенты, отвечая на вопросы, дают характеристику качества преподавания по дисциплине. Список дисциплин и преподавателей, участвующих в анкетировании, составляется с учетом планируемой даты аттестации преподавателей. Данные анкетирования преподаватели используют при подготовке к аттестации (оценка эмоционально-психологического компонента).
Очень полезным направлением в работе методиста является помощь преподавателям по привлечению обучающихся к участию в конкурсах, олимпиадах различного уровня, а также вовлечение самих преподавателей к трансляции их педагогического опыта через участие в конференциях, педчтениях, выступлениях на педсоветах, конкурсах профессионального мастерства, публикации статей, методических разработок (как очно, так и заочно).
Кроме того, позволяют выявлять студентов, способных к творческой и научной деятельности, и областные ежегодные мероприятия, проводимые в соответствии с планом-графиком работы Совета директоров учреждений среднего профессионального образования Свердловской области и Ассоциации государственных образовательных учреждений СПО Свердловской области. Методист знакомит преподавателей с информацией об этих мероприятиях.
Для удобства работы разработана таблица, позволяющая сконцентрировать все мероприятия, в которых принимали участие студенты и преподаватели (приложение № 2). Данную таблицу можно использовать на заседаниях ОКЭТ (оценка качества эффективности труда) при назначении стимулирующих выплат преподавателям.
Одним из главных признаков профессионального уровня педагога является наличие полностью разработанного и утвержденного учебно-методического комплекса, который включает в себя: учебную программу дисциплины, конспект лекций и учебные пособия, демонстрационные презентации лекционного курса, учебные пособия по циклу лабораторных и (или) практических работ, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, контрольно-оценочные средства, организационно-методические указания по освоению дисциплины. Организуют и оказывают методическую помощь в разработке УМК председатели цикловых методических комиссий, учитывая сроки планируемой аттестации преподавателей, согласованные с методистом.
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что методист играет важную роль в профессиональном развитии педагогов, в вопросах сопровождения их подготовки к процедуре аттестации.