Комплексное занятие по сказке « Гуси-лебеди»
Воспитательные задачи:
учить детей согласовывать действия при коллективном занятии;
стимулировать развитие творческой индивидуальности детей;
учить детей понимать эмоциональное состояние другого человека.
Образовательные задачи:
формировать математические элементы представлений ( круглый, овальный, счет до 5, цвет, больше-меньше, узкий- широкий );
звуки «ш, щ);
закреплять знание детей о сказке «Гуси –лебеди».
Развивающие задачи:
развивать слуховое и зрительное внимание;
уметь вслушиваться в речь взрослого;
развивать связную речь;
развивать умение чувствовать и понимать другого.
Предварительная работа:
чтение сказки « Гуси-лебеди»;
беседы и рассматривание альбомов: «Перелетные птицы», «Овощи – фрукты», «Семья», «Хлеб».
Материал: книга-сказка « Гуси-лебеди», декорации ( яблоня, печь, картинки с изображением), муляжи (яблоки, пироги), строительный материал, конструктор « Лего»,- плоскостные изображения яблок и грибов для счета, фланелеграф;
Ход занятия
Организационный момент. Дети стоят в кругу.
Логопед:
- загадывает загадку про гусей;
- как разговаривают гуси?-га-га-га; какой они издают звук ,когда сердятся?-ш..ш..ш..; какой они издают звук, когда щиплют за пятки?- щ..,щ…,щ..).
- покажите на пальцах гуся;
- дети, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? А какими словами начинаются сказки?
(Ответы детей).
- как только вы произнесли волшебные слова « жили-были» мы попадаем в волшебный мир сказки, где животные начинают говорить, а предметы помогают главным героям.
Ребята, вы хотите оказаться в сказке? У меня в руках волшебное яблоко и волшебное блюдечко, они нам помогут попасть в сказку: «Катись-катись яблоко по блюдечку с золотой каемочкой покажи нам сказку (на блюдце появляется изображение гусей с мальчиком). Дети, какая это сказка? (ответы детей).
Основная часть. Дети стоят в кругу.
Беседа по содержанию сказки.
Логопед:
- дети, кто похитил мальчика? (гуси-лебеди);
- лебеди это какие птицы? (перелетные), а каких еще перелетных птиц вы знаете? (грачи, ласточки, скворцы, журавли, цапли, аисты);
- когда вернуться родители детей, что они будут чувствовать? (побуждает детей сопереживать героям сказки);
- чтобы они не расстраивались, давайте поможем девочке вернуть брата.
Дети и воспитатель отправляются в путь. По дороге они встречают печь.
Логопед:
- Печка, помоги нам найти мальчика. Вы слышите, как в печке трещат дрова, наверное, она хочет нам что-то сказать.
Логопед достает из трубы листок, читает задание от имени печки:
- Дети, помогите мне сосчитать, сколько пирогов я испекла? (5 пирогов, круглой и овальной формы).
- Какие еще хлебобулочные изделия вы знаете? (пироги-ватрушки, кексы, хлеб).
- Какие по форме они бывают?
- Из чего пекут пироги? (пекут из муки, добавляют молоко, сахар, яйцо; мука получается из зерна).
Логопед:
- Печь говорит нам: «Спасибо», и чтобы найти братца мы должны пойти по узкой тропинке.
- Кто поможет нам выбрать узкую тропинку? (дети выбирают),
Динамическая пауза: дети идут по узкой тропинке.
По тропинке дети подходят к яблоне.
Логопед :
- Яблоня, куда полетели гуси с мальчиком? Дети, как нужно попросить яблоню, чтобы она нам помогла? ( Пожалуйста, очень просим).
- Вы слышите, как шумит листва. Яблоня хочет нам что-то сказать.
Логопед снимает с дерева листок с заданием, читает от имени яблони:
Дети, яблоня это, какое дерево? (фруктовое).
А какие еще фруктовые деревья вы знаете?
Из каких частей состоит дерево?
Яблоки - это что? овощи или фрукты?
Какие еще фрукты вы заете?
Какого цвета бывают яблоки?
- Дети, яблоня просит собрать яблоки с дерева. Я буду срывать, а вы считайте.
- Много еще осталось, давайте сядем на полянку и соберем яблоки и грибы (садятся за столы).
Логопед:
- Дети, соберите 5 яблок и положите их не верхнюю полоску вашей карточки
- Сколько яблок собрал Тимур, а Даниил?
- Кто поможет мне собрать 5 яблок? (Вызывает ребенка и просит посчитать).
- А теперь соберите 4 гриба и положите их на нижнюю полоску вашей карточки. Кто поможет мне?
- Сколько грибов? Сколько яблок? Что можно сказать о количестве яблок и грибов? (Яблок больше, чем грибов).
- 5 яблок и 4 гриба - сравните, чего больше? (5 яблок больше 4 грибов). 4 гриба и 5 яблок- чего меньше.?( 4 гриба меньше 5 яблок). Какое число больше :5 или 4? Какое число меньше: 4 или 5? Сделайте так. чтобы яблок и грибов стало поровну- 5.Логопед уточняет . как получилось по 5( к 4 грибам добавили 1 гриб).Затем восстанавливает неравенство и предлагает путем убавления сделать равенство.
- А теперь пойдем дальше. Надо пройти по камешкам к избушке Бабы-Яги.
Динамическая пауза. Ходьба по камушкам с удержанием равновесия.
Выходят к избе. Присаживаются на полянке (на лавки).
Логопед показывает репродукцию с Бабой – Ягой и мальчиком.
Логопед:
- Дети, вот и дошли мы до избушки Бабы – Яги. Здравствуй, баба-Яга, верни, пожалуйста, мальчика в семью. Баба – Яга, говорит, что отдаст нам мальчика, если вы ответите на ее вопросы.
назовите вежливые слова (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, извини, и др.);
у вас у каждого есть семья, кто живет в вашей семье? (спросить несколько детей);
как члены семьи относятся друг к другу? (любят, заботятся друг о друге);
ты кто для своей мамы (папы), а ты? (дочка, сын);
ты кто для своей бабушки (дедушки)? (внук, внучка);
какие обязанности есть у тебя дома? (убираю игрушки, помогаю накрывать на стол).
- Дети, Баба – Яга говорит, что она хочет исправиться. Она попросит гусей – лебедей отнести мальчика домой. А мы должны возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза. Раз – два – три, смотри. Вот мы и в саду. Смотрите Баба-Яга не обманула, мальчик уже дома. (показать иллюстрацию из книги).
3. Итог занятия.
- понравилось занятие?
- что тебе понравилось?
- мне понравилось, как сегодня вы занимались, вы были дружными, смелыми, помогли девочке найти братца. И папа с мамой детей из сказки тоже вас благодарят и угощают яблоками.