СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текста в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные тексты представляют возможность проверить знания детей по изучаемым разделам лингвистики в 5 классе и развитию речи при работе с текстом

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста в 5 классе»

Комплексный анализ текста.

5 класс. Повторение пройденного в начальной школе

ТЕКСТ

Какая чудовищно сильная вещь – водяной пар! Вы слышали треск дров в печке или в костре? Объяснение у этого простое. Это их взрывает вода. Ведь совсем сухих дров не бывает. Вода в дровах есть всегда. От сильного жара вода превращается в пар и с силой разрывает волокна дерева. Вот почему дрова в печке или в костре трещат.

(По М.Ильину.) (56 слов)


Грамматические задания к тексту.

  1. Выпишите слово, в котором мягкий знак не обозначает мягкость предшествующего согласного.

________________

  1. Выпишите слово с разделительным твёрдым знаком. Разберите выписанное слово по составу.

_______________________________

  1. Какие слова из текста нужно выбрать, для того чтобы проиллюстрировать правило правописания букв У и А после шипящих? Выпишите эти слова, подчеркните орфограммы.

________________________________________________________________

  1. Найдите в тексте все слова с корнями -ВОД-, -ТРЕСК-, -РЫВ-. Выпишите их, распределив по трём группам (в зависимости от корня).

___________________ _______________________ __________________

____________________ _______________________ __________________

____________________ ______________________ __________________

  1. В какой из найденных групп слова отличаются только приставками? Отметьте эти приставки.

  2. Из 5 предложения выпишите имя существительное, в котором нужно проверить правописание парной согласной на конце. Запишите к нему проверочное слово, найдя его в этом же тексте.

__________________________

  1. Выпишите грамматическую основу 2 предложения.

____________________________________




Комплексный анализ текста.

5 класс. Синтаксис.


  1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:

(1)Володя увидел с..баку. (2)Это был ..громный зверь. (3)Он с к..ротким рычанием прыгнул из кустов и скачками бросился к ребятам. (4)Володя знал, что б..льшие псы умнее и д..бродушнее мелких шавок. (5)Но в этой с..баке была злость и тупость.

- (6)Б..ги, Кашка! – крикнул Володя. (7)Мальчик отвёл назад руку с с..сновой тросточ(?)кой: он приг..товился встретить зверя хлёс..ким ударом по морд.. .

(8)Пёс сделал ещё скачок, и тут на п..ляну вышел его х..зяин.

- (9)Рекс, назад! – негромко крикнул он.

(10)Бурый зверь с размаху ост..новился и присел, а потом прижал свои маленькие уши и п..брёл к ч..л..веку.

(По В.Крапивину.) (89 слов)

Выполните задания к тексту.


  1. Выпишите номер простого предложения с однородными подлежащими. _______________

  2. Выпишите номер простого предложения с двумя однородными сказуемыми. _______________

  3. Выпишите номер сложного предложения, которое соответствует схеме: [ ], и [ ]. _______________

  4. Выпишите номера предложений, в которых есть обращения: ____________.

  5. Выпишите номер сложного предложения, в котором части связаны без союза и соответствуют схеме (знак препинания между частями на схеме не указан): ________ [ = ] (?) [ = ].

  6. Из предложения 10 выпишите определения: ________________________________________________________________________

  7. Из предложения 7 выпишите словосочетание, которое соответствует схеме: глагол + наречие: ________________________







Комплексный анализ текста.

5 класс. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи

ТЕКСТ.

(1)На Урале почти нигде не бывает водополья. (2)Поля там есть, и воды очень много, но они не смешиваются. (3)Избыток влаги уходит в лес. (4)В реку попадает в виде воды то, что растаяло на снеговых вершинах.

(5)Какая-нибудь речка почти не существует летом, а весной несётся с шумом, с брызгами, свирепствует дня три-четыре. (6)Разлиться она не может, она сжата стенками скал, и речка яростно раскидывает свой лёд куда попало: на скалы берегов, в устья притоков, в болота прибрежных лесов.

(7)В брызгах, в пене бушует и мечется бешеная река, стремглав уносит всё, летит громадой волн и вдруг истощается, сохнет, пропадает. (8)Только жалкие струйки бегут кое-где.

(По Е.Дубровскому.) (102 слова) Прочитайте текст и выполните задания к нему.

  1. Какое высказывание противоречит содержанию текста? 1) Весной на Урале даже самые маленькие речки превращаются в полноводные бурные потоки.

2) На Урале много больших, полноводных рек, которые весной, после схода снегов, часто пересыхают.

3) Весной уральские речушки могут бушевать недолго, всего три-четыре дня.

4) Уральские речки весной пополняются водой за счёт таяния снега в горах.

  1. Из предложений 2 – 6 выпишите номер того, которое соответствует следующей характеристике:

Это простое предложение, повествовательное, невосклицательное; в нём одно подлежащее и три однородных сказуемых. ___________

  1. Из предложений 5 – 7 выпишите номер того, которое содержит однородные члены с обобщающим словом – устойчивым выражением. Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Среди предложений 1- 5 найдите сложное, состоящее из трёх частей, которые соединяются союзами. Выпишите его номер: ____________

  3. Из предложения 4 выпишите все слова, содержащие орфограмму «безударные гласные в корнях слов, проверяемые ударением». Выделите эту орфограмму: ________________________________________________________________________.

  4. Из предложения 6 выпишите слово, в котором происходит озвончение глухого парного согласного звука. Подчеркните букву, которая обозначает этот звук: _________________________________

  5. Из предложения 6 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне слова. Подчеркните её. __________________________________________________


Комплексный анализ текста. 5 класс. Лексика.

ТЕКСТ

(1)Кашке повезло, потому что в своём знакомом лесу он увидел костёр.

(2)Огонь разожгли незнакомые ребята. (3)Среди чёрных сосен и облетевших берёз играло жёлтое летучее пламя.

(3)Кашка несмело подошёл к костру.

- (5)Я погреться, - сказал он.

(6)Большие мальчишки молча раздвинулись и впустили Кашку в свой круг.

(7)Они не садились на землю, потому что земля была сырой и холодной. (8)Стояли и жарили на прутьях куски хлеба. (9)Кто-то сунул Кашке в ладонь тёплый хрустящий ломтик. (10)Все молчали, и Кашка молчал. (11)У огня молчать легко. (12)Огонь с треском переламывал сучья. (13)Быстрые языки его взлетали выше головы, рвались на клочья, скручивались в кольца.

(14)Вот тогда впервые Кашка и подумал: «(15)Огонь как живой, он похож на жар-птицу…»

(По Крапивину.) (110 слов)

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

  1. Какое высказывание соответствует содержанию текста? 1) Действие происходило холодным летним утром после дождя.

2) Мальчишки развели костёр, потому что хотели погреться.

3) Однажды осенью Кашка случайно набрёл на костёр в лесу.

4) Костёр был совсем небольшим и годился только для того, чтобы жарить хлеб.

  1. В каком значении употреблено в предложении 6 слово «круг»?

  1. Замкнутая кольцом цепочка людей.

  2. Участок поверхности, формой напоминающий круг.

  3. Группа людей, объединённых общими интересами.

  4. Замкнутая какими-либо границами область занятий.

  1. Среди предложений 2- 5 найдите такое, в котором есть многозначное слово, употреблённое в переносном значении. Выпишите номер этого предложения._________________________

  2. Из предложений 7 – 11 выпишите 2 пары антонимов. ________________________________

  3. В предложениях 1- 6 найдите все синонимы к слову «огонь». Выпишите их вместе с этим словом. ______________________________________________________________________

  4. Замените выделенное слово «несмело» в предложении 4 подходящим здесь синонимом. Запишите этот синоним. _______________________________________________________

  5. Среди предложений 9 – 15 найдите сложное, состоящее из двух частей, связанных между собой без помощи союза. Запишите его номер. _________________


Комплексный анализ текста. 5 класс. Морфемика. Орфография. Культура речи.

ТЕКСТ

(1)Генкин шалаш устроен из досок, веток и листьев, меж трёх сосен, на высоте. (2)В нём прохладно, и листва чуть дрожит под уходящими лучами июльского солнца.

(3)Миша растянулся на дощатом полу шалаша и уткнул подбородок в кулаки. (4)Сквозь листву виден сад: низкорослые яблони, ветвистые груши, кусты малины, крыжовника.(5)Почему на разных деревьях растут разные плоды?

(6)На Мишкиной руке появилась божья коровка, кругленькая, с жёстким красным тельцем и чёрной точкой головы. (7)Миша осторожно снял её, а она раскрыла тоненькие крылышки и улетела.

(8)Жужжит оса. (9)Она делает круги над Мишей и касается его ноги. (10)Если не шевелиться, оса не ужалит, и Миша лежит неподвижно. (11)Оса некоторое время ползёт по его ноге и с жужжанием улетает.

(12)Незаметный, но огромный живой мир копошится вокруг.

(По Рыбакову.) (119 слов)

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

  1. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

  1. Генкин шалаш находился между деревьями и кустарниками в саду.

  2. Миша сидел в шалаше тёплым летним вечером.

  3. Шалаш был небольшой, и поместиться в нём было трудно.

  4. Миша любил насматривать насекомых.

  1. Из предложения 1 выпишите слова с беглыми гласными в корнях. ___________________________________________________________________________

  2. Из предложений 5 – 9 выпишите слова с чередующимися гласными в корнях. Обозначьте корни в выписанных словах. ___________________________________________________

  3. Из предложения 12 выпишите слова (или слово) с нулевым окончанием. _____________________________________________________________________________

  4. Из предложения 7 выпишите все слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. _____________________________________________________________________________

  5. Из предложения 3 выпишите слово, которое соответствует схеме:

  1. В каких выделенных словах правописание гласных в корнях можно проверить, подобрав к этим словам однокоренные с безударными гласными в корне: _________________________________________________________________________


КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. 5 КЛАСС.


Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени растущей березки. Распускаются ее шёлковые листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.
      Первая звездочка уже запуталась в ветвистой вершине и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — черный дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке рослой ели, вертится и громко поет.
      Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнет в последний раз и улетит. Внезапно среди засыпающей растительности заговорит торопливый ручеек. Чарующий миг лесной тишины!


1. Озаглавьте текст. ______________________________________________________

2. Сформулируйте и запишите его тему.

________________________________________________________________________

3. Найдите по одному слову, в котором

1)букв столько же, сколько звуков: ___________________________________________

2) букв больше, чем звуков: _________________________________________________

3) звуков больше, чем букв: _________________________________________________

Запишите транскрипцию этих слов.

4. Выпишите слова с орфограммой « о - ё после шипящих»: ________________________

__________________________________________________________________________

и « Чередование гласных в корне »: ____________________________________________

_________________________________________________________________________

5. Выпишите все глаголы, выделите окончания и укажите спряжение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выпишите предложение, в котором есть обобщающее слово. Обозначьте его вместе с однородными членами:

_________________________________________________________________________

7. Выпишите предложение, в котором ( – и = ) выражены именами существительными в Им. падеже. Подчеркните грамматическую основу.

________________________________________________________________________

8. Составьте словосочетания со словом « листочки» в прямом и переносном смысле.

________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!