Комплексный анализ текста.
5 класс. Повторение пройденного в начальной школе
ТЕКСТ
Какая чудовищно сильная вещь – водяной пар! Вы слышали треск дров в печке или в костре? Объяснение у этого простое. Это их взрывает вода. Ведь совсем сухих дров не бывает. Вода в дровах есть всегда. От сильного жара вода превращается в пар и с силой разрывает волокна дерева. Вот почему дрова в печке или в костре трещат.
(По М.Ильину.) (56 слов)
Грамматические задания к тексту.
Выпишите слово, в котором мягкий знак не обозначает мягкость предшествующего согласного.
________________
Выпишите слово с разделительным твёрдым знаком. Разберите выписанное слово по составу.
_______________________________
Какие слова из текста нужно выбрать, для того чтобы проиллюстрировать правило правописания букв У и А после шипящих? Выпишите эти слова, подчеркните орфограммы.
________________________________________________________________
Найдите в тексте все слова с корнями -ВОД-, -ТРЕСК-, -РЫВ-. Выпишите их, распределив по трём группам (в зависимости от корня).
___________________ _______________________ __________________
____________________ _______________________ __________________
____________________ ______________________ __________________
В какой из найденных групп слова отличаются только приставками? Отметьте эти приставки.
Из 5 предложения выпишите имя существительное, в котором нужно проверить правописание парной согласной на конце. Запишите к нему проверочное слово, найдя его в этом же тексте.
__________________________
Выпишите грамматическую основу 2 предложения.
____________________________________
Комплексный анализ текста.
5 класс. Синтаксис.
Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:
(1)Володя увидел с..баку. (2)Это был ..громный зверь. (3)Он с к..ротким рычанием прыгнул из кустов и скачками бросился к ребятам. (4)Володя знал, что б..льшие псы умнее и д..бродушнее мелких шавок. (5)Но в этой с..баке была злость и тупость.
- (6)Б..ги, Кашка! – крикнул Володя. (7)Мальчик отвёл назад руку с с..сновой тросточ(?)кой: он приг..товился встретить зверя хлёс..ким ударом по морд.. .
(8)Пёс сделал ещё скачок, и тут на п..ляну вышел его х..зяин.
- (9)Рекс, назад! – негромко крикнул он.
(10)Бурый зверь с размаху ост..новился и присел, а потом прижал свои маленькие уши и п..брёл к ч..л..веку.
(По В.Крапивину.) (89 слов)
Выполните задания к тексту.
Выпишите номер простого предложения с однородными подлежащими. _______________
Выпишите номер простого предложения с двумя однородными сказуемыми. _______________
Выпишите номер сложного предложения, которое соответствует схеме: [ ], и [ ]. _______________
Выпишите номера предложений, в которых есть обращения: ____________.
Выпишите номер сложного предложения, в котором части связаны без союза и соответствуют схеме (знак препинания между частями на схеме не указан): ________ [ – = ] (?) [ – = ].
Из предложения 10 выпишите определения: ________________________________________________________________________
Из предложения 7 выпишите словосочетание, которое соответствует схеме: глагол + наречие: ________________________
Комплексный анализ текста.
5 класс. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи
ТЕКСТ.
(1)На Урале почти нигде не бывает водополья. (2)Поля там есть, и воды очень много, но они не смешиваются. (3)Избыток влаги уходит в лес. (4)В реку попадает в виде воды то, что растаяло на снеговых вершинах.
(5)Какая-нибудь речка почти не существует летом, а весной несётся с шумом, с брызгами, свирепствует дня три-четыре. (6)Разлиться она не может, она сжата стенками скал, и речка яростно раскидывает свой лёд куда попало: на скалы берегов, в устья притоков, в болота прибрежных лесов.
(7)В брызгах, в пене бушует и мечется бешеная река, стремглав уносит всё, летит громадой волн и вдруг истощается, сохнет, пропадает. (8)Только жалкие струйки бегут кое-где.
(По Е.Дубровскому.) (102 слова) Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Какое высказывание противоречит содержанию текста? 1) Весной на Урале даже самые маленькие речки превращаются в полноводные бурные потоки.
2) На Урале много больших, полноводных рек, которые весной, после схода снегов, часто пересыхают.
3) Весной уральские речушки могут бушевать недолго, всего три-четыре дня.
4) Уральские речки весной пополняются водой за счёт таяния снега в горах.
Из предложений 2 – 6 выпишите номер того, которое соответствует следующей характеристике:
Это простое предложение, повествовательное, невосклицательное; в нём одно подлежащее и три однородных сказуемых. ___________
Из предложений 5 – 7 выпишите номер того, которое содержит однородные члены с обобщающим словом – устойчивым выражением. Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Среди предложений 1- 5 найдите сложное, состоящее из трёх частей, которые соединяются союзами. Выпишите его номер: ____________
Из предложения 4 выпишите все слова, содержащие орфограмму «безударные гласные в корнях слов, проверяемые ударением». Выделите эту орфограмму: ________________________________________________________________________.
Из предложения 6 выпишите слово, в котором происходит озвончение глухого парного согласного звука. Подчеркните букву, которая обозначает этот звук: _________________________________
Из предложения 6 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне слова. Подчеркните её. __________________________________________________
Комплексный анализ текста. 5 класс. Лексика.
ТЕКСТ
(1)Кашке повезло, потому что в своём знакомом лесу он увидел костёр.
(2)Огонь разожгли незнакомые ребята. (3)Среди чёрных сосен и облетевших берёз играло жёлтое летучее пламя.
(3)Кашка несмело подошёл к костру.
- (5)Я погреться, - сказал он.
(6)Большие мальчишки молча раздвинулись и впустили Кашку в свой круг.
(7)Они не садились на землю, потому что земля была сырой и холодной. (8)Стояли и жарили на прутьях куски хлеба. (9)Кто-то сунул Кашке в ладонь тёплый хрустящий ломтик. (10)Все молчали, и Кашка молчал. (11)У огня молчать легко. (12)Огонь с треском переламывал сучья. (13)Быстрые языки его взлетали выше головы, рвались на клочья, скручивались в кольца.
(14)Вот тогда впервые Кашка и подумал: «(15)Огонь как живой, он похож на жар-птицу…»
(По Крапивину.) (110 слов)
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Какое высказывание соответствует содержанию текста? 1) Действие происходило холодным летним утром после дождя.
2) Мальчишки развели костёр, потому что хотели погреться.
3) Однажды осенью Кашка случайно набрёл на костёр в лесу.
4) Костёр был совсем небольшим и годился только для того, чтобы жарить хлеб.
В каком значении употреблено в предложении 6 слово «круг»?
Замкнутая кольцом цепочка людей.
Участок поверхности, формой напоминающий круг.
Группа людей, объединённых общими интересами.
Замкнутая какими-либо границами область занятий.
Среди предложений 2- 5 найдите такое, в котором есть многозначное слово, употреблённое в переносном значении. Выпишите номер этого предложения._________________________
Из предложений 7 – 11 выпишите 2 пары антонимов. ________________________________
В предложениях 1- 6 найдите все синонимы к слову «огонь». Выпишите их вместе с этим словом. ______________________________________________________________________
Замените выделенное слово «несмело» в предложении 4 подходящим здесь синонимом. Запишите этот синоним. _______________________________________________________
Среди предложений 9 – 15 найдите сложное, состоящее из двух частей, связанных между собой без помощи союза. Запишите его номер. _________________
Комплексный анализ текста. 5 класс. Морфемика. Орфография. Культура речи.
ТЕКСТ
(1)Генкин шалаш устроен из досок, веток и листьев, меж трёх сосен, на высоте. (2)В нём прохладно, и листва чуть дрожит под уходящими лучами июльского солнца.
(3)Миша растянулся на дощатом полу шалаша и уткнул подбородок в кулаки. (4)Сквозь листву виден сад: низкорослые яблони, ветвистые груши, кусты малины, крыжовника.(5)Почему на разных деревьях растут разные плоды?
(6)На Мишкиной руке появилась божья коровка, кругленькая, с жёстким красным тельцем и чёрной точкой головы. (7)Миша осторожно снял её, а она раскрыла тоненькие крылышки и улетела.
(8)Жужжит оса. (9)Она делает круги над Мишей и касается его ноги. (10)Если не шевелиться, оса не ужалит, и Миша лежит неподвижно. (11)Оса некоторое время ползёт по его ноге и с жужжанием улетает.
(12)Незаметный, но огромный живой мир копошится вокруг.
(По Рыбакову.) (119 слов)
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Какое высказывание соответствует содержанию текста?
Генкин шалаш находился между деревьями и кустарниками в саду.
Миша сидел в шалаше тёплым летним вечером.
Шалаш был небольшой, и поместиться в нём было трудно.
Миша любил насматривать насекомых.
Из предложения 1 выпишите слова с беглыми гласными в корнях. ___________________________________________________________________________
Из предложений 5 – 9 выпишите слова с чередующимися гласными в корнях. Обозначьте корни в выписанных словах. ___________________________________________________
Из предложения 12 выпишите слова (или слово) с нулевым окончанием. _____________________________________________________________________________
Из предложения 7 выпишите все слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. _____________________________________________________________________________
Из предложения 3 выпишите слово, которое соответствует схеме:
В каких выделенных словах правописание гласных в корнях можно проверить, подобрав к этим словам однокоренные с безударными гласными в корне: _________________________________________________________________________
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. 5 КЛАСС.
Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени растущей березки. Распускаются ее шёлковые листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.
Первая звездочка уже запуталась в ветвистой вершине и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — черный дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке рослой ели, вертится и громко поет.
Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнет в последний раз и улетит. Внезапно среди засыпающей растительности заговорит торопливый ручеек. Чарующий миг лесной тишины!
1. Озаглавьте текст. ______________________________________________________
2. Сформулируйте и запишите его тему.
________________________________________________________________________
3. Найдите по одному слову, в котором
1)букв столько же, сколько звуков: ___________________________________________
2) букв больше, чем звуков: _________________________________________________
3) звуков больше, чем букв: _________________________________________________
Запишите транскрипцию этих слов.
4. Выпишите слова с орфограммой « о - ё после шипящих»: ________________________
__________________________________________________________________________
и « Чередование гласных в корне »: ____________________________________________
_________________________________________________________________________
5. Выпишите все глаголы, выделите окончания и укажите спряжение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Выпишите предложение, в котором есть обобщающее слово. Обозначьте его вместе с однородными членами:
_________________________________________________________________________
7. Выпишите предложение, в котором ( – и = ) выражены именами существительными в Им. падеже. Подчеркните грамматическую основу.
________________________________________________________________________
8. Составьте словосочетания со словом « листочки» в прямом и переносном смысле.
________________________________________________________________________