ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Ляличева О.Ю., Степченко К.В.
МБОУ СОШ №11 им. П. М. Камозина, г.Брянск, Брянская область
«Не профессия выбирает человека, а человек профессию.»
(Сократ)
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются ученики-это выбор будущей профессии.
Вопросы «Кем стать, куда пойти учиться?» задаёт себе каждый из них. И здесь главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, который соответствует интересам, способностям, возможностям и требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
В связи с этим одна из задач в работе учителя-оказание помощи ученикам в определении своих жизненных планов, создать условия для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения химии, географии и биологии.
Данная задача реализуется через личностно-ориентированный подход к ученику, развивающее обучение личности. Главным такого обучения является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей для того чтобы ученик смог самореализоваться, делать собственные открытия и решать возникающие проблемы.
Одним из главных содержательных компонентов профориентационной работы- профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о профессиях в области естественных наук, их отличительных особенностях, значение о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых в профессии к психофизическим качествам личности, а также пути приобретения профессии.
Насколько активно ученик работает над собой в сфере профессиональной ориентации под руководством учителя, настолько и удачен будет его выбор профессии, а значит его будущее.
Участие школьников в экскурсиях на предприятия и ВУЗы не только знакомит их с местом работы и учёбы и их спецификой, но и активизирует познавательную деятельность.
В задачу профессиональных экскурсий в 8-9 классе входит профессиональное самоопределение и знание профессий и их особенностей. В 10-11 Классе-это корректировка профессиональных планов.
Брянск один из крупных промышленных городов. На территории которого располагаются важнейшие предприятия работающие в направлениях:
Машиностроение, станкостроение
Оборонно-промышленный комплекс
Энергетика
Электронная промышленность и приборостроение
Легкая промышленность
Бумажная и деревообрабатывающая промышленность
Стекольная промышленность
Производство пластмасс
На протяжении 4 лет МБОУ СОШ №11 г. Брянска тесно сотрудничает с учебными заведениями и предприятиями Брянской области. Как оказалось, эта работа важна и нужна для ребят.
Во время экскурсий на предприятия учащиеся имеют возможность ознакомиться с организацией производства, наблюдать представителей выбранной профессии в рабочей обстановке, в процессе деятельности.
В 2016-2018 году с учащимися были проведены экскурсии на предприятия:
-ЗАО УК «БМЗ»
-ООО ПК Бежицкая сталь
-ОАО «Дятьковский хрусталь»
-ЗАО «Группа Кремний ЭЛ»
-Брянская ГРЭС, п.Белые берега
А также знакомства с ведущими ВУЗами Брянска.
Таким образом посещение предприятий и сотрудничество с ВУЗами полезно и информативно, на практике учащиеся получают конкретные знания связанные с профессией, с получением информации о возможном месте работы. Экскурсии способствуют развитию связи теории и практики, просвещению обучающихся на профессиональном уровне.