Конференция в начальной школе как один из видов учебного занятия
Выполнила: Т.Ю. Кормачева
Сегодня важной проблемой, волнующей всех учителей – повышение эффективности учебного занятия. Снижения уровня знаний обучающихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, форм.
(СЛАЙД 2) Большинство учителей постоянно находятся в поиске наиболее эффективных форм организации учебных занятий, что приводит к разнообразию учебного процесса, пробуждению интереса учащихся к занятиям, организации учебы в школе так, чтобы она соответствовала требованиям современной жизни. Известно, что без разнообразия форм и видов работы, без их связи с жизнью невозможно выполнить главную задачу учебного занятия: обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, создав условия для творческого труда с максимально возможной производительностью.
Изменение содержания начальной ступени образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения становится средством эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию и успешной социализации младшего школьника.
Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе идей исследовательского обучения предпринимались с давних времен. В.Ф. Одоевский считал, что свойственное детям любопытство при надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность. На основе целенаправленного развития наблюдательности, любознательности, интереса, мышления вырастет если не ученый, то исследователь, а уметь исследовать – значит добывать знания, открывать истину, решать сложнейшие жизненные проблемы.
Опыт исследовательской деятельности зарождается в начальной школе, что подчеркивает природосообразность младших школьников. Участие учеников в конференции - шаг к самостоятельной жизни, поиск своего места в обществе, активное включение в процесс самообразования и повышения уровня знаний. Накопленный опыт дает основание для обобщения и анализа проделанной работы.
(СЛАЙД 3) Конференция (лат. conferentia conferre собирать в одно место) – собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных вопросов (энциклопедический словарь). Конференция как форма диалога широко используется в научном сообществе и в бизнесе. Так как для бизнеса конференция является деловым мероприятием, способствующим развитию имиджа компании и продвижению ее товаров и услуг на потребительский рынок, то изучение этого опыта может способствовать поиску новых подходов к организации и проведению конференций в сфере образования.
В педагогике конференция (учебная) – организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.
В форме конференции может быть проведено учебное занятие по результатам изучения крупного раздела курса или как итоговое занятие.
Образовательное значение конференции состоит в том, что в процессе подготовки обучающихся приобретают навыки самостоятельной работы с разными источниками информации.
(СЛАЙД 4) Конференция стимулирует школьников на активную и самостоятельную интеллектуальную деятельность, дает им возможность предъявить результат своей деятельности, испытать радость публикации и экспертизы своих идей и изысканий, что крайне важно для становления будущего ученого. Конференция способствует развитию искусства ведения дискуссии, навыков публичного выступления.
В процессе подготовки своих сообщений обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с наглядностью и приборами, умениями пользоваться подготовленными пособиями во время своего доклада, демонстрировать рисунки, слайды. Готовить презентации по выбранной тематике.
Неоценимо значение конференции в развитии устной речи обучающихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал.
(СЛАЙД 5) К основным целям конференции можно отнести:
повторение пройденных тем, углубление их;
развитие умения анализировать информацию, выбирать самое важное из объемного текста;
прививание навыка выступления перед большим числом людей;
воспитание уважительного отношения к собеседнику вне зависимости от его точки зрения.
Успех конференции определяется, прежде всего качеством её подготовки. (СЛАЙД 6) Подготовка к конференции включает следующие этапы:
– определение темы конференции,
– определение задач конференции,
– определение круга вопросов (темы докладов), которые целесообразно вынести на конференцию,
– определяется время и место проведения конференции,
– изучаются учителем соответствующие источники информации, которые можно рекомендовать учащимся,
– рассматриваются и отбираются заявки школьников,
– консультации учащихся.
(СЛАЙД 7,8) План конференции, тематика выступлений вывешивается в кабинете заранее.
За несколько дней до конференции следует прослушать сообщения учащихся (особенно, если ученик не уверен в себе), помочь им выразить мысли своими словами, поработать над дикцией. Не следует допускать чтение доклада по написанному тексту, но можно разрешить пользоваться планом, тезисами к докладу.
Началом конференции является вступительные слова учителя, в частности, сообщение его плана проведения, задач, ограничения по времени. Далее говорят ученики.
После каждого выступления классу предлагается обратиться к выступающему с вопросами, внести исправления и дополнения. Желательно, чтобы в процессе прослушивания сообщений слушатели записывали темы, основные положения. Это способствует повышению внимания к докладу. Повышению внимания способствует также постановка лектором 1–3 вопросов классу по содержанию прослушанного. За правильный ответ ученик получает фишку. По количеству набранных фишек определяем самого активного и внимательного слушателя. Кроме этого повышается ответственность учащихся за работу на конференции и контроля над уровнем усвоения обсуждаемых вопросов.
Слушатели перед началом конференции получают карточку, где должны указать фамилию ученика, который, с их точки зрения, сделал самое интересное сообщение. Таким образом, определяем лучшего докладчика.
После прослушивания и обсуждения необходимо обобщить всё, что узнали учащиеся на конференции. Это можно осуществить методом беседы и посредством краткого резюме учителя, постановления конференции.
Искусство конференции, ее учебно-воспитательное значение состоит в том, чтобы сделать результаты работы учащихся зримыми, ввести знания и умения в новый социально-познавательный контекст и тем самым активизировать дальнейший ход учебно-воспитательного процесса.
Список литературы
Образовательный портал/ Школьная естественнонаучная конференция в гимназии как одна из форм работы учителя по новым стандартам (опыт работы)/ Черненко Татьяна Витальевна/ https://ext.spb.rul
Открытый урок/ Первое сентября/ Школьная учебная конференция повышает эффективность урока / Осичкина Любовь Алексеевна/ https://открытыйурок.рф Словари и энциклопедии на Академике https://dic.academic.ru