Дополнительные пед. ситуации Разбор педагогических ситуаций | Ситуация №1. Поздравление учителя. Учащиеся поздравляют своего педагога (мастера производственного обучения) и одновременно классную руководительницу (куратора) с Днём учителя, дарят ей цветы и подарок, заранее подготовленный. На такое поздравление педагог отвечает сухим «спасибо» и уходит. Учащиеся не поняли такой реакции и решили выяснить, что произошло. Оказалось, что педагог ожидала совсем другого поздравления -она хотела, чтобы каждый её учащийся подошёл к ней, подарил какую-нибудь мелочь и поздравил её. Она обвинила их в невнимании и нелюбви и решила отказаться от классного руководства (кураторства) и преподавания в этом классе (группе). Через какое-то время учащиеся решили перед ней извиниться. Она приняла их извинения, но на нормализацию ситуации было затрачено много учебных часов. Соответственно, учащиеся не получили нужных им знаний по некоторым темам. Оценка: Учащиеся проявили должное внимание по отношению к своей учительнице. Они поздравили её, хотя и не обязаны были это делать. Педагог смешала свои личные отношения с профессиональной деятельностью. Прогнозирование: Учащиеся потеряют уважение к своему педагогу. В дальнейшем они останутся без надлежащей поддержки классного руководителя (мастера). Понизится их успеваемость по преподаваемому педагогом предмету Решение: Педагогу не следует так ярко проявлять свои эмоции. Не нужно смешивать профессиональную деятельность и собственные чувства. Ей нужно больше внимания уделить обучению учащихся по своей дисциплине, а выяснение отношений оставить на внеклассное время. Ситуация 2: Спортсмен или художник? С раннего детства учащийся проявляет склонность к рисованию, лепке, конструированию. Он хорошо фантазирует, создает необычные конструкции. Педагог предложила родителям отдать его в художественную школу. Однако родители желали видеть своего ребенка в спортивной секции. В образовательном учреждении учащийся имеет мало друзей. Довольно часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками, если они мешают ему заниматься любимым делом. Если же кто-то изъявляет желание общаться с ним, то учащийся не идет на контакт. Он очень замкнутый, медлительный, его очень трудно отвлечь от занятия, можно сказать, что «ребенок в себе». Оценка: Это типичная социально-педагогическая ситуация. Прогнозирование: Конфликт будет только углубляться. Родители приложат все силы, чтобы реализовать свои несбывшиеся по какой-либо причине планы. Ребенок только средство реализации. Решение: Социально-педагогические ситуации такого рода можно решить различными способами: 1. Учащийся с явно заниженной самооценкой, не признан своими родителями. Нужно постараться повысить его самооценку, предлагая участвовать в разных конкурсах, выставлять его работы на всеобщее обозрение, чтобы родители и дети смогли оценить его успех. 2. Нужно провести в группе социометрию. Выявить, к кому из одноклассников он расположен, попытаться сблизить их, предлагая для выполнения совместные задания. Можно дать учащемуся особенное задание, после его выполнения высоко его оценить, похвалить перед другими, повысив тем самым его самооценку. 3. Следует провести работу и с родителями. Необходимо помочь им понять и увидеть увлечения своего ребенка. А также предложить им учесть мнение сына, выбирая для него дополнительное образование, чтобы он был им действительно увлечен. Спортом же можно заняться всей семьей в свободное время. Ситуация 3. Профессиональное самоопределение. Ученик в классе увлекается всем и сразу. В школе был хорошистом, но мог быть и отличником, т.к. не был обделен способностями. Особенно легко ему давались предметы гуманитарного плана, поэтому ученик и оказался по своему желанию в колледже гуманитарного профиля. Однако учащийся не видит своей будущей профессии, а родители, ссылаясь на его способности в гуманитарных науках получить профессию, связанную с правоохранительной деятельностью. Учащийся не доволен тем, что учится на юриста, а родители довольны, что их сын продолжает учиться и получит престижное образование. Парень учится без всякого интереса, стараясь лишь только сдать очередную сессию. Оценка: Родители понимают, что их сын перед важным выбором и ему нужно помочь. Для них это не так легко, т.к. он не проявил себя в чем-то одном так, чтобы его можно было бы направить в одно русло (например, увлечение музыкой, танцами, художеством). Они всегда старались воспитать в своем ребенке любовь к знаниям, и он действительно отличался от своих сверстников сообразительностью, начитанностью и стремлением узнать больше. Но не было определенности в выборе профессии у него самого, хотя родители время от времени интересовались и пробовали советовать ему в выборе профессии. Но выбор не состоялся. Парня овладевает мысль о несостоятельности и страх неудачи. Прогнозирование: У подростка, относящегося к родителям теперь уже без доверия и понимания, считая его жизненный выбор правильным, со временем могут развиться комплексы. Вероятно, он будет более апатично относиться к жизни и ко всему происходящему вокруг него, утратит всю свою любознательность и стремление что-то достигнуть в жизни. Обучение он закончит без всякой радости, так и не став в своей специальности профессионалом. Решение: Родителям нужно как можно скорее поговорить с подростком по поводу его будущего. Необходимо, чтобы он осознал, что юридическое образование – это еще не самый главный выбор в жизни. Важно, что он учится, пополняет знания, знакомится с новыми, интересными людьми, общается со сверстниками. Что у него прекрасные годы молодости и 15 никакой колледж не может запретить ему увлекаться чем-то еще помимо учебы. К тому же, профессия юриста еще никогда никому не помешала в жизни, а даже, наоборот, во многих случаях помогала. Возможно, проснется какой-то интерес позже. Более взрослый человек осознанней относится к жизни, главное не терять веру в свои силы, сохраняя порядочность, честолюбие и трудолюбие. Важно не забывать, что он личность. Ситуация 4. Профессиональная этика. Урок информатики. Примерно за 10 минут до конца урока, педагог вызывает к доске Никиту. Он должен составить программу на языке Pascal, используя алгоритм, изученный на уроке. Звенит звонок. Педагог просит всех выйти из класса, а Никиту остаться и решить задачу. Но учащиеся не уходят, а обступают Никиту, который стоит у доски. Звучат реплики: «Да ты что, совсем глупый», «Это же совсем просто» и.т.д. В результате это начинает раздражать Никиту, и он просит педагога, что бы она попросила остальных выйти из класса. Педагог подходит к толпе и смотрит на доску: «Ай-ай-ай, Никита. Ты даже простую программу не можешь правильно составить». Учащиеся начинают смеяться, а Никита хватает портфель и выбегает из класса. Оценка: Конец урока. Все уже расслабились, в том числе и Никита. Он просто по своей рассеянности неправильно переписал задачу, и сам не смог найти ошибку. Он обратился за помощью к педагогу, так как она всегда помогает, если что-то не получается. Прогноз: Никита надеялся на помощь учителя, а она поступила так же, как одноклассники, то есть посмеялась над ним. Скорее всего, она не хотела обидеть своего ученика и сказала это не со зла. Но, зная взрывной характер Никиты, она могла бы предположить финал данной ситуации. Скорее всего, что Никита обиделся на учителя и своих одноклассников, так как они не помогли ему в трудной ситуации. На следующем уроке никто не вспомнил об этом инциденте. Но, возможно, Никита не поможет своему однокласснику в аналогичной же ситуации, а посмеется вместе с остальными. Решение: Педагог могла попросить других учеников выйти из класса и осталась бы с Никитой один на один. Попросила бы его успокоиться, сосредоточиться, найти ошибку и решить пример. |