СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс социальных проектов «История школы в лицах»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс социальных проектов «История школы в лицах»

Просмотр содержимого документа
«Конкурс социальных проектов «История школы в лицах»»

Районный дистанционный конкурс социальных проектов обучающихся

«Мир вокруг нас: новый взгляд»















«История школы в лицах»







Авторы проекта:

ФИО

Класс

МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево

Саратовской обл.»

Руководители проекта:

Тиханова А.А.,

Заместитель директора УВР

Панкратова Ж.А.,

Учитель истории и обществознания

МОУ«СОШ № 4»















Ртищево – 2017 г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Описание подготовки проекта

Глава 2. История школы в лицах

§ 1 «Выпускники – учителя школы»

§ 2 «Медалисты»

§ 3 «Ими гордится школа»

§ 4 «Память»

Заключение

Список используемой литературы

Приложение



































Введение

Нашей школе 32 года. Это много или мало? В городе наша школа – самая молодая, а по сравнению с тысячелетиями это и вовсе краткий миг, но для нас это целая жизнь. За эти годы школу закончили более 5000 учащихся. Поэтому все более актуальным становится обращение к прошлому, к истории школы. Без прошлого нет настоящего и будущего. Как говорил известный педагог А.С. Макаренко: «Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой». Именно поэтому мы решили осуществить наш проект, цель которого создание летописной и электронной истории нашей школы в лицах, событиях и фактах. В ходе работы нам предстоит решить множество задач:

1. Обратиться к материалам архивного фонда и воспоминаниям очевидцев.

2. Собрать информацию об истории школы, об учителях и выпускниках школы (списки, фото, документы).

3. Провести поисковую работу.

4. Научиться добывать информацию разными способами из разных источников, обрабатывать её, оформлять для передачи.

5. Установить связь с учителями, когда-то работавшими в школе, с выпускниками.

Методы исследований:

  • Историко-хронологический. Работа с архивными фондами школы (изучение архивных материалов, официальных документов, статистических данных).

  • Информационные технологии. Найти информацию в сети Интернет. Оформление материалов в компьютерные презентации.

  • Установление связи с выпускниками, педагогами школы, родителями обучающихся.

  • Записать воспоминания очевидцев (бывших и нынешних педагогов, выпускников, родителей, обучающихся, их родственников и знакомых).

  • Использовать материалы поисковой работы, школьного музея

  • Анкетирование обучающихся 5-11 классов, работников школы, местного населения (выпускники школы).

Проект основан на использовании различных источников информации, организации познавательного общения обучающихся школы с выпускниками, педагогами, очевидцами в школе и вне школы. У нас уже имеется коллекция фотографий, документов, рассказывающих о жизни нашего школьного сообщества, о современной жизни некоторых наших выпускников. Их можно разделить на несколько тем:  «Выпускники – учителя школы», «Медалисты», «Ими гордится школа», «Память»

Нами была разработана программа действий:

- Составление сметы расходов на реализацию проекта.

- Создание информационных материалов: стенды о выпускниках школы: «С. Кирюхин – парень с нашего двора», «Вчера – ученик, сегодня – учитель», «Выпускник – гордость школы»

- информирование о развитии проекта через школьный пресс-центр и школьный сайт;

- оформление альбомов по темам выбранных направлений.

Глава 1. Описание подготовки проекта

На протяжении 14 лет, начиная с 2003 года, в школе происходит накопление материала для данного проекта. Ежегодно информация пополняется. Узнать, собрать, сохранить историю учителей, работавших здесь, учеников, которые вернулись в эту школу уже учителями, учеников, которые запомнились учителям, внесли свой вклад в развитие страны, области, города, школы. Такие вопросы встали перед творческой группой, после того, как была выбрана проблема, над которой предстояло работать. Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно было собрать и проанализировать информацию по заинтересованной нас проблеме. Реализация проекта проходит в несколько этапов.

1 этап – организационный. Мы, члены поисковой группы кружка «Школьное краеведение», стали разрабатывать проект по нескольким направлениям. Определив тему и цели проекта, мы сформулировали задачи, выработали план действий. На разных этапах работы над проектом мы являемся искателями, реставраторами, оформителями, дизайнерами, экскурсоводами. В школьном музее «Память» уже имеется коллекция фотографий, документов, рассказывающих о жизни нашего школьного сообщества. Их можно разделить на несколько тем:  «С чего все начиналось…»,  « Директора школы», «Выпускники – учителя школы»,  «Медалисты», «Ими гордится школа».

2 этап – поисково – оформительский. Мы занялись поиском информации, нормативной базы. Мы обратились к ребятам школы, учителям, родителям – выпускникам нашей школы с просьбой помочь найти материал для экспозиции. На нашу просьбу откликнулись многие. И уже через месяц у нас появились новые интересные документы и фотографии.

3 этап – предъявление результатов работы в новых альбомах, стендах, на электронных носителях в форме презентаций, сообщений на классных часах и общешкольных мероприятиях.

Задача творческой группы – собрать и проанализировать разнообразную информацию по проблеме проекта. На данном этапе работы творческая группа приняла решение разделиться на несколько исследовательских групп и провести аналитическую работу по направлениям:

  • Проведение анкетирования;

  • Изучение материалов средств массовой информации и сайтов Интернета;

  • Встречи и интервью с бывшими и работающими учителями школ.

Мы разделились на 2 группы в работе:

I группа - проводила анкетирование и обработку их данных среди обучающихся 5-11 классов, работников школы, при помощи которой пытались выяснить, в какой школе обучались их родители, родственники, имеют ли они отношения к нашей школе (анкету обучающиеся заполняли дома вместе с родителями). Для тех, кто обучался в нашей школе, опрос продолжался по следующим вопросам: в какие годы обучались, у каких педагогов учились, где обучались после школы, по какой специальности и где работают сейчас, какие забавные, поучительные или просто запоминающиеся истории из своей школьной жизни могли бы вы рассказать, вспомнить. Приобщение к созданию проекта ребят, родителей, выпускников разных лет является хорошим вкладом в дело сохранения исторического наследия для будущих поколений. Идея проекта напрямую связана с решением проблемы недостаточности знаний учащихся истории родной школы, т.к. опрос среди обучающихся показал большой интерес к этой теме, но практически полное отсутствие знаний истории своей школы. Школа является основным центром знаний и культуры. Многие из жителей нашего города – ее выпускники, но это малая часть. А хотелось бы узнать больше о том, где, куда закинула жизнь наших выпускников. Поэтому возникла необходимость в том, чтобы объединить силы школы (педагогов и учащихся) и  активных родителей – выпускников. Это сотрудничество было выгодно и полезно всем.

II группа – работала на связи через соцсети с бывшими учениками школы, собирая и обрабатывая информацию, изучали также локальные документы, журналы и книги выдачи аттестатов прошлых лет в архиве. Нами были проанализированы нормативно - правовые акты, имеющие отношение к социальному проекту:

А) Международные документы: «Всеобщая декларация прав человека» от 10.12.1948г., статья 27; «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» от 18 ноября 1972г.

Б) Федеральные: Конституция РФ (глава 2, ст. 44); Федеральный закон РФ от 25 июня 2002г. № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ», принят Государственной думой 24.05.2002г., Конвенция о правах ребенка (извлечение)

В) Локальные: Устав школы.

Изучив обширную нормативно-правовую базу, творческая группа выяснила следующее:

  1. Международные документы ставят основной задачей реализацию прав человека и сохранение исторического и культурного наследия человечеств;

  2. Документы федерального значения ставят одной из основных задач сохранение, защиту памятников культуры и истории, а также популяризацию знаний о достопримечательностях России, региона или отдельной местности.

  3. В Уставе школы одной из приоритетных задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения на традициях школы.

Анализ нормативно-правовой базы, социологического исследования и интервью с представителями администрации школы определили задачи. Была разработана программа действий:

  • Составлена смета расходов на реализацию проекта;

  • Создание информационных материалов: стендов и альбомов о выпускниках школы;

  • Размещение информации на школьном сайте

Описание итогов работы над проектом: после кропотливого сбора и анализа полученной информации мы попытались сделать некоторые выводы. А именно: заинтересованность «первых» лиц школы в решении проблемы; желание учащихся больше узнать об истории своей школы, внести свою лепту в написание истории школы; стремление бывших выпускников помочь в сборе и обработке информации, обусловленное пониманием значимости и необходимости сохранения страниц прошлого. Творческая группа также разработала план информирования о развитии проекта через школьный сайт, созданы эскизы информационных стендов.

Глава 2. История школы в лицах

§ 1. «Выпускники – учителя школы»

Всю жизнь, начиная с рождения, человек учится. Профессия учителя схожа с профессией режиссера, который вместе с учениками создает своего рода спектакль, для каждого из которых написана своя роль, предназначен свой репертуар. Такое творчество учителя близко к искусству. Многие выпускники нашей школы, заражённые обаянием и талантом своих педагогов, выбрали профессию педагога. И вот уже вчерашние девчонки и мальчишки – сегодня сами стали учителями. Наши выпускники работают в школах нашего города, района, в других городах, а трое – в родной школе! Именно поэтому одним из этапов нашего проекта является сбор материала, а затем создание стенда «Выпускники – учителя школы». Наша школа гордится бывшими выпускниками педагогами с большой буквы: Болтовой Л.В. – методистом МУ «Методический кабинет», заведующей МДОУ «Центр развития ребёнка – д/с № 1 «Мечта» Сергеевой О.В., директором МОУ «СОШ № 7» Грицуном Д.А. По мнению наших педагогов, обучавших Дмитрия Алексеевича, еще, будучи в 9 классе, был способен выстраивать планы, анализировать свои и чужие действия, поступки, осваивал разные роли (например, на открытом уроке по географии «Почему мы такие бедные, когда мы такие богатые» он выступал в роли президента и предлагал свои пути развития России). Любил заниматься исследовательской деятельностью, писал творческие работы, в которых выдвигал гипотезу и высказывал свою точку зрения. Все отмечают, что Дмитрий Алексеевич – очень ответственный человек, уважительный, ко всем делам относится креативно, с собственным видением и индивидуальным подходом, а ещё он - интересный собеседник.

Учительская профессия, главный смысл которой – нести свет знаний, учить добру, честности и ответственности, стала жизненным кредо целой династии Гурьяновой Т.М. и Серебряковой Е Н. Мать и дочь. Дочь Елена выпускница нашей школы. Она учитель немецкого языка. Дочка Елены – Полина – ученица нашей школы. И кто знает, может быть, это начало доброй традиции? И Полина тоже пойдёт по стопам мамы и бабушки?

§ 2. Наши выпускники – «Медалисты»

В нашей школе есть добрая традиция, когда на выпускном вечере медалисты выпускники фотографируются для книги почета и оставляют подписи под своими пожеланиями школе. Нам удалось подсчитать, что 32летнего труда нашего коллектива, можно с гордостью сказать, что из стен нашей школы вышло на жизненную дорогу более 5 тыс. выпускников. С золотой медалью закончили школу 18 выпускников, с серебряной медалью - 55. Конечно же, они являются гордостью школы. Они очень разные, но каждый оставил здесь частичку своего сердца.

§ 3 «Ими гордится школа»

Одним из любимых учеников в школе является Порезанов Артур. В истории школы и в душе каждого учителя Артур занимает своё место, которое никто не займёт. Это необыкновенный человек - любящий, уважительный, воспитанный, понимающий.

Порезанов Артур Владимирович родился в г. Ртищево Саратовской области 19.01.1985 г. в семье потомственного военного: прадед, дед, отец и дядя были офицерами МВД. И Артур тоже мечтал пойти по их стопам. В школе увлекался математикой, историей, английским. Был членом научного общества школы. Занимался баскетболом, танцами. В течение многих лет был ведущим школьных и городских мероприятий. Награжден грамотами за актерское мастерство на всероссийском фестивале самодеятельного творчества «Салют, Победа!», дипломом Министерства культуры Саратовской области за высокие результаты в областном фестивале спортивных танцев. Четырежды был лауреатом городского конкурса «Юные таланты».

Судьба Артура нелегка. Он никогда не позволял маме решать его проблемы, он всегда добивался всего сам. Было много неудач и разочарований. Но Артур все преодолел. После окончания школы не прошел в Саратовское военное училище МВД, хотя отлично сдал экзамены. Дальше – армия, военно-морской флот. Через год, зарекомендовав себя отличным бойцом, Артур смог получить разрешение на поступление в Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД РФ, поступил и оставлен на должности заместителя командира взвода с присвоением звания старшего сержанта.

У нас есть копия вот такой грамоты: Награждается старший сержант Порезанов Артур Владимирович за разумную инициативу, усердие, отличие, проявленные в ходе обеспечения

общественной безопасности в период проведения 11 международного экономического форума и саммита глав государств стран СНГ. Подпись: начальник Санкт- петербургского военного

института внутренних войск МВД России генерал – майор Тарасов.

(видеофрагмент).

Вот такой он, наш Артур. В 2011 г. он получил диплом с отличием о полном высшем образовании, квалификация «юрист», по специальности «юриспруденция». С 2012 года работал в правоохранительных органах, сейчас - в ФСБ. Мы понимаем, что Артур - это пример упорства, стойкости, патриотизма для всех нас.

Павлова Наташа, сейчас Смирнова Наталья Владимировна – отличная ученица, активная участница школьной жизни - Наташа возглавляла комсомольскую организацию школы, она участница школьной агитбригады «Новосёлы», которая занимала призовые места не только в нашем городе, но и на областном конкурсе агитбригад в Саратове.

Павлова Наталья закончила школу в 1988 году. В 1991 году с отличием закончила Энгельсское педагогическое училище и поступила в Балашовский педагогический институт, получив через 5 лет специальность «психолог». 10 лет Наталья работала воспитателем и педагогом-психологом в детском саду № 7 «Журавушка». В 1997 г начала предпринимательскую деятельность и в 2002 г открыла магазин «Школьник»

Сейчас Наталья Владимировна – успешный предприниматель и наш партнер, и она всегда готова помочь школе своим вниманием, профессиональным советом, методической , справочной , учебной литературой.

Иванов Игорь Сергеевич родился 20. 04.76 г.

Закончил Московский Государственный Университет Путей Сообщения, после окончания работал бригадиром, мастером в Вагонном депо г. Ртищево. Спустя 2 года- становится ревизором по безопасности движения поездов в отделении Юго-восточной Железной дороги; через год- назначение на должность главного инженера, а затем- начальника Вагонного депо . Затем переведен в г. Воронеж на должность главного инженера в Дирекцию по ремонту грузовых вагонов.

Сейчас работает в г. Москве руководителем дирекции компании «Rail Garant», которая ориентирована на комплексное обеспечение потребностей предприятий в сфере железнодорожных перевозок. Игорь Сергеевич женат, имеет двоих детей.

На фото мама Игоря Сергеевича, процедурная медсестра Ртищевской районной больницы Иванова Людмила Александровна, рассказывает Грищенко Инне Сергеевне о своем сыне.

По словам наших педагогов Игорь Иванов всегда проявлял активную жизненную позицию, был активным участником всех школьных дел, обладал в школьные годы добрым, покладистым характером, хорошо учился. Когда Игорь Сергеевич приезжает на родину, он заходит в свою родную школу поговорить с учителями, повспоминать школьные годы, рассказать новости.

Николаев Алексей Викторович родился в 1978 году. По окончании нашей школы в 1995 году поступил в техникум железнодорожного транспорта. Трудовая деятельность Алексея началась в 1996 году: работал продавцом в магазине «Меркурий». В 2001 году женился на Николаевой Надежде Александровне. В 2005 году родилась дочь Анастасия, которая учится в 5 б классе, в 2014 г. – дочь София.

С 2006 года Алексей начал свою предпринимательскую деятельность с установки пластиковых окон в г. Ртищево и Ртищевском районе. В 2008 году был открыт его первый магазин по продаже электро и бензоинструмента. Позже были открыты ещё три магазина с непродовольственными товарами.

Николаев А.В. награжден дипломами и благодарственными письмами «За взаимовыгодное сотрудничество и добропорядочные партнерские отношения» от поставщиков и банков. В 2015 году ему вручена благодарность от Министерства экономического развития Саратовской области. 19.09.2015 года, в День города, главой администрации Ртищевского муниципального района Санинским А.П. Алексею Викторовичу вручен диплом о занесении на районную доску почета «За заслуги и большой личный вклад в развитие социальной, экономической и культурной сфер муниципального района». Порядочный, ответственный, спокойный, уважительный, понимающий, рассудительный, целеустремленный.

По его словам, стремление достичь цели, предприимчивость, умение наблюдать, подмечать детали, делать выводы помогли ему стать успешным человеком.

Кирюхин Сергей – наш особый выпускник: он - заслуженный мастер спорта России, неоднократный чемпион мира по самбо, за высокие спортивные достижения награжден Почётной грамотой Президента Российской Федерации, Почётный гражданин г. Ртищево.

Сергей родился 23 февраля 1987 года. С детства стал заниматься самбо. Пришел на тренировку и, глядя на других ребят, понял, что это настоящее мужское дело и он хочет быть таким же, как тренер – сильным, мужественным, ловким! Первым тренером Сергея был тренер высшей категории Рафик Узбекович Мамеднабиев.

Поначалу у подростка не все получалось, были и синяки, и ушибы, и обиды. Сергей был маленьким, худеньким, непоседливым, но упорным, настоящим бойцом. В школе учителя отзывались о нем как о скромном, рассудительном, справедливом, уравновешенном, готовым помочь в любой трудной ситуации, надёжным, не способным к предательству. Когда Сергей учился в 9 классе, он стал кандидатом в мастера спорта по самбо.

После окончания школы в 2004 году Сергей служил в армии. Отслужив один год, в 2006 году Сергей поступил в Военный институт физической культуры в Санкт-Петербурге, который закончил в 2011 году в звании лейтенанта. Во время учёбы продолжал тренироваться, выполнил норматив мастера спорта, неоднократно становился победителем всероссийских соревнований.

После окончания института получил титул чемпиона Европы, стал победителем Международных турниров, чемпионом на Универсиаде в Казани, обладателем Кубка Президента Российской Федерации. Свой первый чемпионский титул Сергей Кирюхин завоевал в острейшей конкуренции на Чемпионате Европы по борьбе самбо и боевому самбо, проходившему в 2011 году в Болгарии.

По словам Сергея, альтернативой тяжелых тренировок являются для него книги.

"Чтение очень помогает, - поделился с нами Сергей. На меня вообще книги очень хорошо влияют - отключаюсь от всего остального, погружаюсь в чтение. Недавно, например, дочитал мемуары Антона Деникина. Очень понравилось".

Безусловно, все успехи Сергею удались только благодаря его упорству, тяжёлому каждодневному труду, высокой самодисциплине и самоорганизованности.

Разве маленький щупленький мальчишка с нашего двора мог представить 15 лет назад, что когда-то он станет чемпионом мира, Европы, Универсиады, которому будут рукоплескать лучшие стадионы страны и мира.

Ведь никто тогда и не мог предположить, что из простого Ртищевского мальчика вырастет настоящий чемпион! Но разве для таких, как наш Сергей, могут быть непреодолимые вершины?

§ 4. «Память»

Мы хотим сегодня почтить память двух выпускников нашей школы, погибших при исполнении воинского долга - Зинченко Александра и Корчагина Анатолия.

- О потерях говорить тяжело и больно, но когда из жизни уходят совсем молодые, то говорить тяжело вдвойне. В школе появилась мемориальная доска, памятный знак, который вновь и вновь будет напоминать нам о войне, о гибели людей, о материнском горе.

- Сегодня мы склоняем головы в память об Александре Зинченко и Анатолии Корчагине…

Они оказались мужественными воинами. Они не дрогнули в схватке с врагом. И мы, их земляки, можем по праву гордиться ими.

- Лаконичные строки коротких биографий, юные лица на фотографиях. Им было в среднем по 20.

-Их биографии умещаются в несколько строк. Какими они были? Те, кто ушёл и не вернулся?

- По воспоминаниям педагогов они были такие же, как все мальчишки и девчонки: весело смеялись, бегали в школу, любили своих родных и близких – любили жизнь. Толя Корчагин был юморной, жизнерадостный, весёлый парень.

Саша Зинченко, наоборот, спокойный, рассудительный, надежный, мечтательный.

- Им бы жить и жить, радовать матерей, отцов, воспитывать детей, быть им надёжной опорой. Но судьба распорядилась иначе.


Заключение

«История школы в лицах» - не только проект, это рубеж, дающий возможность оглянуться назад и с новыми силами устремиться в будущее. За более чем 30 - тилетнее существование в нашей школе сложилось много традиций. Но со временем какие-то из них уходят безвозвратно, какие-то продолжают жить, приобретая новое дыхание. Мы надеемся, что поисковая работа в рамках реализации проекта станет еще одной традицией школы. Работа над проектом дала нам возможность не только глубже и лучше узнать историю своей школы, но и судьбу учителей, их вклад в развитие школы, судьбу выпускников школы, что нам поможет наметить пути для совершенствования. Надеемся, что результаты проекта откроют новые странички в новых направлениях проекта, станут маленьким вкладом в сохранение исторических данных о школе. Ведь знать прошедшее - значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Данный проект способствовал формированию у всех, кто к нему прикоснулся, уважительного отношения к истории и культуре своей школы, сохранению исторической памяти, традиций школы. А также собранный материал поможет обогатить новыми материалами школьный музей.

Обращение к истории школы обусловлено тем, что ознакомление с жизнью школы, ее традициями, опытом играет большую роль в формировании мировоззрения учащихся, оценочных суждений подрастающего поколения, осознания перемен происходящих в школе. Выбор также обусловлен потенциальными возможностями школьного музея «Память».

Данный проект является исследовательской деятельностью обучающихся 9 «А» класса МКОУ СОШ № 66 р.р. Бердяуш. Проект основан на использовании различных источников информации, организации познавательного общения обучающихся школы с выпускниками, педагогами, очевидцами в школе и вне школы.

Реализуя идеи проекта, учащиеся почувствовали себя взрослыми людьми, у них появилась уверенность в себе. Особенно приятно будет увидеть результаты своего труда. Участники проекта надеются, что книга «Школьный роман» будет пополняться новыми страницами, а стенд о выпускниках школы «Наша география» будет интересен не только учащимся, но и их родителям, и гостям.

Предполагаемые результаты, их социальная значимость

  1. Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.

  2. Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма.

  3. Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;

  4. Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;

Планируем:

1. Продолжить работу над созданием информационного стенда о выпускниках школы

2. Продолжить оформление альбомов

3. Открытие на сайте школы

Данный проект развивает чувство коллективизма, эстетический вкус, трудолюбие, ответственность, патриотизм, а выпускникам и гостям школы приносит радость и пользу.

Данный проект способствует формированию уважительного отношения к истории и культуре своей школы, сохранению исторической памяти, традиций.


Список используемой литературы

  1. Программа-проект работы школьного музея.// http://museum.tgim1.edusite.ru/p17aa1.html

  2. Проект школьного музея.// https://xn--j1ahfl.xnp1ai/blogs/proekt_shkolnogo_muzeya_082851

  3. Социальный проект "Школьный музей" // http://s14007.edu35.ru/2012-01-10-11-48-51/192--q-q

  4. Проект "Школьный музей" // https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0ahUKEwiirqX2gOfWAhXICJoKHZyRAIsQFggtMAE&url=https%3A%2F%2Fvzm2.edu.27.ru%2Ffiles%2Fuploads%2Fproekt.doc&usg=AOvVaw1WLSUFlTsWf5Qss_U0ZG13

  5. Проект "Школьный музей"// https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&ved=0ahUKEwiirqX2gOfWAhXICJoKHZyRAIsQFggyMAI&url=https%3A%2F%2Fedu.tatar.ru%2Fupload%2Fimages%2Ffiles%2F%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2582%2520%25D0%25BC%25D1%2583%25D0%25B7%25D0%25B5%25D0%25B9.ppt&usg=AOvVaw3rPMG2m5V2LAa3OIprMPYe





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!