Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Усть-Абаканская общеобразовательная школа – интернат»
Внеклассное мероприятие
Конкурс знатоков родного языка
"Ты наш друг, родной язык".
выполнила
учитель письма и развития речи
МБОУ «Усть-Абаканская ОШИ»
Виноградова Лидия Петровна
Цели:
показать богатство родного языка, обогащать словарный запас учащихся
развивать речь учеников, мышление, смекалку
прививать интерес и любовь к родному языку
Оборудование.портреты А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В.И. Даля;плакат: «Могуч и богат русский язык»
Ход мероприятия
Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой.
Учитель: Сколько хороших слов сказано о русском языке Константин Георгиевич Паустовский сказал: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Язык, на котором мы говорим. Красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Язык – это история народа. Поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью
Ученик 1.
Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Ученик 2.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою, на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Ученик 3.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова.
В речь и душу каждого народа,
На правах духовного родства.
Ученик 4.
Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Ι. Вводная беседа
Сегодня наш урок мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике! Оказывается, она может быть не только серьёзной, но и достаточно весёлой, загадочной и плутовской. В этой науке скрывается много разных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них.
А проведём мы наш урок в форме игры КВН.
ΙΙ. Организационный момент.
Для начала разделимся на команды и выберем капитанов. Готовы?
(Дети выбирают капитанов и придумывают заранее названия своим командам).
Представление жюри.
Приветствие команд (участвуют две команды)
За каждый правильный ответ – 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
“Приставки” Девиз: Приставки всегда молодцы, Приставки всегда впереди! | “Корни” Девиз: Думай, пробуй и ищи, Трудно будет – не пищи! |
Станция 1. «Пословица всем углам помощница»
- Что такое пословицы? Для чего они нужны?
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы,
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают,
И от беды нас берегут.
Недаром говорят: «Без пословицы не проживешь, от пословицы не уйдешь».
- Продолжи пословицу.
Век живи – ... (век учись).
Делу время – ... (потехе час).
Ветер рушит горы, а слово – ... (дружбу).
Слово не воробей, … (вылетишь, не поймаешь).
- Найди ошибки в пословицах.
Волков бояться – под одеялом лежать. (в лес не ходить)
Кашу соляркой не испортишь. (маслом)
Тяжело в учении, легко на каникулах. (в бою)
У мышки глаза велики. (у страха)
На ловца и паровоз мчится. (и зверь бежит)
Друг познаётся за завтраком. (в беде)
Станция 2. «Шифровальная»
- Расшифруй слова, найди среди них лишнее слово:
игнак( книга) акруч (ручка) артдьте (тетрадь) алнеп (пенал) ашкамор (ромашка)
Конкурс для болельщиков
Вопрос-ответ
У кого глаза велики? (У страха.)
Чем горю не поможешь? (Слезами.)
Кого по осени считают? (Цыплят.)
Что красит человека? (Скромность.)
Чем не кормят соловья? (Баснями.)
В какие сани не следует садиться? (Не в свои.)
Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда.)
Что надо беречь смолоду? (Честь.)
Конкурс капитанов.
Капитанам предлагается за 1-2 минуты найти к каждому устойчивому
сочетанию в левой колонке противоположное сочетание в правой
колонке (соединить линией).
Лясы точить Не покладая рук
Держать ухо востро Держать язык за зубами
Сидеть, сложа руки Воды в рот набрать
От рук отбиться Ворон считать
Во всю Ивановскую кричать Своим горбом наживать
На чужой шее сидеть Держать в ежовых рукавицах
Станция 3 "Исправьте ошибки"
Команды получают карточки с текстами, в которых надо найти и исправить ошибки.
За каждую найденную ошибку засчитывается один балл.
Карточка
Зимние каникулы я правел у дяди сережи Однажды ночю лес занислопушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к старошке, а потом катались налыжах. Заденешь ветку – политит тебе в лицо мяхкий снежок.
Станция 4 « Грамматическая арифметика»
Учитель: Каждая команда отвечает по очереди и за правильный ответ получает 1 балл.
ров + поза =? Вид транспорта (паровоз)
охра + под =? Водный транспорт (пароход)
лик + пена = ? Птица с большим зобом (пеликан)
вода + ринг =? Гроздь сладких ягод (виноград)
рыба + соки =? Фрукты (абрикосы)
Учитель: Наш конкурс эрудитов русского языка подошёл к концу. Царь Грамотей благодарит вас за ваши знания, творчество. Но впереди у вас много открытий, увлекательных путешествий, интересных грамматических задач на уроках русского языка. Надо многое знать и уметь, а главное любить родной язык, чтобы в совершенстве изучить строгую, трудную, умную и замечательную науку ГРАММАТИКУ!
Жюри объявляет счёт.
ΙV. Подведение итогов соревнования.
Награждение участников.
Спасибо за интересную работу. До свидания!
Используемая литература
1. Классные часы 1 класс / сост. Васильева О.В. – Изд.2-е. переработанное. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2007
2. Предметные Недели и праздники /авт.-сост. Аверьянова И.В. Лапшина Н.Н.- Волгоград: Учитель, 2008
4. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей/ методическое пособие, 2 класс Емельянова Н. - М: Издательство РОСТ, 2011.