Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях как основа требований к результатам образования в рамках реализации новых ФГОС
Мельник В иктория О леговна ,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 1 р.п. Хор
Актуальность
Инновационный путь развития Российской Федерации обуславливает включение этого процесса во все экономические, социально-культурные проявления нашего общества. Для этого потребуется человеческий потенциал высокого качества с мотивацией на «победу» и достижения результатов с высокой личной «капитализацией». Для массовой школы эта стратегия определяет необходимость создания творческой среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, приобщения его к опытно-экспериментальной и проектировочной деятельности через систему не только учебных занятий, но и через внеурочную деятельность.
Теоретическая база опыта
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина.
Концептуальной основой образовательного процесса является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:
1)формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
2)проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
3)активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
4)построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Практическая значимость опыта
Данный опыт можно использовать как инструментарий в педагогической деятельности на базе общеобразовательной школы.
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Урок – размышление как методическое средство
для формирования читательской грамотности
и ценностных отношений
Хабаровский процесс 1949 г.
в зеркале Международного гуманитарного права
Урок - размышление
https://tvzvezda.ru/schedule/films-online/2021107821-dwfTt.html
Этап урока - Приглашение к размышлению
Виды познавательной деятельности
и методические приёмы
Вариант начала урока «Политические идеологии» на основе включения интерактивных методов обучения в структуру урока. Начало урока – стадия вызова (актуализации знаний) Хук (игра, «крючок»). Моё название – «сундук путешественника». Вопросы для стадии вызова:
- О чём могли мечтать люди – обладатели этих вещей?
- Почему именно эти вещи они взяли, отправляясь в далёкое путешествие?
Виды познавательной деятельности и методические приёмы
Примеры создания проблемной ситуации на уроке истории методические приёмы «мозговой штурм»
Сравнение 2 фактов:
- Князь Ярослав Владимирович за 35 лет правления заслужил прозвание «Мудрого» правителя.
- По законам Ярослава Мудрого, государство не карало преступника, совершившего убийство. Отомстить убийце имели право ближайшие родственники убитого (сын, родные или двоюродные братья, племянники), если таких не было, то преступник должен был выплатить государству (князю) виру – штраф за убийство .
Различные точки зрения при оценке исторической личности:
О Петре I :
- «Петр - великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации». В.Татищев
- «Петр - разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой». М.Щербатов
Почему Ярослава звали Мудрым?
Урок истории в 6 классе
«Расцвет Руси при Ярославе Мудром»
Появление письменных законов
Мирное развитие страны
Строительство церквей, школ
Строительство городов
Каменное строительство на Руси
Признание Руси Европой
Виды познавательной деятельности и методические приёмы
методический приём «мозговой штурм»
Методический приём «стратегия пазла»
Работа на виртуальной онлайн-доске Padlet. над заданиями в 3-х группах
(техника «Стратегия пазла» - группе из 3-х человек предлагают одну большую тему для обсуждения, которую делят на 3 вопроса — небольших тем для исследования. Каждая группа изучает свой вопрос, а затем презентует выводы классу, то есть составить итоговый пазл — обобщённый взгляд на тему)
Виды познавательной деятельности и методические приёмы. Методический приём «Толстые и тонкие вопросы» на этапе применения и закрепления знаний
Вопрос «тонкий»
Вопрос «толстый»
Кто …
Когда …
Дайте объяснение , почему… Почему вы считаете …
Будет ли ...
В чём различие…
Верно ли...
Предположите, что будет, если...
(не требует развёрнутого ответа, нужен однозначный ответ)
(предполагают полный, развёрнутый ответ)
Урок истории в 7 классе
по теме «Преобразования в области культуры в эпоху Петра I»
Применение методических приёмов и технологий на основе
системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности
Результативность применения методических приёмов и технологий на основе системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности
Использование представленных технологий и приёмов служит активизации познавательной деятельности обучающихся, а также является инструментом, который способствует достижению целей и задач урока, позволяет придать учебной работе на уроке проблемный, творческий характер.
Результативность опыта работы: повышение положительной мотивации обучающихся к изучению обществознания и качества знаний. И, конечно же, позволяет увлечь своим предметом. На протяжении двух лет мой ученик Кондрин Семен являлся победителем муниципального этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию, в 10 классе занял 2 место, а в 11 классе – 1 место на региональном этапе, успешно сдал ЕГЭ (98 баллов по истории и 97 по обществознанию), сейчас студент 2 курса МГИМО.
САША
Результативность применения методических приёмов и технологий на основе системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности
Самые высокие тестовые баллы (за тир года)
81 – Мусохранов О. 98 – Кондрин С. 90 – Фомина С.
Результативность применения методических приёмов и технологий на основе системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности
Результативность применения методических приёмов и технологий на основе системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности
Районная научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее». На секции «История. Обществознание». Победителем в секции «Обществознание» стала ученица 10 класса МБОУ СОШ №1 р.п.Хор Козицкая Елизавета (2021г.).
Результативность применения методических приёмов и технологий на основе системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности
Результативность применения методических приёмов и технологий на основе системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности
Блестяще выступили мои ученики 7а класса на муниципальном этапе краевой научно-практической конференции учащихся «Будущее Хабаровского края в надёжных руках». В секции Краеведения ПРИЗЁРОМ стал Бородин Егор с исследовательской работой по теме «Память в сердце храня». В секции Истории ПОБЕДИТЕЛЕМ стал Суханов Фрол с исследовательской работой «Хабаровский процесс 1949 года в судьбах её участников – японского и советского офицеров». В секции Обществознания ПОБЕДИТЕЛЕМ стал Суханов Фрол с исследовательским проектом «Экономика на каждый день, или, инвестиции от «А» до «Я».
Обобщение и обмен опытом, участие в конкурсах педагогического мастерства
Материал из Khabawiki
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории как основа требований к результатам образования в рамках ФГОС.
Источник — http://wiki.ippk.ru/index.php?title=
Участница:Mvo1970&oldid=507524
Представление опыта работына сайте Мультиурок
Представление опыта работы на ВСЕРОССИЙСКОМ УРОВНЕ