СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсное задание Эссе "Я - учитель"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе о моих мотивах выбора профессии педагог. О собственных педагогических принципах и подходах в образовании. Моё понимание миссии педагога в современном мире, отражение видения современных проблем в образовании и путей их решения.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсное задание Эссе "Я - учитель"»

Конкурсное задание « Я – учитель »

Об Учителе сказ поведу,

О его озарённой судьбе.

О его сердобольных делах,

О его венценосной мечте.

Об Учителе Речь поведу…

О себе.

Жизненный опыт и наблюдения показывают, что нет другой такой области человеческой деятельности, кроме педагогической, где бы на результатах работы так сильно сказывались личные качества самого работника: его мировоззрение, убеждения, принципиальность, честность, доброта... В связи с этим предъявляются серьёзные требования к личности учителя, к его педагогическому мастерству, которые определяют успех обучения и воспитания. Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. Моя мотивация выбора педагогической деятельности не зависела прямо от каких-то конкретных факторов, например информированности о предстоящей работе, профессио­нального отбора, социально-экономического статуса. Особую роль в становлении моего педагогического опыта личнос­ти играло окружение. Однажды в школе, на уроке русского языка, при изучении лексических значений некоторых слов, в моей памяти глубоко запало определение слова династия. Династия - ряд поколений, передающий из рода в род профессиональное мастерство, традиции. Мне это запомнилось, потому что, моя родня, в течение многих лет, работают в школе. Мои родные - это люди одной крови, они понимают друг друга с полуслова. «Дар учителя передается по наследству», - говорят в народе и моя педагогическая мотивация перешла ко мне на молекулярном уровне.

Стать учителем – это была моя мечта детства. Мне всегда нравилось учиться. Я росла с этой профессией с пелёнок. Потому что, мой самый дорогой и близкий человек на свете – мамочка работает учителем начальных классов. Мама всегда говорила о профессии  учителя, как одной из самых важных и ответственных профессий на земле. Мама – педагог по призванию. К работе подходит ответственно, она считает, что каждый должен выполнять свои обязанности добросовестно, тогда везде будет порядок. Такое ответственное отношение к любой работе мама воспитывала во мне и в моих сестрах: Татьяне и Ирине. Мама - друг мой самый лучший, родной, воспитывала в нас любовь, честность и терпимость к людям.

Ещё один человек стал для меня примером для меня. Это бывший директор - Михайловская Лидия Васильевна. Она доверяла мне чтение на школьных мероприятиях стихотворений наизусть, учила произносить искренне. Я начинала учиться овладевать, хоть и на небольшой промежуток времени, человеческим вниманием. На уроках математики мне всегда нравилось объяснять и разъяснять, то, что было кому-то не понятно. Я неосознанно находила приёмы в моём «детском преподавании». Все перечисленные жизненные закономерности были началом пути к профессии учитель. Окончив 11 класс, у меня чётко сложились следующие мотивы для поступления в педагогический колледж: осознание педагогических способностей, интерес к учебному предмету, желание обучать данному предмету, стремление посвятить себя воспитанию детей, желание иметь высшее образование. Аттестат с отличием помог легко поступить в педагогический колледж. Мне по жизни очень везёт, на моём пути всегда встречаются светлые и хорошие люди. Мои преподаватели «учительской» профессии верили в меня, «ковали» правильного педагога, вкладывая все свои знания и опыт. Я им буду всегда благодарна.

И вот – я учитель математики. Размышляя сейчас над тем, чего же во мне было больше, «учителя» или «математики», понимаю, что это соотношение имеет свойство изменяться. Когда в роли учителя я перешагнула порог школы, то во мне было много «математики» и мало «учителя». Я хотела научить своих детей всему? Но ведь хотеть, это не значит уметь, я знала методики, но мне не хватало практики. И тут, как в сказке, подумаете вы, в школе, где я стала работать, после замужества, моим наставником и главным для меня методистом становится замечательный человек – Колесникова Людмила Ивановна. Это грамотный педагог, знающий свой предмет до тонкостей, до мелочей, умеющий в доступной форме преподать его ученикам, учит меня своим приёмам и методам, которые помогают мне в развитии универсальных учебных действий, на которые ориентируются ФГОС.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к самореализации себя в жизни и социуме.  Родители часто уходят в работу с головой, контролируя жизнь ребенка по телефону. Они так искренне переживают каждую плохую оценку ребенка, так бурно на нее реагируют, что порой не замечают проблемы морального и душевного плана, которые одолевают их детей. И только учитель является проводником детей в мир взрослых. В давние времена учитель был ценным и порой единственным источником знаний. А сегодня функция педагога как транслятора информации отходит на второй план, а вот значение функции воспитания возросло. Школа как место для социализации, как место поиска себя, своей роли в обществе, место приобретения необходимых коммуникативных и социальных знаний. Учитель - координатор, тьютор — организует учебное пространство для взаимодействия учащихся. Существует приоритет коллективного обучения, работы в группах. Человек вне социума никто и нигде, стать успешным и счастливым он может лишь в обществе. Мы учим тех, кто потом будет работать в разных сферах жизни общества, мы воспитываем тех, кто нас окружает и кто является фундаментом будущего.

Моё понимание миссии учителя - это развитие творческих способностей ребенка, вооружить таким важным умением, как умение учиться, увидеть талант ребенка и постараться создать условия для раскрытия этого таланта. Поэтому для меня смысл моей педагогической деятельности заключается в развитии духовно-нравственного мира моего ученика, в воспитании его души и его интеллекта. Важными задачами для меня являются: предотвращение пустоты души, убогости интересов; привитие стремления работать над собой; воспитание отзывчивости сердца; помощь в успешном вхождении в социум.

Чтобы не навредить детской душе, осуществляя свою педагогическую миссию, я стремлюсь стать профессионалом своего дела. Я поставила для себя цель - стать универсально образованной личностью, таким учителем, который умело владеет информационными и образовательными технологиями, является хорошим психологом в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.  Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; требования ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

В этих условиях передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Для успешной реализации поставленных задач в своей образовательной практике соблюдаю следующие педагогические принципы:

  • принцип свободы выбора - в любом обучающем действии предоставлять ученику право выбора с одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор;

  • принцип открытости – не только давать задания, но еще и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;

  • принцип деятельности – освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в процессе деятельности;

  • принцип обратной связи – регулярно контролировать процесс обучения с помощью различных приемов обратной связи.

  • принцип идеальности – максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. Моя главная задача, как задача современного учителя, на уроке – формировать и развивать универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность учащихся к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Я поэтапно формирую УУД на своих уроках

1. Формирую первичный опыт выполнения какого- либо действия и мотивацию;

2. Формирую понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;

3. Формирую умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовываю самоконтроль его выполнения.

Мотивирование к учебной деятельности осуществляю через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Создаю условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала. Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания. Школьников я приучаю самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к действию учащихся.

“Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений” Л. Толстой.

13 лет работая в школе, я прихожу к выводу, что слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы – развитие творческих способностей учащихся - обусловлена, на мой взгляд, двумя основными причинами. Первая из них – падение интереса к учебе. Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи. Поэтому главное для себя. как учителя математики, вижу не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, а в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка. Для этого стремлюсь поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.; прививать навыки исследовательской работы; развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет, медиаресурсы, ЦОРы); показывать практическую направленность знаний, получаемых учениками на уроках математики; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими наукам. Данной цели служат нестандартные (активные) формы уроков. Они, с одной стороны, позволяют мне вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают активизировать ребят с наглядно-образным мышлением, практические (лабораторные работы, конструирование, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества. Придерживаюсь принципа: на каждый урок – интересную задачу. Для меня очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно, увлеченно. Наверное, в каждой школе есть учащиеся с пониженным интересом и низким уровнем обучаемости в силу особенностей мышления, памяти, внимания. Такие учащиеся все больше отстают от своих товарищей по классу, если не имеют возможности в посильных учебных действиях упражнять и развивать те психические функции, которые развиваются и упражняются у других учащихся. Поэтому я большое внимание уделяю индивидуализации обучения. А их сияющие глаза и радостная улыбка: «Я понял! Получилось!» говорят мне о том, что я на верном пути. На мой взгляд, в благоприятных педагогических условиях пониженная обучаемость может быть компенсирована за счет развития других, положительных качеств личности ребенка: старательности, работоспособности. Не потерять таких детей значит, для меня создать и для них ситуацию успеха, не превратить их в учащихся с низким уровнем учебной мотивации: равнодушных и замкнутых или озлобленных и проблемных. В своей педагогической практике я всегда придерживаюсь некоторых педагогические идей  гуманной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили, а так же использую приёмы из системы обучения Шаталова Виктора Фёдоровича. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности.

Учитель – это не профессия для меня, это моя простая правильная жизнь. Жизнь с радостью, смыслом и эффективностью. Каждое утро я прихожу в школу, поднимаюсь на 2 этаж, захожу в свой кабинет. Мой кабинет - это творческая мастерская, весь социально-психологический микроклимат которой, создаёт условия для самореализации личности. Я считаю, что моя задача состоит в том, чтобы каждый ребенок приходил на урок математики с большим желанием и без боязни. Я часто проговариваю ребятам одну их любимых моих цитат, о том, что математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед.  Приятно слышать от детей: «Я понял! У меня получилось!», «Спасибо за урок». Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников, когда слабый ученик поднимается вверх по ступенькам лестницы знаний. И тогда я готова свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд. Мои ученики – мои единомышленники, доверившие мне частицу своей жизни, впустив меня в свой мир. Всем этим мне нужно распорядиться мудро. Я горжусь своими детьми, когда они активны на уроках, проявляют интерес к моему предмету, когда занимают призовые места в различных конкурсах и олимпиадах, но и в момент неудачи я горда за них, ведь они получают один из самых важных уроков – уроки жизни. Иногда одна неудача способна научить большему, чем тысяча побед, важно, чтобы в нужный момент рядом оказался человек, который поверит и поддержит, чтобы рядом был учитель!

Жизнь педагога, педагогика - это выбранная мною сфера деятельности, которая не даёт мне права допускать даже 1% брака, так как я работаю с людьми, а не с машинами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!