МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №5 имени Л.В. Усыниной»
Методический семинар
«Применение технологии развития критического мышления как средство формирования информационной компетентности
на уроках географии и во внеурочное время»
учитель географии
Фролова Наталья Валерьевна
Образование: высшее
Категория: высшая
Педагогический стаж: 19 лет
2018 год
Современное общество предъявляет новые требования к целям образования и путям их реализации. Как следует из Концепции ФГОС, на данном этапе развития образования для того, чтобы учащиеся могли успешно социализироваться в быстро изменяющемся обществе,
необходимо формировать у школьников универсальные учебные действия (УУД), применяя инновационные педагогические технологии.
Таким образом, перед современной школой стоит задача подготовить выпускника, прежде всего, готового к дальнейшему обучению и к самостоятельной деятельности. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых можно считать информационную компетенцию.
Педагогическая проблема
Применительно к школьному образованию отмечается высокая информативность курса географии. На основе информации формируются все компоненты содержания школьного географического образования. Обучающиеся затрудняются эффективно использовать полученную в учебном процессе информацию для решения конкретных задач.
Поэтому необходимо формировать у учеников информационную компетентность.
Гипотеза
Ожидаемый
результат
Выработка педагогической системы, состоящей из различных форм и методов обучения, создаст условия для развития критического мышления обучающихся и будет способствовать развитию информационной компетенции учащихся.
Обучающиеся с развитым критическим мышлением смогут лучше ориентироваться в мире информации, формировать собственное мнение и обосновывать его, формулировать проблемы и находить пути их решения.
Методическая цель - формирование системы педагогических форм и методов, способствующих развитию критического мышления обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетенции.
Задачи:
- изучить и апробировать педагогические технологии, методы и формы развития критического мышления на уроках географии, на основе апробированных технологий выработать собственную систему;
- представить практику применения апробированной технологии развития критического мышления на уроке географии;
- проанализировать результаты эффективности использования технологии развития критического мышления на уроках географии и во внеурочное время как средства формирования информационной компетенции.
История технологии развития критического мышления
зарубежный опыт
отечественный опыт
ТРКМ известна в России с конца ХХ века: М.В. Кларин, И.О. Загашев, Л.С.Выготский.
ТРКМ разработана в конце XX века в США: Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом.
Сайт международного сообщества развития критического мышления
http://www.criticalthinking.org/
Технология развития критического мышления разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики, в настоящее время реализуется в 29 странах мира.
Компоненты критического мышления нашли отражение в требованиях ФГОС второго поколения.
Технология дает ученику:
- возможность повысить эффективность восприятия информации;
- возможность повысить интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология дает учителю:
- возможность создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- возможность на практике анализировать свою деятельность, обобщая педагогический опыт;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
– способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
(греч. kritike искусство разбирать, судить)
Развивающий эффект. Условия реализации
Развитие критического мышления создаёт необходимые условия для
развития информационной культуры
повышения мотивации обучающихся
развития коммуникативной культуры
реализации творческого потенциала
достижения высоких предметных и метапредметных результатов
воспитания социально ответственной и морально развитой личности
формирования собственной гражданской позиции обучающихся
Принципы реализации технологии
- здоровьесберегающие технологии;
- гуманизм;
- уважение к личности ребёнка;
- соответствие требований и заданий возрастным особенностям учащихся;
- системность и целостность работы.
- системно-деятельностный подход;
- установление межпредметных связей и проведения бинарных уроков;
- сочетание урочной и внеурочных форм деятельности;
- обеспечение возможностей рефлексии обучающихся;
Формы и методы реализации педагогической технологии
урочные
внеурочные
- Проектная деятельность;
- Исследовательские работы учащихся;
- Внеклассные мероприятия;
- Научно-практические конференции;
- Городское мероприятие «Юные географы».
- Создание проблемных ситуаций;
- Эвристические беседы;
- Игровые приемы;
- Смысловое чтение.
Базовая модель технологии развития критического мышления
фаза рефлексии
( reflection )
фаза осмысления (realization of meaning)
- систематизация, целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к полученной информации;
- анализ собственных мыслительных операций и закрепление методов получения информации
- формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.
- активное получение информации;
- соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.
фаза вызова
( evocation)
- актуализация имеющихся знаний;
- формирование личностного интереса, мотивации к получению новой информации.
Первая фаза «Вызов». Задача: мотивация, актуализация знаний, выявление места и причин затруднений, построение проекта выхода из затруднения. Все это является активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Урок по теме «Движение земли по околосолнечной орбите» (5 класс) . Прием «Удивительные факты».
B результате прочтения данного стихотворения происходит актуализация знаний о существовавших различных гипотезах движения Земли.
Учащимся задается ряд вопросов:
- О какой научной проблеме рассуждает автор?
- Возможно ли, чтобы Птолемей и Н.Коперник вели такой диалог?
- Какие теории мироздания представлены автором?
- Каковы собственные взгляды автора на эту проблему?
«Случились вместе два Астр о нома в пиру
И спорили весьма между собой в жару,
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой – что Солнце все с собой планеты водит;
Один Коперник был,
другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал:
- Ты звезд теченье знаешь?
Скажи: как ты о сем сомненье рассуждаешь?
Он дал такой ответ:
- Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака
из поваров такова,
Который бы вертел
очаг кругом жаркова?»
1761г
Форма работы : фронтальная беседа .
М.В. Ломоносов в своей импровизированной стихотворной притче вводит персонажей, которые в реальной жизни никогда бы не могли встретиться и беседовать, так как жили в разные исторические эпохи, разделенные несколькими сотнями лет. Автор в несколько фантастической форме показывает многовековой конфликт сторонников двух различных теорий мироздания.
Вторая фаза «Осмысление» . С одержательная стадия, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная на осмысление полученной информации.
Урок по теме «Природные зоны России» (8 класс).
Прием «Опорный конспект».
Опорный конспект направлен на осмысление и осознание прочитанного текста. Умение конспектировать, выделять самое главное в тексте с помощью различных знаков символов.
Принцип - « Mini - Max » (минимум текста – максимум информации)
При объяснении природного комплекса/природной зоны, дается большой объем информации (название компонентов). Для облегчения записи в тетради и для лучшего запоминания я даю задание: составить схему (опору). Как правило, данная опора запоминается на долго и легко воспроизводится учащимися. Опорные конспекты (схемы) упрощают процесс запоминания новых терминов. Многие термины превращаем в опорную схему.
Применение данного приема развивает умение собирать, систематизировать и обобщать информацию, способствует накоплению опыта построения зрительных логических опор, создает предпосылки для развития абстрактного мышления, а также навыков самостоятельной работы учащихся.
К дополнительным эффектам, которые дает прием составления коллажа, относятся формирование ассоциативности мышления; получение удовольствия от необычности полученного результата.
Прием составления коллажа можно применять как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного материала.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Прием «Коллаж» (от франц.collage "наклеивание") – это технический прием, предполагающий наклеивание на какую либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.
https://multiurok.ru/album/tvorchieskiie-raboty-uchashchikhsia-100-liet-barghuzinskomu-zapoviedniku.html
Урок по теме «Гидросфера. Вода на Земле». Прием «Интерактивная игра – путешествие капельки воды».
ОКЕАН:
— вы испарились и попали в облака — ступайте в облака;
— вы накопились в водорослях — отправляйтесь-ка к растениям;
— вы просочились в подземные воды — ступайте туда;
- из океана вы испарились и в виде дождя попали в почву.
-вы испарились и попали в облака, а затем в виде дождя в болото, идите туда
В начале игры детям предлагается почувствовать себя капелькой воды: дети ощущают и понимают непрерывность движения воды по нашей планете. У них формируется представление о том, что все живое на Земле и неживое пронизано водными потоками и словно водными нитями связано друг с другом. В ходе игры дети ощущают вечное движение и участвуют в нём. Эта игра превращает изучение детьми круговорота воды в увлекательное и эмоциональное путешествие.
https://multiurok.ru/files/intieraktivnyie-mietody-obuchieniia-ighra-krughovo.html
Географические сказки Использование фрагментов сказки на уроках географии способствует развитию коммуникативной культуры, развивает познавательный интерес к учебному предмету, заставляет обращаться к положительному эмоциональному опыту из детства, способствует более прочному усвоению знаний, создаёт ситуацию успеха. В любом произведении можно найти что-то географическое.
От одного взгляда на него рачки убегали в ужасе…Но один бесстрашный рачок решил побороть монстра . Он вылез из – за камней и спросил монстра:
— Кто ты?
— Я? - усмехнулся монстр.
— Ты! - ответил рачок.
— Я – Спирогира! Я погублю Байкал и всех вас! - сказал он …
Ксения П, 6 класс, Сказка «Спирогира»
… И все бы ничего, да вот вода была капризна, и всю территорию, которую ей предлагали, считала недостаточной. Она заняла территорию под землей, на материках и и между материками…
Дарья Л, 6класс, Сказка «Сферы Земли»
.
… С тех пор живет она в Байкале, лежит себе на камушках, на солнышке греется. А деток своих больше так не балует, дает им самое важное для жизни и расстается с ними. А на память о дочери оставила имя Акумэ, называя своих детёнышей Кумой, куматканами.
Настя Ф, 5 класс «Как нерпа появилась в Байкале»
https://multiurok.ru/files/tvorchieskii-proiekt-evienkiiskaia-ekologhichieska.html
Прием «Шесть шляп». 10 класс
этот прием групповой познавательной активности помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения.
T ретья стадия урока - «рефлексия»
Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. На заключительной фазе урока информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Учащиеся составляют синквейны, выделяют самое-самое, пишут мини- сочинения.
Форма работы: коллективная, парная, индивидуальная.
Первая строка - одним словом обозначается тема (имя существительное).
Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).
Третья строка - описание темы тремя словами (глаголы, причастия).
Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме.
Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .
https://multiurok.ru/album/tvorchieskiie-raboty-uchashchikhsia-sinkviein-po-tiemie-voda.html
Применение ТРКМ в курсе «География Бурятии»
Программа по спецкурсу «География Бурятии» разработана на
основе примерной программы по географии Государственного
образовательного стандарта, Концепции национально- регионального
образования Республики Бурятия, с учетом базисного учебного плана
МБОУ « Гимназия №5 имени Л.В. Усыниной»
Данный курс рассчитан для учащихся 9 класса. Количество часов – 34.
Основная цель: дать представление о природе и природных ресурсах, населении Республики Бурятия; показать уникальность и значимость
некоторых видов природных ресурсов и их роль в развитии экономики республики Бурятия, России.
Рецензия на авторскую рабочую программу. Рецензент кандидат педагогических наук, старший преподавателя РИКУиО города Улан-Удэ,
Е.Г. Базарова и рабочую тетрадь по курсу «География Бурятии».Рецензент кандидат геогр.наук, доцент каф.ПО М, ПИ БГУ В.А.Бабиков. https://multiurok.ru/files/rietsienziia-na-rabochuiu-tietrad-po-ghieoghrafii.html
С помощью дополнительного материала заполните пропуски в тексте.
Республика Бурятия - субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского Федерального округа. Площадь республики составляет_______тыс. км.кв, что составляет ____% от площади России. Бурятия расположена в ____________________континента, в южной части Восточной Сибири, южнее и восточнее озера Байкал. С западной стороны оз. Байкал находится ______________область, с которой Бурятия граничит на северо-западе и севере, на крайнем юго-западе на сравнительно коротком расстоянии пролегает граница с Республикой ______________. На юге республики проходит государственная граница РФ с ______________________. На востоке республика граничит с Читинской областью.
Столица республики г. Улан-Удэ (основан в ______году) сосредотачивает около 40 % всего населения.
- Предложите вариант названия текста _______________________
- Предложите гиперссылки с разъяснением терминов, упомянутых в тексте (республика, столица, государственная граница и т.д.)
Республика – это_________________________________________
________________________________________________________
- Предложите 2-3 гиперссылки, дополняющие текст в соответствии с предложенным вами названием.
_______________________________________________________________________________
«Юные географы»
Цель: Привлечение интереса учащихся к изучению географии и особенностей родного края.
Основными задачами мероприятия являются:
- выявление и развитие у учащихся образовательных учреждений, осваивающих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
- создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
- распространение и популяризация научных знаний среди молодежи;
- профессиональная ориентация молодежи на ранних стадиях формирования личности.
- воспитание чувства сопричастности к наследию прошлого и настоящего жителей родного города.
http://guo-sbk.ru/index/estestvenno_geograficheskij_cikl/0-161
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года
Динамика качества знаний (%)
Личностные результаты
Результативность опыта.
РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНФЕРЕНЦИЯХ И КОНКУРСАХ
УЧАСТИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
класс
кол-во учащихся
5а
количество учащихся, выполнивших итоговый проект
учебный год
28
5в
27
количество учащихся опубликовавших проект (инфоурок/
мультиурок)
Кол-во
6а
28
28
уч-ков
17
мероприятие
27
2015-2016
2016-2017
15
6
28
результат
1
9
НПК
«Шаг в будущее», «Шаг в будущее.
Юниор», НПК «Росток», «Сибирская весна», «Равнение на старшее поколение»
11
2017-2018
1
2
1
1
1
3
3
1
1
3
Позитивная динамика участия в городской олимпиаде «Байкаловедение».
Активность участия в мероприятиях
выводы
Подводя итог, следует ещё раз соотнести поставленные задачи и результаты. Считаю, что использование вышеперечисленных технологий на уроках географии и во внеурочное время помогает мне добиваться высоких результатов. Безусловно, развитие критического мышления позитивно сказывается на результатах обучения.
Работа в рамках технологии развития критического мышления оказывается весьма трудоёмкой, в том числе из-за недостатка имеющихся методических материалов. Главные условия достижения результата – систематичность, сочетание урочных и внеурочных форм деятельности, постоянная рефлексия, а также желание и умение слышать своих учеников, которые могут дать много полезных советов своему педагогу.
В заключении хотелось бы отметить, что используемые мною методы и технологии не только способствуют формированию информационной компетенции на уроках географии, но и формируют способность школьников действовать в любой новой ситуации или изучать любую область знаний, то есть способствуют формированию межпредметных способов действий, что и требуется в современный период.
Обобщение и распространение опыта и его презентация
Авторская рабочая программа и рабочая тетрадь по курсу «География Бурятии»
разработка олимпиадных заданий и участие в проверке олимпиад
Выступление на ГМО, ШМО, на аппаратном совещании при Главе МО «город Северобайкальск»;
Мастер-класс для коллег, открытые уроки.
Публикация в печатных методических сборниках
Использованные источники
1 . Ермоленко А. С. Формирование и развитие информационной компетентности на уроках географии как необходимое условие обучения в современный период [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 197-201. — URL
2.Ильясов И. И. Критическое мышление: организация процесса обучения//Директор школы. 1995. N 2.
3. Кашлев С.С.Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов.– Мн.: Университетское, 2000. – 95с. 4.
4. Крылова О.В. Реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в преподавании географии»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.-76с.
5. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Ярославль: Академия развития, 2008 г
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Интернет – ресурсы
1. https://multiurok.ru/frolowa-1/
2. http://fb.ru/article/283865/metod-shlyap-myishleniya-edvarda-de-bono-osnovnyie-printsipyi-primeryi
3. http://www.criticalthinking.org/
4. https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6783/