Просмотр содержимого документа
«Конкурсное задание "Методический семинар"»
«Методический семинар»
Повышение уровня речевой культуры
обучающихся
Выполнила: Петрова
Татьяна Сергеевна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СОШ № 16»
г. Череповец
«Заговори, чтобы я увидел тебя» Сократ
Цель :
- Создание условий для развития речевой культуры обучающихся путем включения их в исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Обосновать для обучающихся важность и значимость правильной речи, основанной на нормах современного русского литературного языка.
- Создать условия для работы по данному направлению в школе.
- Формировать у учеников навыки грамотной устной и письменной речи.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Привлечь учителей и родителей к проблеме.
- Вовлечь обучающихся в работу по созданию научно-исследовательских проектов.
Этапы реализации
Сентябрь 2015 – Октябрь 2015
Изучение материалов по теме проекта.
Октябрь 2015– апрель 2018
Организация внеурочной деятельности по данной проблеме;
продолжение изучения методической литературы по теме.
Апрель 2018 – май 2018
Подведение итогов, анализ результатов, обобщение опыта.
Защита индивидуального проекта
Описание путей и методов/технологий достижения поставленных задач
- 1. Поиск и анализ текстовой и аудитивной информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы.
- 2. Расширение лингвистического кругозора, знаний о языке.
- 3. Обогащение словарного запаса.
- 4. Развитие речевого слуха (обращаем внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы и др.)
- 5. Практика говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. п.).
- 6. Анализ текстов с целью их редактирования.
- 7. Работа со словарями.
На сегодняшний день участники проекта разделились на три направления сбора информации:
- Музыкальные композиции современных исполнителей;
- Язык Интернета;
- Язык города.
Язык современных песен
Леонид Леонов
«Нам песня быть неграмотными помогает»
Ю. Демченко
Примеры собранного материала:
Каспийский груз «Я с ней живой»:
И если завтра снова тебя встречу
Сорвет башню и я по встречной
По тебе засвистел я не по-детски
И я тобою болен и мне нужен доктор
(Сохраняется авторская пунктуация)
Наблюдается активное использование
жаргонизмов, предлагается заменить эти слова
нормативными и расставить знаки препинания.
1 группа
Работа строится по плану:
- Участники самостоятельно выбирают музыкальных исполнителей и собирают материал.
- Анализ материала с целью обнаружения соблюдения или нарушения речевых норм.
- Если речевые нормы нарушены, необходимо установить тип ошибки, предложить вариант её устранения.
- Анализ типичных ошибок и обобщение.
Язык Интернета
2 группа
План работы:
- Участники подбирают факты нарушения норм использования языка в Интернет-текстах.
- Если нормы нарушены, необходимо установить тип ошибки, предложить вариант её устранения.
- Анализ типичных ошибок и обобщение.
Язык города
3 группа
Работа строится по плану:
- Участники занимаются поиском материала в городских объявлениях, текстах баннеров, ценниках и др.
- Анализ материала с целью обнаружения соблюдения или нарушения речевых норм.
- Если речевые нормы нарушены, необходимо установить тип ошибки, предложить вариант её устранения.
- Анализ типичных ошибок и обобщение.
Итоги (промежуточные):
- Обучающиеся познакомились с историей развития русского литературного языка;
- Закреплены знания об общеупотребительных словах и лексике ограниченного употребления;
- Собран материал для работы по направлениям;
- Обнаруживается повышение интереса к изучению языка, развитие внимания к слову.
Пути развития данного направления:
- Анализ телевизионных текстов (информационных выпусков);
- Формирование навыков публичного выступления обучающихся;
- Совершенствование речевого творчества через участие в конкурсах;
- Обобщение данных и их представление в виде проектов обучающихся, написание исследовательских работ.