СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конпект урока по истории России. Россия 1725-1740гг

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конпект урока по истории России. Россия 1725-1740гг

Просмотр содержимого документа
«Конпект урока по истории России. Россия 1725-1740гг»

Тема: Россия в 1725-1762 годах.

(Урок закрепление)


Для успешного выполнения заданий необходимо вспомнить предыдущие темы главы «Россия в 1725-1762 годах»..


Задание 1.Работа с понятийным аппаратом:

Объяснить значение понятий: «фаворитизм», «бироновщина», «верховники». Объедините эти понятия одним выражением


Задание 2. Работа с историческим источником. О ком идет речь? Почему вы так считаете?

«… Как и отец она была неутомима, но не в делах государственных, а в… развлечениях. Императрица была приветлива, практична, не злопамятна и не жестока…»

«… Его имя олицетворяло самые негативные стороны политического режима, возникшего в годы царствования Анны Иоанновны и ассоциировалось с засильем иностранцев…»

«… Его тяготила опека Меньшикова, но он не находил в себе смелости « восстать»против опекуна…»

«… Из дел государственных ее волновали разве что дела брачные, связанные с будущим дочерей…»


Задание 3. Дайте определение понятию Дворцовые перевороты. Укажите хронологические рамки и основные причины.

Тест повторение: «Россия в 1725-1726 годах»

А1. Причиной дворцовых переворотов стало усиление роли

а) «верховников» б) представителей старой родовой аристократии в) фаворитов г) дворянской гвардии

А2. При Екатерине I был создан: а) Кабинет министров б) Конференция при высочайшем дворе в) Канцелярия тайных розыскных дел г) Верховный тайный совет

А3. После воцарения на престол Петра II произошло падение

а) А.Д. Меншикова б) И.М. Долгорукова в) Д. М. Голицына г) С. Лопухина

А4. «Бироновщина» это: а) господство Тайной канцелярии б) активная борьба русского дворянства

в) упрочение позиций высших сановников г) олицетворение засилья немцев в управлении государством

А5. Установите правильное соответствие правления:

1. Анна Иоановна а) 1727 – 1730

2. Петр III б) 1730 – 1740

3. Елизавета Петровна в) 1761 – 1762

4. Петр II г) 1741 – 161

А6. «Манифест о вольности дворянства» принял(а) : а) Елизавета Петровна б) Петр III в) Петр II г) Анна Иоановна

А7. Усиление разорения крестьянских хозяйств в эпоху дворцовых переворотов стала политика:

а) введение бессрочного сыска крестьян б) принятия указа о «заповедных летах»

в) рост повинностей крестьян в пользу помещика г) сокращение барщины

А8. Главным источник увеличения рабочей силы на мануфактурах стали:

а) иностранные рабочие б) разорившиеся крестьяне и ремесленники в) покупка крестьян к мануфактурам и приписка государственных крестьян к заводам г) отпуск помещиками крепостных крестьян на заработки

А9. В отношении казачества правительства проводилась политика:

а) объединения б) расслоения в) закрепощения г) освобождения

А10. По окончании Русско-шведской войны был подписан:

а) Ништадтский мир б) Абоский мир в) Зборовский мир г) «Вечный мир»

А11. По Белградскому мирному договору Россия возвратила:

а) Украину б) часть территории Финляндии в) Азов г) получила балтийское побережье от Выборга до Риги

А12. В состав России вошли казахские земли:

а) Младшего и Среднего жузов б) башкирские земли в) кабардинские земли г) Крымские земли

А13. Итогом внешней политики России в 1725 – 1762 стало: а) прочное утверждение в Прибалтике б) расширение территории за счёт казахских и некоторых дальневосточных земель в) получение выхода в Чёрное море г) подтверждение статуса одной из сильнейших военных держав Европы.

В1. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя ученого, о котором идет речь.

«Блестящее выступление ученого на публичном собрании Академии в 1749 году с «Похвальным словом» Елизавете Петровне произвело впечатление на императрицу, которая в августе 1750 года приняла его в Царском Селе, а полугодом позже пожаловала чином коллежского советника с окладом 1200 рублей в год. У него появился влиятельный покровитель в лице фаворита Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова. Именно ему ученый сумел внушить мысль о необходимости создания в Москве университета. Он составил подробный план организации университета».

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Король Франции Людовик XVI, познакомившись с описанием переворота 1762 года, высказал причину такого «переворотства»: «Такова судьба нации, в которой Петр I, при всем своем гении, уничтожил закон престолонаследия, введя право выбора наследника царствующим правителем».

Были еще некоторые причины, породившие как «взрывчатую историю» 1725 – 1762 годов, так и последующее затухание переворотов, и, если определять их максимально обобщенно, то можно сказать: «желали гарантий». Петровская централизация. Резкий разрыв со старыми, традиционными институтами (Боярская Дума, Земские Соборы, приказы и др.) определили максимальную самостоятельность государства по отношению к своему сословию (боярскому). Все, в конечном итоге, делалось для дворянства; однако, например, абсолютизм Людовика XIV Франции никогда бы не мог позволить себе таких методов управления, такого уровня приказа и повиновения, какими пользовался Петр I в отношении своего дворянства.

Вопросы и задания:

С1. Какие выводы о причинах дворцовых переворотов можно сделать на основе текста? Какую точку зрения в этом вопросе высказал французский король Людовик XVI?

С2. Кто, от кого и за какие заслуги «желали гарантий»? Предположите, о каких гарантиях идет речь?

С3. Какую связь видит автор между абсолютизмом Петра I и внутриполитической ситуацией после его смерти?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!