СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку музыки в 5 классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«УРОК 2. Музыка передает движение»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Заворонежская средняя общеобразовательная школа

Ранинский филиал










Урок по музыке в 5 классе на тему:



Музыка передает движение


















Учитель: Протасова Галина Юрьевна





Слайд 1

Музыка передает движение


Цель: показать, как разные виды искусства – поэзия, музыка и живопись – по- своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание.

Музыкальный материал: К. Листов. «Песня о тачанке»,

Е. Крылатов, сл. Ю.Энтина «Крылатые качели».

Дополнительный материал: репродукция картины М.Б. Грекова «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед»


Х о д у р о к а


  1. Слушание и анализ «Песни о тачанке» К. Листова.

Слушая «Орленка», мы (каждый по своему) представляем в своем воображении подвиг и гибель бойца.

- Что вы представите, слушая «Песню о тачанке» К. Листова?

Эпоха и события те же самые: борьба за революцию, гражданская война. Скажите, что такое тачанка.

Слушание песни «Тачанка»


В о п р о с ы и з а д а н и я:

  1. Что вы «увидели» в музыке? Обоснуйте свой ответ.


Слайд 2,3


  1. Сравните с репродукцией М. Грекова «Тачанка»

  2. Как вы думаете, что подтолкнуло авторов (композитора и художника) к созданию своих произведений?

  3. Как вы считатет, художник М.Б. Греков любил музыку?


Слайд 4

Шарапаевка. Хутор убогий.

Слепого оконца овал.

Мальчишка глядел на дорогу

И все лошадей рисовал.

Прошел в академию с блеском,

Но местом своим рисковал

И вместо сюжетов библейских

Опять лошадей рисовал.

А в армии царской, бывало,

Закажет портрет генерал,

Он не рисовал генерала,

Он лошадь его рисовал.

Тачанка в сраженье летела,

Он мчался сквозь огненный шквал,

Он бился за правое дело,

А после коней рисовал.

Отряд с головою поникшей

У свежей могилы стоял.

Рыдал баталист над мальчишкой

И лошадь его рисовал.

И даже когда обессилел,

Качнулся и наземь упал,

То видел как на небе синем

Закат лошадей рисовал.


Слайд 5


Так в несколько строк поэтесса Елена Нестерова уложила всю биографию Митрофана Борисовича Грекова.


Слайд 6,7

Почти во всех картинах художника, во всех его зарисовках – лошади. Он любил их с детства и мог часами наблюдать за работой своего дяди, искусно вырезавшего из дерева коней. В империалистическую войну художник служил в кавалерии. Преданный Буран вынес тяжело раненого его с поля боя. Молодой кавалерист не удержался в седле, упал на острые камни, потеряв сознание. Санитары подобрали его еле живого. Несколько месяцев в госпитале и демобилизация. В 20-е годы Греков вступил добровольцем в Красную Армию и стал ее художником: писал бои, переправы, писал разведчиков, бойцов и… лошадей. А еще, по воспоминаниям современников, любил он кавалерийские марши, мог часами вслушиваться, как разучивают их молодые музыканты, и как потом стройно звучат кавалерийские марши во время кавалерийских скачек. Однажды художника привлек пулеметчик, скакавший впереди отряда. Вероятно, тогда появился замысел тачанки.

Идея так захватила М. Грекова, что он поехал в летний лагерь кавалеристов, где изучал натуру, делал многочисленные наброски. Начальник курсов разрешил запрячь в старую тачанку четверку коней. Она мчалась мимо художника, а он старался запомнить бешенный ход коней и запечатлеть его в своих этюдах.


Слайд 8

В феврале 1925 года картина «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» появилась на выставке. М.Б. греков стал членом Академии художников, получил деньги и купил….

- Как вы думаете, что? - Пианино.

-Музыка нужна, Тоня, - сказал он жене, - не только тебе, но и мне. Она помогает творить.


Слайд 9

И в скромном маленьком домике на улице Песчаной в Новочеркасске, где сегодня находится Дом-музей М.Б. Грекова, зазвучала с утра и до темна, музыка: прелюдии Шопена, напевы Грига, сонаты Бетховена, мелодии Бородина…

- Почему художник просил жену играть ему классическую музыку? (Во се времена классическая музыка давала художникам пищу для творчества, успокаивала и одновременно возбуждала воображение, питала фантазию и рождала художественные образы.)


  1. Слушание, разучивание песни Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина «Крылатые качели».

Слайд 10

И вот произведение, которое появилось в наши дни, в котором то же стремительное движение, что и в песне «Тачанка», и в картине «Тачанка» - «Крылатые качели» Е. Крылатова, слова Ю.Энтина.


Слайд 11

Слайд 12

Послушайте. Передайте главную мысль своими словами. Найдите в поэтичеком тексте слова, наиболее точно передающие настроение песни.

Слайд 13


  1. Слушание песни «Крылатые качели»


В о п р о с ы и з а д а н и я:

  1. Как в мелодии и в аккомпанементе передается стремительное движение? Какую роль при этом играют паузы?

  2. Как изменяется ладовая окраска мелодии?

  3. Нарисуйте ритмический аккомпанемент, имитирующий качание качелей и радостное настроение детей. На каких инструментах можно его исполнить?


  1. Р а з у ч и в а н и е п е с н и.


  1. Итог урока.


Разные виды искусства – поэзия, музыка, живопись – по своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание и обогатили наше представление об эпохе гражданской войны. Мы одновременно видим картину и слышим песню, в которой стихи сливаются с музыкой.


Слайд 14

Повторное звучание песни «Тачанка» с одновременным просмотром репродукции картины М. Грекова «Тачанка» (на доске).

В разные исторические периоды по разному озвучивали свои полотна художники. Если сторонники классицизма воспроизводили, и главным образом, аллегорические картины, иносказательно говоря о роли музыки в жизни людей, то романтики внесли в свои живописные полотна саму стихию музыки, преобразующую мир. По-иному звучат картины о музыкантах в революционную эпоху.


Слайд 15

Всем известны знаменитые «Трубачи Первой конной» Баталиста Митрофана Грекова. Вот уж где полотно звучит – звучит громко, победно, ликующе. Картина словно сверкает звуками. Усердно дует музыкант в огромную трубу – бас-геликон. Его громовые раскаты слышны на всю степь, по которой идет конный отряд буденовцев. Заливисто голосят две другие трубы, блистающие на солнце огненной медью. Ликующе в такт музыке развивается алое знамя, подчеркивая мажорность звучания картины.

Многие русские художники работали в разных жанрах живописи – и музыканты на их полотнах не только полны революционного энтузиазма, как в картинах Грекова, но и выражают различные чувства. Присущие простым людям.


Домашнее задание: придумать план исполнительского развития песни «Крылатые качели».







Просмотр содержимого презентации
«Музыка передает движение»

Ранинский филиал МБОУ  Заворонежской СОШ  Мичуринского района  Тамбовской области  Урок музыки в 5 классе  III четверть  урок 2  Тема урока:   « Музыка передает движение»      Автор: Протасова Г.Ю.

Ранинский филиал МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района Тамбовской области

Урок музыки в 5 классе III четверть

урок 2

Тема урока: « Музыка передает движение»

Автор: Протасова Г.Ю.

«Конармейская тачанка» художник М.Б. Греков

«Конармейская тачанка» художник М.Б. Греков

Вставка рисунка Митрофан Борисович Греков основоположник русской батальной живописи

Вставка рисунка

Митрофан Борисович Греков

основоположник русской батальной живописи

в несколько строк поэтесса Елена Нестерова уложила всю биографию Митрофана Борисовича Грекова. Шарапаевка. Тачанка в сраженье летела, Хутор убогий. Он мчался сквозь огненный шквал, Слепого оконца овал.  Он бился за правое дело,  А после коней рисовал. Мальчишка глядел на дорогу И все лошадей рисовал. Отряд с головою поникшей У свежей могилы стоял. Прошел в академию с блеском, Рыдал баталист над мальчишкой Но местом своим рисковал И вместо сюжетов библейских И лошадь его рисовал. И даже когда обессилел, Опять лошадей рисовал. Качнулся и наземь упал, А в армии царской, бывало, Закажет портрет генерал, То видел как на небе синем Закат лошадей рисовал. Он не рисовал генерала,  Он лошадь его рисовал.

в несколько строк поэтесса Елена Нестерова уложила всю биографию Митрофана Борисовича Грекова.

Шарапаевка.

Тачанка в сраженье летела,

Хутор убогий.

Он мчался сквозь огненный шквал,

Слепого оконца овал.

Он бился за правое дело,

А после коней рисовал.

Мальчишка глядел на дорогу

И все лошадей рисовал.

Отряд с головою поникшей

У свежей могилы стоял.

Прошел в академию с блеском,

Рыдал баталист над мальчишкой

Но местом своим рисковал

И вместо сюжетов библейских

И лошадь его рисовал.

И даже когда обессилел,

Опять лошадей рисовал.

Качнулся и наземь упал,

А в армии царской, бывало,

Закажет портрет генерал,

То видел как на небе синем

Закат лошадей рисовал.

Он не рисовал генерала,

Он лошадь его рисовал.

Вставка рисунка Поэтесса Елена Нестерова

Вставка рисунка

Поэтесса Елена Нестерова

Вставка рисунка

Вставка рисунка

«Бой при Ягорлыкской» М.Б. Греков

«Бой при Ягорлыкской» М.Б. Греков

«Конармейская тачанка» художник М.Б. Греков

«Конармейская тачанка» художник М.Б. Греков

Вставка рисунка Дом - музей художника М.Б. Грекова в Новочеркасске.

Вставка рисунка

Дом - музей художника М.Б. Грекова в Новочеркасске.

Композитор Евгений Крылатов

Композитор Евгений Крылатов

Вставка рисунка Поэт Юрий Энтин

Вставка рисунка

Поэт Юрий Энтин

Вставка рисунка

Вставка рисунка

«Конармейская тачанка» художник М.Б. Греков

«Конармейская тачанка» художник М.Б. Греков

Вставка рисунка «Трубачи первой конной» М.Б. Греков

Вставка рисунка

«Трубачи первой конной» М.Б. Греков


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!