Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Заворонежская средняя общеобразовательная школа
Ранинский филиал
Урок по музыке в 5 классе на тему:
Музыка передает движение
Учитель: Протасова Галина Юрьевна
Слайд 1
Музыка передает движение
Цель: показать, как разные виды искусства – поэзия, музыка и живопись – по- своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание.
Музыкальный материал: К. Листов. «Песня о тачанке»,
Е. Крылатов, сл. Ю.Энтина «Крылатые качели».
Дополнительный материал: репродукция картины М.Б. Грекова «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед»
Х о д у р о к а
Слушание и анализ «Песни о тачанке» К. Листова.
Слушая «Орленка», мы (каждый по своему) представляем в своем воображении подвиг и гибель бойца.
- Что вы представите, слушая «Песню о тачанке» К. Листова?
Эпоха и события те же самые: борьба за революцию, гражданская война. Скажите, что такое тачанка.
Слушание песни «Тачанка»
В о п р о с ы и з а д а н и я:
Что вы «увидели» в музыке? Обоснуйте свой ответ.
Слайд 2,3
Сравните с репродукцией М. Грекова «Тачанка»
Как вы думаете, что подтолкнуло авторов (композитора и художника) к созданию своих произведений?
Как вы считатет, художник М.Б. Греков любил музыку?
Слайд 4
Шарапаевка. Хутор убогий.
Слепого оконца овал.
Мальчишка глядел на дорогу
И все лошадей рисовал.
Прошел в академию с блеском,
Но местом своим рисковал
И вместо сюжетов библейских
Опять лошадей рисовал.
А в армии царской, бывало,
Закажет портрет генерал,
Он не рисовал генерала,
Он лошадь его рисовал.
Тачанка в сраженье летела,
Он мчался сквозь огненный шквал,
Он бился за правое дело,
А после коней рисовал.
Отряд с головою поникшей
У свежей могилы стоял.
Рыдал баталист над мальчишкой
И лошадь его рисовал.
И даже когда обессилел,
Качнулся и наземь упал,
То видел как на небе синем
Закат лошадей рисовал.
Слайд 5
Так в несколько строк поэтесса Елена Нестерова уложила всю биографию Митрофана Борисовича Грекова.
Слайд 6,7
Почти во всех картинах художника, во всех его зарисовках – лошади. Он любил их с детства и мог часами наблюдать за работой своего дяди, искусно вырезавшего из дерева коней. В империалистическую войну художник служил в кавалерии. Преданный Буран вынес тяжело раненого его с поля боя. Молодой кавалерист не удержался в седле, упал на острые камни, потеряв сознание. Санитары подобрали его еле живого. Несколько месяцев в госпитале и демобилизация. В 20-е годы Греков вступил добровольцем в Красную Армию и стал ее художником: писал бои, переправы, писал разведчиков, бойцов и… лошадей. А еще, по воспоминаниям современников, любил он кавалерийские марши, мог часами вслушиваться, как разучивают их молодые музыканты, и как потом стройно звучат кавалерийские марши во время кавалерийских скачек. Однажды художника привлек пулеметчик, скакавший впереди отряда. Вероятно, тогда появился замысел тачанки.
Идея так захватила М. Грекова, что он поехал в летний лагерь кавалеристов, где изучал натуру, делал многочисленные наброски. Начальник курсов разрешил запрячь в старую тачанку четверку коней. Она мчалась мимо художника, а он старался запомнить бешенный ход коней и запечатлеть его в своих этюдах.
Слайд 8
В феврале 1925 года картина «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» появилась на выставке. М.Б. греков стал членом Академии художников, получил деньги и купил….
- Как вы думаете, что? - Пианино.
-Музыка нужна, Тоня, - сказал он жене, - не только тебе, но и мне. Она помогает творить.
Слайд 9
И в скромном маленьком домике на улице Песчаной в Новочеркасске, где сегодня находится Дом-музей М.Б. Грекова, зазвучала с утра и до темна, музыка: прелюдии Шопена, напевы Грига, сонаты Бетховена, мелодии Бородина…
- Почему художник просил жену играть ему классическую музыку? (Во се времена классическая музыка давала художникам пищу для творчества, успокаивала и одновременно возбуждала воображение, питала фантазию и рождала художественные образы.)
Слушание, разучивание песни Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина «Крылатые качели».
Слайд 10
И вот произведение, которое появилось в наши дни, в котором то же стремительное движение, что и в песне «Тачанка», и в картине «Тачанка» - «Крылатые качели» Е. Крылатова, слова Ю.Энтина.
Слайд 11
Слайд 12
Послушайте. Передайте главную мысль своими словами. Найдите в поэтичеком тексте слова, наиболее точно передающие настроение песни.
Слайд 13
Слушание песни «Крылатые качели»
В о п р о с ы и з а д а н и я:
Как в мелодии и в аккомпанементе передается стремительное движение? Какую роль при этом играют паузы?
Как изменяется ладовая окраска мелодии?
Нарисуйте ритмический аккомпанемент, имитирующий качание качелей и радостное настроение детей. На каких инструментах можно его исполнить?
Р а з у ч и в а н и е п е с н и.
Итог урока.
Разные виды искусства – поэзия, музыка, живопись – по своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание и обогатили наше представление об эпохе гражданской войны. Мы одновременно видим картину и слышим песню, в которой стихи сливаются с музыкой.
Слайд 14
Повторное звучание песни «Тачанка» с одновременным просмотром репродукции картины М. Грекова «Тачанка» (на доске).
В разные исторические периоды по разному озвучивали свои полотна художники. Если сторонники классицизма воспроизводили, и главным образом, аллегорические картины, иносказательно говоря о роли музыки в жизни людей, то романтики внесли в свои живописные полотна саму стихию музыки, преобразующую мир. По-иному звучат картины о музыкантах в революционную эпоху.
Слайд 15
Всем известны знаменитые «Трубачи Первой конной» Баталиста Митрофана Грекова. Вот уж где полотно звучит – звучит громко, победно, ликующе. Картина словно сверкает звуками. Усердно дует музыкант в огромную трубу – бас-геликон. Его громовые раскаты слышны на всю степь, по которой идет конный отряд буденовцев. Заливисто голосят две другие трубы, блистающие на солнце огненной медью. Ликующе в такт музыке развивается алое знамя, подчеркивая мажорность звучания картины.
Многие русские художники работали в разных жанрах живописи – и музыканты на их полотнах не только полны революционного энтузиазма, как в картинах Грекова, но и выражают различные чувства. Присущие простым людям.
Домашнее задание: придумать план исполнительского развития песни «Крылатые качели».