Урок 23
правописание буквы о–ё после шипящих и ц
Цель: повторить орфограмму «Правописание о–ё после шипящих и ц».
Ход урока
I. Чистописание.
Друг – это одна душа, живущая в двух телах.
(Древняя Греция, Аристотель.)
Ход урока:
Организационный момент:
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Нам в конце услышать нужно:
«Молодцы! Хвалю весь класс!
И работа удалась!»
2 Минутка чистописания:
Оо Ёё
Целеполагание.
- Сегодня нам с вами предстоит интересная и непростая работа на уроке. О чем пойдет речь, вы сумеете сами определить, если прослушаете внимательно сказку и подумайте, какую тему мы будем сегодня изучать.
В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласным, когда перед ними оказывается шипящий. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё . То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с буквой О. Вот и приходится решать ученику проблему:
- Озвучьте эту проблему. Над чем мы будем сегодня работать?
- Итак, что же будет сегодня предметом исследования на уроке?
Сформулируйте тему урока. Тема определена. Слайд №4
Подумайте, что в конце урока вы должны знать, что уметь, т.е. поставьте цель перед собой и определите пути её достижения
II. Работа по повторению.
1. Запись на доске:
шёлк – шелка шорты
чёрный – чернеть шорох
щёки – щека крыжовник
жёлуди – желудёвый капюшон
– Зависит ли выбор буквы о или ё после шипящих и ц от того, в какой части слова находится эта орфограмма?
– Когда в корне после шипящих звук [о] записывается буквой о, а когда – ё?
– На доске даны примеры слов, которые тебе помогут при ответе.
2. Запись на доске:
бельчонок сапожок врачом
зайчонок пирожок ножом
– Прочитайте слова. В какой части слова находится орфограмма?
3. Работа по учебнику, с. 42–43.
Упражнение 1 – у доски трое учащихся.
Физминутка
Если в слове пишется О – приседаете, если Ё – поднимаете руки вверх, если затрудняетесь ответить – руки в стороны.
Шёпот, зайчонок, шёлк, пчёлы, галчонок, дружок, врачом, лицом, шов, шорты.
- Почему в последних двух словах вы испытали затруднения?
Это слова – исключения, в корнях этих слов пишется буква О.
Упражнение 2 – самостоятельно.
– Выберите любые шесть слов и запишите слова буквами по образцу и по заданию.
3. Тест «Проверим себя». (Коллективная работа в группе). (На слайде ответы).
1. В каком слове все согласные звуки шипящие?
1) жучок
2) щипцы
3) чаща
2. Если в суффиксе имени существительного после шипящего гласный звук ударный, то пишется
1 ) е
2) о
3) ё
3. Если в окончании имени прилагательного после шипящего гласный звук безударный, то пишется
1) е
2) о
3) ё
4. Укажите слово, в котором пропущена буква Ё:
1) ш…фёр
2) крыж...вник
3) ж...луди
4) ш...рох
5. Укажите слово, в котором пропущена буква О:
1) лисиц…й
2) улиц…й
3) ш…л
4) камыш…вый
Ответы:
1. чаща
2. о
3. е
4.жёлуди
5. камышовый
4. Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно».
С. 13, упражнение 1 – словарная работа.
– Ребята, как вы записали слова шофёр, шоколад? Какие буквы вставили?
– Чтобы не допустить ошибок в этих словах, прочитаем в учебнике на с. 43, в упражнении 3 стихотворение.
– Теперь запомните эти слова.
III. Итог урока.
– Какую орфограмму мы повторяли на уроке?
– Когда же пишется о–ё после шипящих и ц?
Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 14, упр. 2.