СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку русского языка № 23 "Буквы о-ё после шипящих и ц"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку русского языка № 23 "Буквы о-ё после шипящих и ц"»

Урок 23
правописание буквы
о–ё после шипящих и ц

Цель: повторить орфограмму «Правописание о–ё после шипящих и ц».

Ход урока

I. Чистописание.

Друг – это одна душа, живущая в двух телах.

(Древняя Греция, Аристотель.)

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Нам в конце услышать нужно:

«Молодцы! Хвалю весь класс!

И работа удалась!»



2 Минутка чистописания:

Оо Ёё

  1. Целеполагание.



- Сегодня нам с вами предстоит интересная и непростая работа на уроке. О чем пойдет речь, вы сумеете сами определить, если прослушаете внимательно сказку и подумайте, какую тему мы будем сегодня изучать.

В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласным, когда перед ними оказывается шипящий. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё . То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с буквой О. Вот и приходится решать ученику проблему:

Озвучьте эту проблему.  Над чем мы будем сегодня работать?

- Итак, что же будет сегодня предметом исследования на уроке?

Сформулируйте тему урока. Тема определена. Слайд №4

Подумайте, что в конце урока вы должны знать, что уметь, т.е. поставьте цель перед собой и определите пути её достижения


II. Работа по повторению.

1. Запись на доске:

шёлк – шелка шорты

чёрный – чернеть шорох

щёки – щека крыжовник

жёлуди – желудёвый капюшон

– Зависит ли выбор буквы о или ё после шипящих и ц от того, в какой части слова находится эта орфограмма?

– Когда в корне после шипящих звук [о] записывается буквой о, а когда – ё?

– На доске даны примеры слов, которые тебе помогут при ответе.

2. Запись на доске:

бельчонок сапожок врачом

зайчонок пирожок ножом

– Прочитайте слова. В какой части слова находится орфограмма?

3. Работа по учебнику, с. 42–43.

Упражнение 1 – у доски трое учащихся.

  1. Физминутка

Если в слове пишется О – приседаете, если Ё – поднимаете руки вверх, если затрудняетесь ответить – руки в стороны.

Шёпот, зайчонок, шёлк, пчёлы, галчонок, дружок, врачом, лицом, шов, шорты.

- Почему в последних двух словах вы испытали затруднения?

Это слова – исключения, в корнях этих слов пишется буква О.

Упражнение 2 – самостоятельно.

– Выберите любые шесть слов и запишите слова буквами по образцу и по заданию.


3. Тест «Проверим себя». (Коллективная работа в группе). (На слайде ответы).

1. В каком слове все согласные звуки шипящие?

1) жучок 
2) щипцы 
3) чаща

2. Если в суффиксе имени существительного после шипящего гласный звук ударный, то пишется

1 )  е 
2)  о 
3) ё

3. Если в окончании имени прилагательного после шипящего гласный звук безударный, то пишется

1) е 
2) о 
3) ё

4. Укажите слово, в котором пропущена буква Ё:

1)  ш…фёр 
2) крыж...вник 
3) ж...луди 
4)  ш...рох

5. Укажите слово, в котором пропущена буква О:

1) лисиц…й 
2) улиц…й
3) ш…л 
4) камыш…вый

Ответы:

1. чаща

2. о

3. е

4.жёлуди

5. камышовый


4. Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно».

С. 13, упражнение 1 – словарная работа.

– Ребята, как вы записали слова шофёр, шоколад? Какие буквы вставили?

– Чтобы не допустить ошибок в этих словах, прочитаем в учебнике на с. 43, в упражнении 3 стихотворение.

– Теперь запомните эти слова.

III. Итог урока.

– Какую орфограмму мы повторяли на уроке?

– Когда же пишется о–ё после шипящих и ц?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 14, упр. 2.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!