Цель этапа, время | Методы обучения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П- парная, Г - групповая) | Дидактические материалы, оборудование | Формы контроля | Формируемые УУД |
Предметные | Метапредметные (П- познавательные, Р - регулятивные, К - коммуника- тивные) | Личностные |
1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. 1 | | А сейчас, ребята, поудобнее садитесь! Не шумите, не вертитесь. Внимательно считайте, Я спрошу Вас - отвечайте. Математика зовёт - Второклашек на урок! - Здравствуйте, ребята! Садитесь. -Все ли учебные принадлежности на вашей парте? Проверьте: на краю стола должны лежать: пенал с ручками, карандашами, рабочие тетради и учебник по математике 2 часть. - Сегодня у нас урок не совсем обычный Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. | Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место. | Ф | Слайд презентации | Визуальный контроль | Проявление интереса к учебному предмету | Р: управление своей деятельностью; | Проявление доброжелаттельности к учителю, товарищам |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии |
Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. 6 | | - Прежде чем отправиться, проверю, готовы вы или нет. Откройте тетради, подпишите число, классная работа. Сегодня тетради - это наши путевые журналы, для записи всех новых открытий. Следим за посадкой, положением тетради. -Так, проверим, можем ли мы отправиться в путешествие, готовы ли вы к испытаниям. Мы проведем устный счёт. 1. Сумма двух чисел равна 60. Первое слагаемое – 8. Чему равно второе слагаемое? 2. Из какого числа вычли 7, если получили 83? 3. Число 12 сначала уменьшили на 3, а затем полученное число сложили с 5. Сколько получилось? 4. До каникул осталось 2 недели и 4 дня. Сколько дней осталось до каникул? 5. В период зимних каникул Юля прочитала 28 рассказов и сказок. На сколько больше Юля прочитала рассказов, если сказок она прочитала 8? - Отлично! Отправляемся в путь. | Запись в тетради, отвечают на поставленные учителем вопросы. Решают устно. | Ф, И | Слайд презентации | Устный опрос, наблюдение за работой учащихся. | Повторение ранее изученного материал | Р: Ориентация школьника в разных видах задания, поиск ответов. К: использование учеником адекватных речевых высказываний. | Проявляют познавательную инициативу |
3. Этап выявления места и причины затруднения |
Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. 4 | | - Мы прибыли на первую станцию «Проблемкино»! Чтобы нам отправиться дальше, необходимо выполнить задание. -На экране записаны выражения. Поставьте между ними знак сравнения. 7+7+7…7+7+7+7 2+2+2…8+8+8 4+4+4…4+4+4 9+9+9…9+9 1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1…1+1+1+1+1+1+1+1+1+1 - В первом выражении прибавили три раза по семь, а во втором - четыре раза по семь. - В первом выражении прибавили три раза по два, а во втором - три раза по восемь. - В обоих выражениях прибавили три раза по четыре. - В первом выражении прибавили три раза по девять, а во втором - два раза по девять. - В первом выражении прибавили одиннадцать раз по одному, а во втором - десять раз по одному. -Удобно ли было сравнивать в последнем случае? -Почему было сложно посчитать пример с большим количеством слагаемых? - А кто уже знает, как по-другому можно записать эти выражения? - Хорошо. Наша следующая станция «Узнавайкино» | | Ф | Слайд презентации | Устный опрос, наблюдение | Осознать недостаток знания по предмету, нацелиться на его устранение | Р: умение выявлять проблему; К: умение вступать в диалог с учителем | Формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения |
Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. 7 | | - В путешествии мы должны узнать что-то новое! Давайте откроем учебник и узнаем, с чем нам предстоит познакомиться! -Какова тема сегодняшнего урока? - Откройте с.21 учебника, прочитайте название раздела, который мы начинаем с вами изучать. - Что мы узнаем и чему научимся, изучая этот раздел? На с.22 прочитайте тему урока и какие учебные задачи он перед нами ставит. 1. Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. 2. Первое число обозначает - какое слагаемое взяли, второе число - сколько раз. - С каким действием знакомимся? - Что такое умножение? - Как его обозначают при письме? - Каким действием можно заменить умножение? - Как прочитать запись 3·4=12 разными способами? - Что показывает первое число? Второе число? - Сейчас поработаем в парах. У вас на столах лежат по два листочка с нарисованными на них точками. На одном листе они синие, на другом – красные. - Как вы думаете, где точек нарисовано больше? - Как можно узнать, где точек больше, а где меньше? - Попробуйте сосчитать. - Какие трудности возникли у вас при подсчете? - Давайте объединим точки в группы. Обведем точки в овалы по пять штук в каждом. - Сколько получилось групп синих точек? - Красных точек? - Теперь мы можем посчитать наши точки группами по 5. У нас получится вот такая запись: 5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5=70 Мы 14 раз прибавили по 5. -И вот такая запись: 5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5=65 13 раз прибавили по 5. - Теперь мы можем посчитать сколько синих и красных точек, но удобно ли так записывать? - В этой записи есть что-то необычное? - Каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых? (Действие сложение можно заменить действием умножение.) - А как нам это сделать, мы узнаем на следующей станции! | | Ф, Г | Слайд презентации, карточки, учебник | Устный опрос, наблюдение | Умение ориентироваться в системе знаний | Р: постановка цели, проговаривание П: умение определять и сохранять цель | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, стремятся развивать память и внимание |
5. Этап реализации построенного проекта |
Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. 8 | | - Наша станция «Умножайкино» - Прежде чем мы узнаем, как нам заменить сложение, нам необходимо размяться после долгой дороги! ФИЗМИНУТКА Раз-подняться, потянуться, Два-согнуться, разогнуться, Три-в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре-руки шире. Пять- руками помахать. Шесть-за парты сесть опять. - Так каким действием нам заменить сложение? 1. 5·14=70 - Что показывает число 5? Что показывает число 14? Какой знак между ними? - Прочитать это выражение можно так: по 5 взяли 14 раз или 5 умножить на 14. 2. 5·13=65. Прочитайте эту запись разными способами. Если я запишу выражение 13·5=65, эта запись будет являться правильной? Почему? Что нужно изменить? -Ребята, при умножении первым записывается то число, которое складываем, а затем записываем то число, которое обозначает, сколько раз таких слагаемых сложили. Между этими числами ставим знак умножения. - Ребята, какой знак обозначает действие умножение? - Хорошо! Ребята, перед нами снова задача. - Обратимся к учебнику с.22 №1. Прочитайте. - Внимательно рассмотрите рисунок и объясните записи. - Отлично! Вы большие молодцы. Отправляемся далее. | | Ф, Г | Слайд презентации, учебник | Устный опрос, проверка правильности выполнения | Понимание смысла действия умножения, умение заменять сложение умножением, знание компонентов действия умножения | Р: выполнение учебного действия, умение сохранять учебную задачу П: умение использовать имеющиеся знания для решения поставленной задачи | Формирование интереса к учебному материалу, к способам решения учебных задач, исследовательской деятельности |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. 5 | | - Наша станция «Задачкино» - Скажите, а где в жизни может пригодится умножение? - Давайте решим задачу, используя новые знания. На окошке 3 кошки, у каждой кошки по 4 ножки. Сколько всего ножек у 3-х кошек? - Что нам нужно узнать? - Каким действием мы это выполним? - Можно ли записать по- другому? Объясните. - Запишите | Решают задачу, проговаривая вслух шаги решения. | Ф | Слайд презентации | Наблюдение за работой учащихся. | Ориентация в разных видах заданий | Р: умение принимать и выполнять зрительную задачу, действовать по образцу. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, построение логической цепи рассуждений, доказательств; | Умение использовать имеющиеся знания для решения поставленной задачи |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. 5 | | - Наше путешествие подходит к концу! Наша последняя станция «Самостоялкино»! -Вам необходимо самостоятельно выполнить задание на карточках. На выполнение 5 минут. Замени умножение сложение и вычисли. 17*3 6*6 15*5 42*2 11*4 - Проверка. -Молодцы! Нам пора возвращаться домой. | Выполняют самостоятельную работу. Проверяют свою работу по эталону. Оценивают свои результаты. | И | Карточки с заданиям, слайд презентации, эталон для самопроверки. | Самооценка, самоконтроль | Умение использовать приобретённые знания и умения в конкретной практической деятельности | Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | Формируют умение работать самостоятельно, оценивают результаты выполнения работы |
8. Этап включения в систему знаний и повторения |
Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. 6 | | - Ребята, в начале путешествия, мы с вами записывали в тетрадь примеры. Напомните, что особенного было в этих примерах? - А каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых? - Как правильно записывать действие умножение? - Как обозначается знак действия умножение? - Как читается? - Какое открытие вы сделали сегодня на уроке? -Всё ли вам было понятно? - Какое задание вам показалось особенно интересным? - Кому нужна помощь, чтобы разобраться в новом материале? | Вспоминают чему научились, что узнали. | Ф | Слайд презентации | Устный опрос | Понимание смысла действия умножения, умение заменять сложение умножением, знание компонентов действия умножения | К: умение с достаточной точностью выражать свои мысли; осознанное построение речевого высказывания П: структурирование знаний, анализ | Умение использовать имеющиеся знания для решения поставленной задачи |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. 1 | | - Ребята, оцените свою работу на уроке! Закончите предложения по схеме: ЗНАЮ Я ЗАПОМНИЛ СМОГ Д/з: учебник с.22, №3 | Делают самооценивание | Ф | Слайд презентации | Устный опрос | Умение анализировать и сравнивать, высказывать свою точку зрения. | К: использование учеником адекватных речевых высказываний для представления результата Р: самоонализ, самооценка, проявление своего отношения к уроку. | Способность анализировать свои действия и решения, выявлять ошибки и извлекать уроки из них |