Конспект
индивидуального логопедического занятия
«Дифференциация [с] - [ш] в слогах, словах»
Цель: Научить дифференцировать [с] - [ш] в слогах, словах.
Задачи: Образовательная: Закрепить знания о звуках [с] - [ш].
Коррекционная: Развитие высших психических функций.
Воспитательная: Формирование контроля за собственной речью.
Оборудование: картинки, конверты, палочки, кружочки и прямоугольники, игрушки, в названии которых есть звуки звуками [с], [ш], 2 домика для деления слов на слоги.
Ход занятия: 1. Орг. момент
2. Введение в тему: - Сегодня мы с тобой совершим путешествие. Наш поезд отправляется с вокзала в город звуков, в один из его замков. Чтобы узнать в какой замок нам надо, нужно выполнить задание. Это задание находится в конверте. Возьми его, достань содержимое. - Раз, два, три – картинки собери. Ребёнок называет получившиеся предметы. ( Шапка, сумка). Какой первый звук ты слышишь в слове шапка, сумка? Чьи это песенки. Сегодня мы отправимся к звукам [с], [ш].
3. Арт. Гимнастика: Для того, чтобы их правильно называть, нужно выполнить упражнения (горка – чашечка, улыбка – рупор )
4. Анализ артикуляции: А чем различаются звуки [с] [ш]? ( Какую форму принимают губы при произнесении звуков [с] [ш]? Где у тебя находится язычок, когда ты произносишь звук [c], [ш]? Какая воздушная струя при произнесении звуков [с], [ш])? А что в этих звуках общего? Какие они? - Значит, сегодня мы путешествуем в синий замок, в замок согласных звуков.
5. Дифференциация в слогах: - Построим железную дорогу для нашего поезда. Я называю слог со звуком [с] и кладу палочку, а ты называешь такой же слог, только со звуком [ш] и кладёшь палочку напротив моей (СА-ША; СО-ШО; СУ-ШУ;) а теперь положим шпалы (СЫ-ШИ; ША-СА; ШО-СО; ШУ-СУ; ШИ-СЫ; АСА-АША;АСО-АШО;АСУ-АШУ;АСЫ-АШИ)
6. Развитие мелкой моторики: - Проверим, прочная ли у нас получилась железная дорога, а чтобы было веселей, будем петь песенку: СА-ША-СА; СО-ШО-СО;СУ-ШУ-СУ; ША-ША-СА; СА-СА-ША; ШУ-ШУ-СУ. Указательным и средним пальцами “шагают” по шпалам построенной железной дороги, а теперь наш поезд без труда доберётся до синего замка.
7. Развитие фонематического слуха, дифференциация в словах: - Мы добрались до первой станции. На этой станции нас ждёт сюрприз, который нам приготовили звуки. Открывай конверт. Что это за непонятные предметы? Сейчас станет всё ясно. Мы поиграем в игру: я буду называть слова, а ты, когда услышишь звук [с] положишь на стол прямоугольник, а когда услышишь звук [ш], положишь кружок. (КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ; )
8. Развитие мышления: не будем задерживаться на этой станции, нам нужно спешить. Наступила ночь. - А что это виднеется впереди нашего поезда? (Ребёнку даётся картинка с изображением силуэтов предметов). (ШАПКА, ВИШНЯ, МЫШКА, МЕШОК, САРАФАН, СТОЛ, СТУПЕНЬКИ, ДОСКА АНАНАС)
9. Звуко-слоговой анализ: - Вот мы и добрались до следующей станции. Посмотри, сколько пассажиров вышло на этой станции! Помоги разместить пассажиров по домам. В первом доме живут жители, в именах которых, есть звук [с], во втором домике – звук [ш]. Кого ты поселишь в первый домик, а кого во второй? В каждом доме есть три этажа. (первый этаж – три квартиры – три слога; второй – две квартиры – два слога; третий – одна квартира – один слог). Кого ты поселишь на первый, второй, третий этаж?
10. Развитие мышления: Пассажиры вышли, и наш поезд быстро доехал до синего замка. Звуки приготовили для тебя загадки, а отгадки на эти загадки находятся в синем замке. Отгадай загадку, найди соответствующую картинку, назови ее.
За ниточку хвостик Не галстук он, не воротник,
В руке я держал. А шею обнимать привык,
Ты улетел, Но не всегда, а лишь тогда,
А я побежал (Шар) Когда бывают холода (Шарф)
Не сокровище, а сверкает. Не огонь, а греет.
Не живое, а двигается (Солнце)
Зимой вырастает, Весной тает (Сугроб)
Вот мы и дошли до синего замка согласных звуков.
11 . Итог: Над какими звуками мы сегодня работали? Чем они отличаются?