Цель: учить различать на слух и на письме звуки [Р] и [Л] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционные: Учить выделять отличительные признаки звуков [Р] и [Л]. Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа. Упражнять учащегося в делении слов на слоги. Развивающие: 1. Развивать словесно-логическое мышление. Воспитательные: 1. Воспитывать коммуникативные навыки. Оборудование: предметные картинки, тетради, цветные ручки, мяч, карточки с заданиями. Ход занятия: Организационный момент. - Послушайте имена мальчиков и определи последний звук: Артур, Виктор, Владимир. Выделите первый звук в кличках животных: Лаки, Лэйс, Лора. С какими звуками мы сегодня будем работать? Мы сегодня работаем со звуками [Р] и [Л]. Основная часть. 1. Знакомство с темой занятия. - Где находится язычок, когда мы произносим [Р]? За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжён и дрожит, «моторчик» работает. Губы полураскрыты, зубы разомкнуты. - Где находится язычок, когда мы произносим [Л]? Он поднят за верхние зубы и там прижат. Губы улыбаются, зубки видны. 2. Уточнение характеристики звуков [Р] и[Л]. Звук [Р] какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий. Звук [Л] какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий. 3. Словарный диктант. - Вот картинки животных. Распределите их на две группы: в левый столбик со звуком [Л] (логопед показывает карточку с буквой Л), в правый – со звуком [Р] (логопед показывает карточку с буквой Р): лиса, жираф, тигр, слон, зебра, волк, дельфин, корова, лошадь. В каком столбике картинок больше: в правом или в левом? Запишите слова в левый столбик и в правый. В левом столбике слова, с каким звуком? А в правом? Раздели слова на слоги. В каких словах один слог? (слон, волк, тигр), два слога (лиса, дельфин, лошадь, жираф, зебра). В каком слове три слога? (корова)». 4. Задание «Какая буква пропала?». (Работа по карточке). Ко_есо, ха_акте_, п_акат, в_ево. Ко_идо_, ап_е_ь, _азме_, п_и_ода. Гене_а_, зе_ка_о, ба_е_ина, п_охо. - Прочитай слова, определи пропавшую букву. Какое слово «лишнее»? Почему? 5. Игра с мячом «Наоборот». - Я говорю слова, ты заменяешь [Р] на [Л]: рама – лама, город – голод, рис – лис, игра – игла, жарко – жалко, рак – лак». 6. Пальчиковая гимнастика. В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому. Указательный и средний Безымянный и последний. Сам мизинчик малышок. Постучался на порог. Вместе пальчики друзья Друг без друга нам нельзя». 7. Задание «Составь предложение из заданных слов». - Я говорю слова, а вы составьте из них предложение, изменяя их по смыслу: Володя, карандаш, купила, красный, мама. Укладывать, Рая, в кроватку, кукла, спать». Запись предложений в тетрадь. «Подчеркните одной чертой букву Л, двумя чертами — букву Р». 8. - Послушайте стихотворение и запомните слова со звуком [Р]: Начинается считалка: На берёзу сели галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. - Назови слова, которые ты запомнил. А теперь запомните слова со звуком [Л]. Слов, с каким звуком меньше?. Итог занятия. - Какие звуки приходили к нам в гости? Дайте им характеристику. |