СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия: " Глагол"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

закрепление знания учащихся о глаголах. обучение постановки вопросов к глаголу.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия: " Глагол"»

Конспект логопедического занятия на тему: « Глагол.»

Цель: закрепить знания учащихся о глаголах.

Задачи:

- обучение постановки вопросов к глаголам;

- устранение аграмматизмов в устной речи учащихся;

- работа по словоизменению;

- развитие слухового внимания;

- развитие и коррекция согласования;

- развитие и коррекция управления;

- развитие логического мышления;

- формирование мотивации к обучению.

Наглядные пособия и раздаточный материал: презентация «Лиса. Лисица», отрывок из документального фильма « Лисица», карточки с заданиями(1-3), демострационные карточки с глагольными вопросами, бумага для оригами, фоновый рисунок «Весна», клей.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Основная часть.

1.Л. Сейчас я буду вам каждому загадывать загадку. Молчите до тех пор, пока я не прочитаю все загадки .

Л.  Читает загадки.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало –

Нет ни дыма, ни пожара.

Какой зверек опасный

Ходит в шубке прекрастной.

Снег разгребает, мышек хватает?

Посмотри она какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Л. О ком были наши загадки?

У. О лисе.

Л. Правильно. Наш урок будет посвящен этому зверю – лисе, лисице. Мы сегодня узнаем много интересного об этом зверьке.

Файл с названием темы урока.

2.Л. Сейчас я буду читать вам текст. А вы мне будите помогать, для этого вам нужно выбрать из трех слов одно. Лишние слова зачеркните. Выбирайте слово так, чтобы предложение звучало красиво и правильно.

Карточка №1.

В нашей стране лисы (спят, обедают, живут)  в степях, в лесах, в тундре и даже в пустыне. Лиса быстро (летает, скачет, бегает), высоко (ныряет, прыгает, плещется).

Лисица хорошо (видит, чирикает, сидит) днём и ночью. Зверёк  (чирикает, лает, воркует), как молодая собака. В марте, как только начинает оседать снег на полях, лисица  прилежно (грызет, роет, растёт) нору для будущего потомства.

Л. читает каждое предложение.

У. выбирают подходящее слово. Затем читают предложение целиком, по очереди, проверяя друг друга.

Л. Читает слова, вставленные в предложения: живут, бегает, прыгает, видит, лает, роет.

Л. Что общего мы можем сказать об этих словах?

Л. К какой части речи они относятся?

У. Это глаголы.

Л. А что такое глагол?

У. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы – что делает? что делают? что будут делать?

Л. Докажите мне, что эти слова глаголы.

У. задают вопросы к каждому слову.

Живут – что делают?

Бегает – что делает?

Прыгает – что делает?

Видит – что делает?

Лает – что делает?

Роет – что делает?

 Л. вывешивает на доске демонстрационные карточки с глагольными вопросами.

3.Л. Соберите слова из букв.

Слова написаны на доске:

и, с, л

а, л, и, с, и, ц

и, л, с, я, а, т  

У. составляют и записывают слова на доске: лис, лисица, лисята.

Л. Что общего в этих словах?

У. У этих слов один корень.

У. Эти слова родственные.

У.Эти слова однокоренные.

Л. Запомните эти слова. Они нам пригодятся на уроке далее.

4. Л.Возьмите карточку №2.Прочитайте внимательно текст. Вам нужно выбрать  глагол, что бы предложение звучало правильно. Для этого мы будем задавать вопросы к каждому глаголу.

Карточка №2.

Лисы – очень заботливые родители. Они вместе (воспитывать воспитывают) малышей. Папа-лис (охранять, охраняет) нору и (приносить, приносит) добычу для семейства. Мама-лисица ни на минуту не (оставлять, оставляет) детенышей. Лисята (играть, играют) возле норы, возятся, рычат, тявкают совсем как щенки. Если лисью нору (обнаружить, обнаружит) человек, лисица (переносить, переносит) малышей в более безопасное место.

У. читают предложения, выбирая глаголы и задавая вопросы.

Что делают?- воспитывают

Что делает? – охраняет

Что делает? – приносит

Что делает? – не оставляет

Что делают?- играют

Что сделает? – обнаружит

Что делает?- переносит

У. читают текст целиком по цепочке.

Л. А теперь припомните те слова, которые вы составляли.

Л. несколько файлов « Лисица и лисята».

У. Лис, лисица, лисята.

Л.Что вы узнали о лисе? Что делает лис?

Л. Что вы узнали о маме лисице? Что делает лисица?

Л. Что вы узнали о лисятах? Что делают лисята?

5. Л. Лиса – героиня многих русских народных сказок. Какая она в сказках?

У. Лиса всегда хитрая.

Л. Вот сейчас я буду задавать вам хитрые вопросы. Откройте тетрадь и запишите число.

Л. Я буду читать вам пословицы и поговорки о лисице, а вы выписывайте в тетрадь только глаголы.

У. Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

Л. Лиса семерых волков проведет.

У. Что сделает?- проведет

Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

Л. Спит лиса, а во сне кур щиплет

У. Что делает? – спит, щиплет

Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

Л. Каждая лиса свой хвост береги.

У. Что делай? – береги

Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

6.Л. Возьмите карточку №3.

Карточка №3.

Лиса начинает  ………………..  своих детенышей охоте. Сначала она показывает им, как  …………………..  кузнечика. Лисята  ………………..  быть похожими на мать. Если летом научатся  ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

Слова для справок: ловить, пытаются, учить.

Л. Прочитайте слова для справок. Эти слова необходимо вставить в предложения.

У. Самостоятельно читают предложения и вставляют глаголы.

Л. Как лисята учатся охотиться?

Л. Для чего нужно учиться лисятам?

Л. А для чего нужно учиться ребятам?

Л. Часто говорят, что лиса мышкует. Как вы думаете  что обозначает это слово?

У. Лиса ловит мышей.

Л.Демонстрирует отрывок из фильма  «Лисица» - 40 секунд.

6. Л. О ком мы говорили на уроке?

У. Мы на уроке говорили о лисе, лисе и лисятах.

Л. Давайте  сложим этих замечательных животных из бумаги.

У. Складывают в технике «Оригами» мордочки животных   и приклеивают их на фоновый рисунок.

7. Л. С какой частью речи мы работали сегодня?

Л. Что такое глагол?

III. Организованное окончание урока.






























Карточка №1.

В нашей стране лисы (спят, обедают, живут)  в степях, в лесах, в тундре и даже в пустыне. Лиса быстро (летает, скачет, бегает), высоко (ныряет, прыгает, плещется).

Лисица хорошо (видит, чирикает, сидит) днём и ночью. Зверёк  (чирикает, лает, воркует), как молодая собака. В марте, как только начинает оседать снег на полях, лисица  прилежно (грызет, роет, растёт) нору для будущего потомства.

Карточка №1.

В нашей стране лисы (спят, обедают, живут)  в степях, в лесах, в тундре и даже в пустыне. Лиса быстро (летает, скачет, бегает), высоко (ныряет, прыгает, плещется).

Лисица хорошо (видит, чирикает, сидит) днём и ночью. Зверёк  (чирикает, лает, воркует), как молодая собака. В марте, как только начинает оседать снег на полях, лисица  прилежно (грызет, роет, растёт) нору для будущего потомства.

Карточка №2.

Лисы – очень заботливые родители. Они вместе (воспитывать воспитывают) малышей. Папа-лис (охранять, охраняет) нору и (приносить, приносит) добычу для семейства. Мама-лисица ни на минуту не (оставлять, оставляет) детенышей. Лисята (играть, играют) возле норы, возятся, рычат, тявкают совсем как щенки. Если лисью нору (обнаружить, обнаружит) человек, лисица (переносить, переносит) малышей в более безопасное место.

Карточка №2.

Лисы – очень заботливые родители. Они вместе (воспитывать воспитывают) малышей. Папа-лис (охранять, охраняет) нору и (приносить, приносит) добычу для семейства. Мама-лисица ни на минуту не (оставлять, оставляет) детенышей. Лисята (играть, играют) возле норы, возятся, рычат, тявкают совсем как щенки. Если лисью нору (обнаружить, обнаружит) человек, лисица (переносить, переносит) малышей в более безопасное место.

Карточка №3.

Лиса начинает  ………………..  своих детенышей охоте. Сначала она показывает им, как  …………………..  кузнечика. Лисята  ………………..  быть похожими на мать. Если летом научатся  ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

Слова для справок: ловить, пытаются, учить.

Карточка №3.

Лиса начинает  ………………..  своих детенышей охоте. Сначала она показывает им, как  …………………..  кузнечика. Лисята  ………………..  быть похожими на мать. Если летом научатся  ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

Слова для справок: ловить, пытаются, учить.



30.04 д/з выучить.

Не шумит в реке камыш,

Не шуршит под полом мышь.

В этот час такая тишь!...

Только слышно: « Спи малыш».



У большого шалаша

Слон качает малыша,

А мамаша не спеша

Шубку шьёт для малыша.





30.04 д/з выучить.

Не шумит в реке камыш,

Не шуршит под полом мышь.

В этот час такая тишь!...

Только слышно: « Спи малыш».



У большого шалаша

Слон качает малыша,

А мамаша не спеша

Шубку шьёт для малыша.











































Конспект логопедического занятия на тему: « Глагол».

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.

Задачи:

  1. Расширение глагольного словаря.

  2. Развитие связной речи.

  3. Совершенствование навыка чтения.

Наглядные пособия и раздаточный материал:

  1. Таблицы с названиями частей речи, вопросами и обозначениями.

  2. Распечатки текстов.

  3. Школьные принадлежности, компьютер.


Ход занятия:

1. Организационный момент. (3 минуты)

Вспомнить части речи: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; вопросы, на которые отвечают эти части речи.
Инструкция: перед тобой лежат таблички с названиями частей речи. Подбери к каждой части речи вопросы, на которые она отвечает и что обозначает каждая часть речи.
Ребёнок: подбирает к каждой табличке нужные вопросы и обозначения.

2. Основная часть:

1. Подобрать антонимы к глаголам (устно).
Инструкция: я буду читать слова, а тебе нужно подобрать антонимы к каждому слову:
Бледнеть – 
Светать – 
Гасить – 
Помогать – 
Смеяться – 
Говорить – 
Любить – 
Мёрзнуть – 
Спасти –

Ребёнок: краснеть, смеркаться, зажигать, мешать, плакать, молчать, ненавидеть, согреваться, погубить.

2. Сообщение темы занятия: какой частью речи являются все эти слова?


Ребёнок: глаголом.
Педагог: сегодня мы поподробнее поговорим о глаголах.

3. Нахождение глаголов: компьютерная программа «Наставник»

Инструкция: прочитай внимательно предложения и определи, есть ли глагол в предложении; если есть – назови его.
Ребёнок: ребенок выполняет инструкцию.

4. Прочитать текст, выписать глаголы.

Инструкция: прочитай текст «Мороз помог» и выпиши все глаголы, которые тебе встретятся.
Мороз помог.
В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.
Ребёнок: читает текст и выписывает глаголы из каждого предложения.

5. Физкультминутка. (1 минута) – упражнение для улучшения мозгового кровообращения. (повторить 2 раза)

  • Исходное положение – сидя, руки на поясе.

  • Поворот головы направо.

  • Исходное положение.

  • Поворот головы налево.

  • Исходное положение.

  • Плавно наклонить голову назад.

  • Исходное положение.

  • Плавно наклонить голову вперёд.

  • Исходное положение.


6. Прочитать текст, заменить повторяющиеся слова синонимами, записать синонимы и определить какой частью речи будут являться эти слова .

Инструкция: прочитай текст, найди ошибку автора. Замени повторяющиеся слова синонимами и запиши их. Какими частями речи являются все эти слова?
Ребёнок: читает текст, подбирает близкие по смыслу слова.
Илья Иванович пошёл в лес. За ним пошла (побежала) собака Амур. Охотник увидел на снегу следы зайца. Собака пошла ( взяла след) по следу. Из-за кустов вышел (выскочил) заяц. Быстро пошла (бросилась) собака Амур за зверем. Но и на этот раз хитрец ушёл (убежал).

Ребёнок записывает синонимы и определяет части речи.

7. Подбор глаголов к именам существительным.

Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – все в действие придёт.

Летит ракета. Люди строят зданья, И рожь в полях растёт.

Инструкция: Запишите названия изображённых предметов.

На доске: К...тёнок (что делает?)…

Мяч (?) (что делает?)…

Врач (?) (что делает?)…

Со.нце  (что делает?)…

Ч.сы (что делают?)…

Объясните  правописание орфограмм. Ответы детей: •    Безударная гласная в корне слова; •    Ь на конце существительных после шипящих; •    Сочетание ЧА; •    Непроизносимая согласная)

Подберите к каждому существительному по 3 глагола. Дописывают глаголы. Выделяют конец предложения.

8. Определение синтаксической роли глагола.

Инструкция: •    Спишите предложения.

•    Подчеркните грамматическую основу в каждом.

•    Найдите глаголы.

•    Сделайте вывод  о том, каким членом предложения является глагол. Выполнение детьми упражнения.

Вывод: глагол в предложении является сказуемым.

9. Заключительная часть.

Инструкция: вспомни, что такое глагол, на какие вопросы отвечает и что обозначает. Что такое синонимы? Что такое антонимы?
Ребенок: глагол – это часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать? И обозначает действие предмета.
Синонимы – слова близкие по значению. 
Антонимы – слова противоположные по значению.













Материал для учащихся.

К заданию № 4.

Мороз помог.
В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.

Выпиши глаголы из текста:

1.________________________________________________________

2.________________________________________________________

3._______________________________________________________

4._______________________________________________________

5. ________________________________________________________

6._______________________________________________________

7.________________________________________________________

8._____________________________________________________

9._____________________________________________________

10._____________________________________________________




К заданию № 6.
Илья Иванович пошёл ______________________ в лес.

За ним пошла ________________________________ собака Амур.

Охотник увидел на снегу следы зайца.
Собака пошла __________________________________ по следу.

Из-за кустов вышел ________________________________ заяц.

Быстро пошла ________________________ собака Амур за зверем.

Но и на этот раз хитрец ушёл _______________________________.

















Мороз помог.
В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.

Выпиши глаголы из текста:

1.________________________________________________________

2.________________________________________________________

3._______________________________________________________

4._______________________________________________________

5. ________________________________________________________

6._______________________________________________________

7.________________________________________________________

8._____________________________________________________

9._____________________________________________________

10._____________________________________________________





Мороз помог.
В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.

Выпиши глаголы из текста:

1.________________________________________________________

2.________________________________________________________

3._______________________________________________________

4._______________________________________________________

5. ________________________________________________________

6._______________________________________________________

7.________________________________________________________

8._____________________________________________________

9._____________________________________________________

10._____________________________________________________









К заданию № 6.
Илья Иванович пошёл ______________________ в лес.

За ним пошла ________________________________ собака Амур.

Охотник увидел на снегу следы зайца.
Собака пошла __________________________________ по следу.

Из-за кустов вышел ________________________________ заяц.

Быстро пошла ________________________ собака Амур за зверем.

Но и на этот раз хитрец ушёл _______________________________.



К заданию № 6.
Илья Иванович пошёл ______________________ в лес.

За ним пошла ________________________________ собака Амур.

Охотник увидел на снегу следы зайца.
Собака пошла __________________________________ по следу.

Из-за кустов вышел ________________________________ заяц.

Быстро пошла ________________________ собака Амур за зверем.

Но и на этот раз хитрец ушёл _______________________________.



03.05 д/з. прочитай любой рассказ о Великой Отечественной войне

и перескажи его.

03.05 д/з. прочитай любой рассказ о Великой Отечественной войне

и перескажи его.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!