Занятие на тему: «Посуда»
Цели:
-коррекционно-образовательные: уточнить и закрепить с детьми названия посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; уметь называть части посуды и внешние признаки, её назначение; образовывать существительные родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; согласовывать числительные с существительными; учить составлять описательные рассказы.
- коррекционно-развивающие: обогащать и активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, мышление, память.
- коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, сосредоточенность, положительные эмоции, умение слушать собеседника не перебивая.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки по данной теме; раздаточный материал – листочки с заданием, цветные карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, отгадайте загадки:
Загадки про посуду…
Как можно это назвать одним словом? (посуда). На протяжение всего дня мы с вами пользуемся посудой: утром -на завтраке, днём - за обедом, вечером - за ужином.
А для чего нужна посуда, вы знаете? (В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят).
Какие ещё предметы посуды вы знаете?
В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень. Как называется эта посуда? (Кухонная).
К кухонной посуде ещё относится половник, тёрка, дуршлаг, миска.
А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая) К столовой посуде относится: тарелки (глубокая тарелка, мелкая тарелка,
хлебница, салатница, супница, перечница, сухарница, солонка, селёдочница, соусница).
Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож.)
Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)
Как называется эта посуда? (Чайная.)
Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была деревянной, потом глиняной. Затем появилась стеклянная, металлическая, фарфоровая посуда.
В старину люди пользовались деревянной посудой: как в деревне, так и в городе ели деревянными ложками, в деревянных вёдрах носили воду из колодца. Вода налитая в берестяной туесок даже в жару долго оставалась прохладной, а ягоды – сухими.
И сейчас изготавливают посуду из дерева. Что делают из дерева? (толкушки, лопатки, разделочные доски).
Очень красиво смотрится расписная посуда: хохломская, городецкая. расписные настенные тарелочки, ложки, мисочки, стаканчики.
Чем интересна деревянная посуда?
Посуда из дерева лёгкая. Но деревянную посуду трудно мыть, она портится от воды, она не годится для приготовления пищи.
Русская национальная посуда долгое время была глиняной.
Потом появилась фарфоровая, она тоже из глины, но белого цвета.
Чем интересна фарфоровая посуда? (Она легкая, красивая. Эта посуда не нагревается от горячего, ею нельзя обжечься. Но фарфор хрупкий материал, при легком ударе фарфоровая посуда разбивается.) Что изготавливают из фарфора? (Чайные и столовые сервизы).
Металлическая посуда.
Посуда из металла очень прочная. Используется для приготовления пищи. Какую посуду изготовляют из металла? (кастрюли, сковородки).
Из стекла изготавливают посуду. Какую посуду из стекла вы видели?
(Кувшины, вазы, подарочные наборы, чашки, блюдца и др.)
Чем отличается стеклянная посуда от другой?
Она прозрачная, отражает свет, поверхность стеклянной посуды гладкая, но у этой посуды есть и недостатки: раскалывается от удара, лопается от холодного и горячего, требует бережного обращения.
Из какого материала ещё изготавливают посуду?
Из пластмассы.
Что вы знаете о пластмассовой посуде?
В этой посуде удобно хранить продукты, можно наливать не очень горячую жидкость, легко мыть, она лёгкая, её можно брать с собой в путешествие, за город, она не годится для приготовления пищи, но в ней можно разогреть еду, поставив посуду в микроволновую печь.
Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадет труд человека, который ее делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из нее приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем ее основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают и убирают в шкаф.
Назовите произведение, в котором говорится о бабушке, которая плохо относилась к посуде. («Федорино горе»).
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник, Дети «надувают» живот,
одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, Приседают, одна рука на поясе.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками круг.
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, Потягиваются, руки вверх,
сомкнуть над головой,
Вот пластмассовый поднос — делают большой круг.
Он посуду нам принес.
Дидактическая игра «Для чего они нужны?»
Ложка — чтобы есть суп. Нож - … Вилка - … Половник - … Блюдце -… Сковородка - … Кастрюля - … Дуршлаг - … Тёрка - … Кофейник - … Чашка - …
Дидактическая игра «Где «живут» продукты?»
- Хлеб. В какую посуду ты положишь хлеб? (Хлеб я положу в хлебницу).
- Сахар. Сахар я насыплю в сахарницу.
- Конфеты. Конфеты я положу в конфетницу.
- Варенье. Варенье я налью в варенницу. розетку. Посуда для варенья. (Розетки под варенье.)
- Масло. Масло я положу в масленку. Столовая посуда для сливочного масла.
- Салат. Салат я наложу в салатник.
- Соль. Соль я насыплю в солонку. (Небольшой сосуд для соли, подаваемый к столу).
- Перец. Перец я насыплю в перечницу. (Сосуд для молотых зёрен перца).
- Селедка. Селёдку я положу в селёдочницу. (Продолговатая тарелка для селёдки).
Дидактическая игра «Назовите посуду ласково»
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например: чашка – чашечка.
Дидактическая игра «Сосчитай».
Согласование числительных с существительными.
Например: одна кастрюля, две кастрюли, пять кастрюль.
Дидактическая игра «Один-много»
Образование единственного и множественного числа существительных родительного падежа.
Например: чашка – много чашек
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Подбор слов-антонимов.
Например: ложка чистая – ложка грязная.
Тарелка глубокая – тарелка мелкая.
Чашка большая – чашка маленькая.
Сковорода тяжелая – сковорода легкая.
Ножик старый – ножик новый.
Мокрая кастрюля - сухая кастрюля.
Пальчиковая гимнастика «Машина каша».
Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке. Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу
Кошке – в чашку, Загибают по одному пальчику на левой руке. Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку. В миску курицам, цыпляткам И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.
Все до крошки раздала. Сдувают «крошку» с ладошки.
Дидактическая игра «Из чего сделана посуда?»
Образование прилагательных от существительных.
Например: ложка из дерева – деревянная ложка.
Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.
Ваза из хрусталя – хрустальная ваза.
Терка из металла – металлическая тёрка.
Графин из стекла – стеклянный графин.
Маслёнка из пластмассы – пластмассовая маслёнка.
Сковорода из чугуна – чугунная сковородка.
Миска из глины – глиняная миска.
Нож из стали – стальной нож.
Солонка из дерева - ...
Хлебница из пластмассы - ... ,
Стакан из стекла - ... .
Выставляются предметы посуды: кастрюля с крышкой
- Из каких частей состоит кастрюля? (Стенка, донышко, крышка, ручки).
(Аналогично рассматриваются чайник и стакан, сковородка и кувшин.
Составление описательного рассказа о посуде
Я предлагаю придумать рассказ о любом предмете посуды. Чтобы было легче описывать предмет – посмотрите на схему-подсказку.
Что это?
Какого цвета?
Какого размера?
Из какого материала сделана?
Какая по назначению?
Это чайник. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. Чайник - это кухонная посуда. В нём кипятят воду.
Выполнение задания на листочках.
Итог занятия.