- Формирование навыков различения звуков.
- Закрепление отличительных параметров артикуляционных, акустических отличий и чужой и самостоятельной речи;
- закрепление навыков контроля за правильным произношением в самостоятельной речи.
- Коррекция личности ребенка в целом и цель по развитию речи.
- Развитие памяти, внимания, мышления.
Этапы занятия | Деятельность педагога. | Деятельность учеников. |
Оргмомент. | Здравствуйте дети! Для чего вы приходите на логопедическое занятие? - На уроке я сижу не шумлю и не кричу, Руку тихо поднимаю, если спросят, отвечаю. -Молодцы! Теперь встаньте и давайте подышим - Положите правую руку на живот, а левую на грудную клетку. Глубоко дышим, поднимаем живот. - Вдох носом, выдох носом; - Вдох носом, выдох ртом; - Вдох ртом, выдох носом; - Вдох ртом, выдох ртом. | Дети приветствуют логопеда. Дети выполняют инструкции логопеда. |
Объявление темы. | - Скажите, ребята, на какой планете мы живём? Правильно на Земле. Значит кто мы? Правильно, мы дети Земли. Земляне. - А кто живёт на звездах? - Правильно, это дети Звёзды. Сегодня они прилетели к нам в гости. | |
Артикуляционная мимическая гимнастика. | - Давайте покажем инопланетянам, как мы работаем языком Откройте зеркала и сделайте упражнения: * «Улыбка-хоботок», «Иголочка» «Кошка лакает молоко». Инопланетяне прилетели к нам, и им стало страшно - покажите как им страшно. Холодно. - Они увидели солнышко - им стало весело | Дети выполняют дыхательную гимнастику. Дети имитируют эмоции мимикой, движениями. |
| Слайд 2 - Ребята, дети Звезды прислали нам звездные сигналы, послушайте их: З-З-З-З, С-С-С-С - Послушайте, какой звук звучит в их послании? - Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на занятии? - А для чего мы будем это делать? - Чему вы научитесь? -Это значит, что мы сегодня будем говорить о буквах З и эС и звуках «з» и «с» - За каждое задание вы будете себя оценивать в карте самонаблюдения. Давай те проверим все ли у нас готово к занятию. Нам понадобятся зеркала, коврики, тетради, ручки и карандаши. | - Звуки «з» и «с» - Чтобы правильно говорить, писать, читать, отличать. Научимся различать звуки Зи С в слогах, словах. Словосочетаниях, предложениях и тесте Индивидуально, в парах, группой |
Анализ артикуляции звуков. | - Расскажите мне, все, что знаете о звуке «з». * Губы немного растянуты, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. По середине языка идет холодная струя. Голосовые связки работают. * Характеристика звука: звук «з» твёрдый звонкий согласный. - Теперь расскажите мне о звуке «с» * Зубы сближены, губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, Голосовые не связки работают. * Характеристика звука: звук «с» глухой согласный. - Скажите мне, чем эти звуки похожи? - А чем отличаются? | Дети проводят анализ артикуляции по плану. Дают характеристику звуков. Находят сходство и различия. - Звук «з» - звонкий, а звук «с» - глухой. |
Связь звука и буквы. | - Какой буквой обозначается звук «з» - Посмотрите, на что похожа буква З? «З – не просто завитушка, З – пружинка, крендель, стружка» « На эту букву посмотри: она совсем как цифра три» Какой буквой обозначается звук «с» На что похожа буква эС Села мушка в уголок, Съела бублика кусок. - Ребята, инопланетяне учились писать буквы и что-то напутали. По одному подходите к доске, и фломастером зачеркивайте неправильно написанные буквы. (Предлагается лист с неправильным изображением буквы.) ИЛИ РАБОТА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛИСТАХ - С чем можно перепутать заглавную букву З? - А строчную? - Открываем тетради, записываем число. (Отбиваем ритм: __ - - - __) - Повторите за мной. Теперь запишите в тетрадях до конца строчки. | - Буквой З. Дети выходят к доске и зачеркивают неправильно написанные буквы. - С цифрой три, с заглавной букой Е. - С букой д,у. Дети записывают буквы в тетради. |
Развитие фонематического слуха. | - Сейчас я буду называть вам звуки, слоги и слова, а вы когда услышите звук «з» - хлопните в ладоши, а если услышите звук «с» - поднимите руку. С, Ч, З, П, С, Ш,З,К, Щ,С. ЗА, СА, ЗИ, ЗЫ,ГА, ЛЕ, СУ,ЗО,СЫ. ЗУБР, СУСЛИК, КОЗА, ЗЕБРА, СОБАКА, ЗАЯЦ, БАРСУК. - Молодцы! Инопланетяне прилетели на звездолёте и хотят взять собой разных животных и птиц . Каких вы узнали? Слайд 3 Зяблик - самая многочисленная птица наших лесов. Только-только растаял снег, показались первые нежно-белые головки подснежников, а уже слышна азартная, звучная песнь этой птицы. Зяблики прилетают к нам с далеких берегов Африки рано: первыми - самцы, за ними подтягиваются самочки. Узнать этих птиц можно по красивой окраске: буровато-серой спинке, как будто опаленной солнцем грудке и белым с черными полосками крыльям. Селится зяблик чаще всего в лиственных лесах; любит также негустые ельники и сосновый бор. | - Зубр, коза, зебра, заяц, зяблик, барсук, синица лиса. |
Дифференциация звука в слогах. | Слайд 4 - Давайте выйдем на связь с обитателями Звезды. Они написали нам слоги, их нужно прочесть с выражением. Давайте попробуем это сделать. (Детям раздаются карточки с цепочками слогов) - Записываем в тетради цепочки слогов. Под диктовку. Что мы сейчас делали? Оцените себя | Дети записывают в тетрадях цепочки слогов. Работали со слогами |
Физминутка. | Слайд 5 - Девочки и мальчики (руки на пояс) Прыгают как зайчики (ритмичные прыжки) Ножками топают (топанье ногами) Ручками хлопают (хлопки в ладоши) | |
Дифференциация звука в словах. | Слайд 6 - Звездные гости хотят взять с собой земные животных и птиц, в названиях которых есть звуки «з» и «с». - Нужно распределить их по летающим тарелкам со звуком «з» и со звуком «с». -Инопланетяне зашифровали нам слова, давайте попробуем их разгадать. Работа на индивидуальных карточках - Вставьте пропущенные буквы. Чем мы сейчас занимались? Оцените свою работу | Дети распределяют картинки на две группы Работали со словами |
Дифференциация звуков в словосочетаниях | Слайд 7 Ребята инопланетяне хотят лучше узнать о земных животных и птицах. Давайте им расскажем. -Чем мы сейчас занимались? Для чего это необходимо? Оцените себя | Дети составляют словосочетания |
Дифференциация звука в предложении. | Слайд 8, 9 - Ребята, нам нужно рассказать инопланетянам о животных которые мы взяли с собой в космос. Составьте предложения правильно Мы работали с предложением , для чего это нужно? Оцените себя. | Дети составляют предложения |
Дифференциация звука в тексте. | - Скажите мне, где на Земле можно увидеть всех животных и птиц в одном месте? - Молодцы! - Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно послушайте. «Однажды Соня и Зоя отправились в зоопарк. В зоопарке разные звери. За высоким забором стоит зубр. Зубр ест сено. А вот полосатые зебры. Соня долго смотрела на зайцев. Зое понравились барсуки. Они весело провели время в зоопарке. - Куда ходили Зоя и Соня? - Кого они видели в зоопарке? - Кто понравился Соне? - Кто понравился Зое? - Перескажите текст. | - В зоопарке. Дети отвечают на вопросы. Пересказывают текст. |
Итог. | - Сели ровно! - Чему вы сегодня научились? - Что нового узнали? - Для чего нам это нужно? - Молодцы! Занимались хорошо. Давайте оценим свою работу (поднятие руки) | - Говорили о буквах З и эС и звуках «з» и «с». - Чтобы правильно говорить, писать, читать. |