СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия "Слово и предложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия для учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. На занятии учащиеся учатся определять понятия слово и предложение. Упражняются в составлении простых предложений и создании схем к ним.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия "Слово и предложение"»

Тема: Слово и предложение

Задачи: дать представление о предложении и его функциях; учить детей различать слово и предложение, выделять предложение в речевом потоке; учить правильно изменять слова в предложении; развивать мышление, связную речь, расширять словарный запас; воспитывать культуру речи.


Ход занятия:

  1. ОРГ. МОМЕНТ:

Артикуляционная гимнастика

  1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

- Давайте вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке?

Для чего нужна речь?

Из чего состоит речь?

Что такое слова?

- Молодцы!

  1. ИГРА «ДОБАВЛЯЛКИ»

Цель игры: развитие слухового внимания, развитие фонематического слуха.

Где обедал воробей? В зоопарке у …(зверей)

Ра-ро-ра – начинается весёлая…( игра)

Ры-ры-ры – умальчиков воздушные…(шары).

Ро-ро-ро – У Раи новое …(ведро)

Ар-ар-ар – закипел наш …(самовар)

Ре-ре-ре – стоит домик на …(горе)

Арь-арь-арь 0 на стене висит …(фонарь)

Шу-шу-шу – я письмо …(пишу)

Ша-ша-ша - мама моет …(малыша)

Ло-ло-ло – на улице …(тепло)

- Что добавляли? (слова)

- все слова живут в волшебной стране Грамоте. А вот когда слова дружат между собой и становятся рядом, получаются предложения.

  1. ОБЪЯСНЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО».

Слова предметы (Дети достают игрушки из «Чудесного мешочка» , пытаясь угадать их на ощупь, и называют).

Слова действия (учитель-дефектолог изображает действия ( петь, плыть, нюхать, вышивать, а дети отгадывают).

  1. ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Цель упражнения: развитие логического мышления, умение классифицировать.

Можно использовать картинки или выполнить задание устно.

· Пила, молоток, рубанок, ложка.

Голубь, грач, синица, курица.

· Самолет, грузовик, самосвал, экскаватор.

· Подосиновик, мухомор, подберезовик, опенок.

  1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:

Поднимаем плечики, (Симметричное поднимание и опускание плеч.)

Прыгайте кузнечики,

Мы ногами –топ-топ, (Имитация ходьбы)

Мы руками –хлоп-хлоп, (Хлопки)

Мы плечами –чик-чик , (Развести и свести лопатки.)

Мы глазами –миг-миг. (Быстрое моргание глазами.)

  1. УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО СХЕМУ.

Потребуется: мяч , зеленые полоски по 3 – 4 штуки для каждого ребенка.

Предложения: «Мяч упал» ( Два слова: 1-..,2-..) –Две зеленые полоски

«Девочка поднимает мяч» (Три слова :1-.., 2-…, 3-…)- Три зеленые полоски.

  1. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ.

ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Потребуется три сюжетные картинки «Чем занимаются дети?»

-выкладываем составленные предложения зелеными полосками.

  1. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ШИФРОВАЛЬЩИКИ»

Цель упражнения: закрепление умения выделять на слух слова из предложения.

Потребуется : тетради, простые карандаши.

-дети пишут в тетради только цифру, сколько слов в предложении.

«Раздался гудок» (2)

«Раздался сильный гудок» (3)

«Раздался гудок, поезд тронулся» (4)

  1. ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ С ЗАГАДКАМИ.

- слушаем загадки, с отгадками придумываем предложение; подсчитываем, сколько в нем слов.

· Не лает, не кусает

А в дом не пускает. (Замок)

· Бегут по дорожке

Доски да ножки. (Лыжи)

· Все идут, идут, идут,

А только с места не сойдут. (Часы)

  1. ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

- Что вы сейчас делали? (Советовали, рассказывали, выражали свои мысли.) С помощью чего? (Слов.) Достаточно ли одного слова, чтобы выразить свою мысль?

- Все связанные между собой слова, которые выражают определенную мысль, называют предложением.

- Что узнали нового?

- Что нужно обязательно запомнить?