СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ "Методы педагогических исследований"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект рассчитан для уроков по Педагогике

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ "Методы педагогических исследований"»

Методы педагогических исследований

называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.

Классификация:

-- по цели исследования,

-- источникам накопления информации,

-- способам обработки и анализа данных.


Задача исследователя состоит в том, чтобы не формально применять весь набор известных методов, а для каждого этапа определять свой оптимальный комплекс методов

Педагогическое исследование

процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях учебно-воспитательного процесса, его структуре и механизме, теории и методике организации учебно-воспитательного процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приемах.

это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Цель педагогических исследований анализ изменений, происходящих в учебно-воспитательном процессе, оценка значимости и направленности этих изменений и выявление основных факторов, влияющих на процесс.

Группы методов пед.исследования:

-методы изучения педагогического опыта

-методы теоретического исследования

-математические и статистические методы

Этапы исследования :

1. Общая характеристика основных понятий предмета исследования: объекта, предмета, цели и задач исследования.

2. Анализ типичного состояния практики решения подобных задач.

3. Конкретизация гипотезы исследования.

4. Проверка достоверности гипотезы.

5.Обобщение результатов исследования и формулирование рекомендаций по совершенствованию определенной стороны педагогического процесса.

Виды наблюдения:

непрерывное и периодическое

включенное и невключенное

открытое и скрытое

сплошное и выборочное

Метод педагогического эксперимента

метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания.

Метод беседы - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Интервьюирование - это разновидность беседы. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.




Метод беседы и интервью

Применение методов бесед и интервью в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда ученый-педагог четко намечает цель предстоящей беседы или интервью, намечает круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволят выяснить сущность интересующих исследователя проблем.

Метод тестирования

Тест (анг. - проба, испытание, исследование) - совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик.

По структурным признакам могут быть:

1. закрытые тесты и тесты со свободно конструируемым ответом;

2. тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа;

3. тесты на скорость и на сложность, состоящие из все более усложняющихся заданий;

4. тесты с выводом и обработкой ответов с помощью ЭВМ и без них.

Метод анкетирования

Анкетирование - это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы.

По форме вопросы анкеты делятся на открытие и закрытые, прямые и косвенные.

Поскольку с помощью анкет можно собрать большой материал, он требует и количественной обработки, и проведения тщательного качественного анализа.

Таким образом, общая методика обработки анкетных данных сводится к их тщательному подсчету, проведению внимательного анализа всех случаев заметного совпадения, разнобоя в данных, разброса.

Метод экспертной оценки (рейтинга)

оценка тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами).

При анализе полученной информации можно применять и метод ранговых оценок, когда выявленные факторы располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления.

Метод обобщения независимых характеристик

суть которого сводится к обработке исследователем информации об ученике, поступившей из различных источников — от учителя, родителей, сверстников.

Метод педагогического эксперимента

Под педагогическим экспериментом современная педагогика высшей школы понимает метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания

В педагогике различают естественный и лабораторный эксперименты.

Естественный эксперимент проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания (школе, классе).

В случае лабораторного эксперимента в классе выделяется группа учеников. Исследователь проводит с ними особые беседы, индивидуальное и групповое обучение и наблюдает за их эффективностью.

Педагогический эксперимент — это своеобраз¬ный комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.


Теоретические методы - необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов.

Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Математические методы- применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями:

регистрация

ранжирование

шкалирование

Модель типичного педагогического эксперимента

Модель наиболее типичного педагогического эксперимента строится на сравнении экспериментальной и контрольной групп. Результат эксперимента проявляется в изменении, которое произошло в экспериментальной группе по сравнению с группой контрольной. Такой сравнительный эксперимент в практике применяется в разных вариантах. При помощи статистических процедур выясняется, отличаются ли экспериментальная и контрольная группы. Сравниваются данные, полученные перед экспериментом и по его окончанию, либо только в конце экспериментального исследования.

Задачи педагогического эксперимента

Задачи конкретных экспериментов в области дидактики и методик обучения отдельным предметам чаще всего сводятся к следующим:

1. проверка определенной системы обучения (например, проверка эффективности системы на­чального обучения, разработанной Л. В. Занковым);

2. срав­нение эффективности определенных методов обучения (ис­следования И. Т. Огородникова и его учеников);

3. проверка эффективности системы проблемного обучения (исследования М. И. Махмутова);

4. разработка систем мер по формированию у учащихся познавательных интересов и потребностей

5. проверка эффективности мер по формирова­нию у учащихся навыков учебного труда

6. развитие познавательной самостоя­тельности школьников

7. дидактические исследования, связанные с выбором оптимального варианта той или иной системы мер или педагогических действий:

-         обновле­ние системы мер по предупреждению неуспеваемости (Ю. К. Бабанский и др.),

-         оптимизация объема и сложнос­ти учебного материала, включаемого в школьные учеб­ники

-         выбор оптимального числа упражне­ний для формирования определенного

-         выбор оптимальных вариантов системы мер по формированию у учащихся навыков планирования (Л. Ф. Бабенышева),

-         построение проблемного обучения слабоуспевающих школьников (Т. Б. Генинг), 

-         дифференци­рованная работа с учениками на основе разной степени оказываемой им помощи в учении (В. Ф. Харьковская),

-         обоснование оптимальной системы преподавания курса технического черчения в вузе

-         оборудова­ние школьного физического кабинета.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

I. Среди приведенных формулировок выделите определения понятия «методология».



II. Понятие, определяющее способ изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления связей, отношений и построения научных теорий, - это:

3. метод;


III. Из приведенного перечня выделите методы педагогического исследования:

2) ранжирование; 5) дискуссия; 6) анализ литературных источников;12) поиск;14) наблюдение; 16)

анкетирование; 18) интервьюирование; 19) урок; 22) моделирование; 24) беседа; 25) чтение учебника; 26) школьная лекция; 27) консультация;


IV. Из приведенного перечня методов выделите группы методов педагогического исследования:

А) эмпирического 11) наблюдение 12) педагогический эксперимент; 9) интервьюирование; 7) изучение школьной документации; ; 3) анкетирование; 6) изучение продуктов деятельности учащихся;
Б) теоретического. 4) дедукция 8) индукция; 10) математическое моделирование; 13) синтез. 2) анализ; 1) абстрагирование 5) опрос;


V. Из приведенного перечня методов выделите группу математических методов педагогического исследования.

4) ранжирование; 5) регистрирование; 7) шкалирование.


VI. Среди приведенных формулировок выделите определения понятия «эксперимент».

2. Исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.


VII. Продолжите формулировку, определяющую сущностное содержание педагогического эксперимента в ее верной вариативности.

Педагогический эксперимент предполагает …




VIII. Установите правильную последовательность основных этапов педагогического эксперимента:

Б) констатирующий;

В) формирующий.

А) уточняющий;


IX. Продолжите формулировку. Выбор избираемых методов педагогического исследования определяется

2. определяемыми целью и задачами;

4. существующими научными методологическими подходами к проведению исследования.


X. Наиболее доступный и распространенный метод выявления фактов и изучения самой педагогической практики:

4. наблюдение.


XI. Метод педагогического исследования, позволяющий проверить эффективность избранной технологии или методики обучения (воспитания), – это:

4. педагогический эксперимент.


XII. Определите названия количественных методов педагогических исследований

1.Регистрация – это метод выявления наличия определенного качества у

каждого члена группы и общего подсчета количества тех, кого данное

качество имеется или отсутствует.

2. Ранжирование– это метод, предполагающий расположение собранных

данных в определенной последовательности и определение места в этом ряду

изучаемых объектов.

3. Шкалирование – это метод, предполагающий введение цифровых показателей

в оценку отдельных сторон педагогических явлений.


XIII. Установите соответствие между названиями групп и методами педагогических исследований:

1) методы теоретического исследования; - В) анализ, синтез, классификация, систематизация, обобщение эмпирического материала;

2) методы изучения педагогического опыта; - А) наблюдение, опрос, анкетирование, изучение педагогической документации, педагогический эксперимент;

3) организационные методы; - Б) лонгитюдные, сравнительные, комплексный подход;

4) математические методы - . Д) регистрация, ранжирование, шкалирование.


XIV. Установите соответствие между понятиями и их ключевыми характеристиками:

1) анализ; В) мыслительная операция, предполагающая расчленение предмета на составляющие компоненты с целью их детального исследования;

2) синтез; Г) мыслительная операция, предполагающая соединение составляющих компонентов объекта исследования с целью его исследования как единого целого;

3) дедукция; А) мыслительная операция, заключающаяся в движении от более общего к частному;

4) индукция. Б) мыслительная операция, заключающаяся в движении от частного к более общему;