Методы педагогических исследований
называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.
Классификация:
-- по цели исследования,
-- источникам накопления информации,
-- способам обработки и анализа данных.
Задача исследователя состоит в том, чтобы не формально применять весь набор известных методов, а для каждого этапа определять свой оптимальный комплекс методов
Педагогическое исследование
процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях учебно-воспитательного процесса, его структуре и механизме, теории и методике организации учебно-воспитательного процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приемах.
это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Цель педагогических исследований анализ изменений, происходящих в учебно-воспитательном процессе, оценка значимости и направленности этих изменений и выявление основных факторов, влияющих на процесс.
Группы методов пед.исследования:
-методы изучения педагогического опыта
-методы теоретического исследования
-математические и статистические методы
Этапы исследования :
1. Общая характеристика основных понятий предмета исследования: объекта, предмета, цели и задач исследования.
2. Анализ типичного состояния практики решения подобных задач.
3. Конкретизация гипотезы исследования.
4. Проверка достоверности гипотезы.
5.Обобщение результатов исследования и формулирование рекомендаций по совершенствованию определенной стороны педагогического процесса.
Виды наблюдения:
непрерывное и периодическое
включенное и невключенное
открытое и скрытое
сплошное и выборочное
Метод педагогического эксперимента
метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания.
Метод беседы - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Интервьюирование - это разновидность беседы. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Метод беседы и интервью
Применение методов бесед и интервью в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда ученый-педагог четко намечает цель предстоящей беседы или интервью, намечает круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволят выяснить сущность интересующих исследователя проблем.
Метод тестирования
Тест (анг. - проба, испытание, исследование) - совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик.
По структурным признакам могут быть:
1. закрытые тесты и тесты со свободно конструируемым ответом;
2. тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа;
3. тесты на скорость и на сложность, состоящие из все более усложняющихся заданий;
4. тесты с выводом и обработкой ответов с помощью ЭВМ и без них.
Метод анкетирования
Анкетирование - это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы.
По форме вопросы анкеты делятся на открытие и закрытые, прямые и косвенные.
Поскольку с помощью анкет можно собрать большой материал, он требует и количественной обработки, и проведения тщательного качественного анализа.
Таким образом, общая методика обработки анкетных данных сводится к их тщательному подсчету, проведению внимательного анализа всех случаев заметного совпадения, разнобоя в данных, разброса.
Метод экспертной оценки (рейтинга)
оценка тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами).
При анализе полученной информации можно применять и метод ранговых оценок, когда выявленные факторы располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления.
Метод обобщения независимых характеристик
суть которого сводится к обработке исследователем информации об ученике, поступившей из различных источников — от учителя, родителей, сверстников.
Метод педагогического эксперимента
Под педагогическим экспериментом современная педагогика высшей школы понимает метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания
В педагогике различают естественный и лабораторный эксперименты.
Естественный эксперимент проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания (школе, классе).
В случае лабораторного эксперимента в классе выделяется группа учеников. Исследователь проводит с ними особые беседы, индивидуальное и групповое обучение и наблюдает за их эффективностью.
Педагогический эксперимент — это своеобраз¬ный комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.
Теоретические методы - необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов.
Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.
Математические методы- применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями:
регистрация
ранжирование
шкалирование
Модель типичного педагогического эксперимента
Модель наиболее типичного педагогического эксперимента строится на сравнении экспериментальной и контрольной групп. Результат эксперимента проявляется в изменении, которое произошло в экспериментальной группе по сравнению с группой контрольной. Такой сравнительный эксперимент в практике применяется в разных вариантах. При помощи статистических процедур выясняется, отличаются ли экспериментальная и контрольная группы. Сравниваются данные, полученные перед экспериментом и по его окончанию, либо только в конце экспериментального исследования.
Задачи педагогического эксперимента
Задачи конкретных экспериментов в области дидактики и методик обучения отдельным предметам чаще всего сводятся к следующим:
1. проверка определенной системы обучения (например, проверка эффективности системы начального обучения, разработанной Л. В. Занковым);
2. сравнение эффективности определенных методов обучения (исследования И. Т. Огородникова и его учеников);
3. проверка эффективности системы проблемного обучения (исследования М. И. Махмутова);
4. разработка систем мер по формированию у учащихся познавательных интересов и потребностей
5. проверка эффективности мер по формированию у учащихся навыков учебного труда
6. развитие познавательной самостоятельности школьников
7. дидактические исследования, связанные с выбором оптимального варианта той или иной системы мер или педагогических действий:
- обновление системы мер по предупреждению неуспеваемости (Ю. К. Бабанский и др.),
- оптимизация объема и сложности учебного материала, включаемого в школьные учебники
- выбор оптимального числа упражнений для формирования определенного
- выбор оптимальных вариантов системы мер по формированию у учащихся навыков планирования (Л. Ф. Бабенышева),
- построение проблемного обучения слабоуспевающих школьников (Т. Б. Генинг),
- дифференцированная работа с учениками на основе разной степени оказываемой им помощи в учении (В. Ф. Харьковская),
- обоснование оптимальной системы преподавания курса технического черчения в вузе
- оборудование школьного физического кабинета.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
I. Среди приведенных формулировок выделите определения понятия «методология».
II. Понятие, определяющее способ изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления связей, отношений и построения научных теорий, - это:
3. метод;
III. Из приведенного перечня выделите методы педагогического исследования:
2) ранжирование; 5) дискуссия; 6) анализ литературных источников;12) поиск;14) наблюдение; 16)
анкетирование; 18) интервьюирование; 19) урок; 22) моделирование; 24) беседа; 25) чтение учебника; 26) школьная лекция; 27) консультация;
IV. Из приведенного перечня методов выделите группы методов педагогического исследования:
А) эмпирического 11) наблюдение 12) педагогический эксперимент; 9) интервьюирование; 7) изучение школьной документации; ; 3) анкетирование; 6) изучение продуктов деятельности учащихся;
Б) теоретического. 4) дедукция 8) индукция; 10) математическое моделирование; 13) синтез. 2) анализ; 1) абстрагирование 5) опрос;
V. Из приведенного перечня методов выделите группу математических методов педагогического исследования.
4) ранжирование; 5) регистрирование; 7) шкалирование.
VI. Среди приведенных формулировок выделите определения понятия «эксперимент».
2. Исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.
VII. Продолжите формулировку, определяющую сущностное содержание педагогического эксперимента в ее верной вариативности.
Педагогический эксперимент предполагает …
VIII. Установите правильную последовательность основных этапов педагогического эксперимента:
Б) констатирующий;
В) формирующий.
А) уточняющий;
IX. Продолжите формулировку. Выбор избираемых методов педагогического исследования определяется …
2. определяемыми целью и задачами;
4. существующими научными методологическими подходами к проведению исследования.
X. Наиболее доступный и распространенный метод выявления фактов и изучения самой педагогической практики:
4. наблюдение.
XI. Метод педагогического исследования, позволяющий проверить эффективность избранной технологии или методики обучения (воспитания), – это:
4. педагогический эксперимент.
XII. Определите названия количественных методов педагогических исследований
1.Регистрация – это метод выявления наличия определенного качества у
каждого члена группы и общего подсчета количества тех, кого данное
качество имеется или отсутствует.
2. Ранжирование– это метод, предполагающий расположение собранных
данных в определенной последовательности и определение места в этом ряду
изучаемых объектов.
3. Шкалирование – это метод, предполагающий введение цифровых показателей
в оценку отдельных сторон педагогических явлений.
XIII. Установите соответствие между названиями групп и методами педагогических исследований:
1) методы теоретического исследования; - В) анализ, синтез, классификация, систематизация, обобщение эмпирического материала;
2) методы изучения педагогического опыта; - А) наблюдение, опрос, анкетирование, изучение педагогической документации, педагогический эксперимент;
3) организационные методы; - Б) лонгитюдные, сравнительные, комплексный подход;
4) математические методы - . Д) регистрация, ранжирование, шкалирование.
XIV. Установите соответствие между понятиями и их ключевыми характеристиками:
1) анализ; В) мыслительная операция, предполагающая расчленение предмета на составляющие компоненты с целью их детального исследования;
2) синтез; Г) мыслительная операция, предполагающая соединение составляющих компонентов объекта исследования с целью его исследования как единого целого;
3) дедукция; А) мыслительная операция, заключающаяся в движении от более общего к частному;
4) индукция. Б) мыслительная операция, заключающаяся в движении от частного к более общему;