Вот мы уже начали говорить о профессии, а что вы понимаете под этим словом «профессия»? В словаре русского языка С.И. Ожегова дано такое толкование: «Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности». Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки? Правильно, сначала надо учиться, приложив много стараний и труда. Какие профессии бывают? В современном мире более 40 тысяч профессий. Одни профессии исчезают, другие приходят им на смену, третьи существуют веками. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы должны вставить пропущенные слова, хорошо? На веревочке везет. Он готовится к полетам, Значит, вырастет… (пилотом). Красит краской все вокруг. На окне рисует дождик, Значит, вырастет… (художник). Петь умеет очень звонко. Подпевают Насте птицы, Значит, вырастет… (певица). Близнецы Денис и Федя. Воду варят вечерами, Значит, будут… (поварами). Повара с Валерой в ссоре, Он опять о вкусах спорит. Очень любит он дебаты, Значит, будет… (депутатом). Депутат с Мариной дружит, С той, что вечно в танце кружит, Ведь красавица Марина Стать мечтает… (балериной). Даша кормит с ложки кашей Куклу-капризулю Катю – Подрастает… (воспитатель). Вместе с мальчиком веселым. Ян жонглирует мячом, Значит, будет… (циркачом). Ян-циркач знаком с Иваном, Недоверчивым и странным. Он следит за дядей Дроном И мечтает стать… (шпионом). Коля любопытный слишком, Он наукой увлеченный, Значит, вырастет … (ученым.) Плавал дома на матрасе. Ловко обогнул диван Вася, храбрый … (капитан.) Заразили кашей манной. А потом лечили щами. Стать хотят они … (врачами.) Наряжаются в подушки. Галя, Машенька и Вера По призванью … (модельеры.) Потому что он хороший. Сочинил он им сонет, Значит, вырастет … (поэт.) Он весь год учил букашку Прыгать из стакана в ковшик. Степа – юный … (дрессировщик.) Целый день искали мину. Дима банку под забором Закопал, чтоб стать … (сапером.) Он всегда помочь всем рад. Кошек с дерева сниматель, Лева – будущий … (спасатель.) С доброй девочкой Тамарой. Лечит та зверей отваром, Хочет стать … (ветеринаром.) Мышки все ушли из дома. Их найдет, всех опросив, Тима, местный … (детектив.) Отыскал заколку Ани. Аня учит роль Алисы, Чтобы стать большой … (актрисой.) Для актрис – аплодисменты, И цветы, и комплименты. Крикнул Анечке: «Мотор!» Слава – кино… (режиссер.) Пол он с Данькой пылесосил. Окружающий мир дорог Даньке. Будет он … (эколог.) Сколотил сам табурет, А еще для птичек дом. Значит, станет … (столяром.) У Володи в воскресенье. Папа Вовке автомат Подарил, чтоб рос … (солдат.) Ордена раздал героям И обратно в бой послал Рома – храбрый … (генерал.) Генерал в отставку подал, Ведь его погоны продал Толя, маленький хитрец, Подрастает … (продавец.) Продал три сугроба снега. Крепостей Олег лепитель – Он потомственный … (строитель.) Молодцы, все ли из этих профессий вам знакомы? Можно ли разделить все эти профессии на определенные типы, группы? Все профессии, которые существуют можно условно разделить на 5 типов: «ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА» (самая распространенная группа) – сюда входят профессии, связанные с техникой, обработкой промышленных товаров, переработкой продуктов с/хозяйства и др. Например, водитель, пилот. «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК» - в этих видах деятельности люди взаимодействуют между собой. Например, учитель, продавец. «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА» - деятельность человека связана с живой природой. Например, эколог, садовод. «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» - труд людей связан с изобразительным искусством, музыкой, литературой и др. Например, певица, актёр. «ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА» - люди работают со знаками: буквами, цифрами, нотами, картами, схемами и т.п. Например, бухгалтер, дирижер. А какими качествами должен обладать человек определенного типа профессии? Давайте разделимся на группы и попробуем определить главные качества, необходимые людям этих профессий и запишем их. Оглашают списки по очереди. Человек-Техника Аккуратность Точность действий Дисциплинированность Техническая фантазия изобретательность Человек-человек Коммуникабельность Терпение Хор настроение Умение находить общий язык Человек-природа Любовь к природе Доброта Творчество Готовность к непредвиденным событиям Человек- художественный образ Трудолюбие Целеустремленность Воображение, фантазия Человек- знаковая система Сосредоточенность Усидчивость Внимательность Вы отлично справились. Мы с вами узнали какие типы профессий существуют и каким нужно быть, чтобы работать в той или иной профессии. Выбор профессии – очень важный шаг в жизни человека. И чтобы определиться точно кем стать была разработана «формула профессии». Вы можете увидеть её на слайде. Здесь представлены три условия: ХОЧУ + МОГУ + НАДО Давайте разберемся с каждым элементом этой формулы. Профессия должна быть нужна обществу (Надо), т.е. востребована на рынке труда; У человека должны быть способности и знания (Могу); Профессия должна приносить радость и доход (Хочу). Вы в начале нашего занятия отвечали кем вы хотите стать, эти профессии нужные, престижные, популярные. А существуют ли ненужные профессии? Давайте послушаем одну историю. Из подъезда вышел банкир Иван Иванович, вежливо поздоровался с соседкой – главным бухгалтером Натальей Николаевной, перекинулся парой словечек с художником Владимиром Петровичем, проходя к своей машине, толкнул дворника Михаила Федоровича, собиравшего опавшую листву, буркнув под нос: «Мешаются тут всякие» Заслуживает ли профессия ДВОРНИК неуважения со стороны «престижных» профессий? Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе, не существует как таковых ненужных профессий, т.к. они все приносят пользу обществу. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. У меня приготовлено стихотворение, в котором очень хорошо представлено, что было если бы кто-то перестал работать. Давайте его прочитаем вместе. Ученик 1. Подумайте, что было бы, Когда б сказал портной: – Шить платья мне не хочется, Устрою выходной! И все портные в городе, За ним ушли б домой. Ходили б люди голые, По улице зимой. Ученик 2. Подумайте, что было бы, Когда сказал бы врач: Рвать зубы мне не хочется, Не буду, хоть ты плачь! Больным врачебной помощи, Не стало б никакой. А ты б сидел и мучился, С подвязанной щекой. Ученик 3. Подумайте, что было бы, Когда б сказал шофер: – Возить людей не хочется! – И выключил мотор. Троллейбусы, автобусы, Засыпало снежком, Рабочие на фабрики Ходили бы пешком. Ученик 4. Сказал учитель в школе бы: – Мне в нынешнем году, Учить детей не хочется, Я в школу не приду! Тетради и учебники, Валялись бы в пыли, А вы бы не учеными. До старости росли. Ученик 5. Подумайте, какая бы, Случилась вдруг беда! Но только так не сделает Никто и никогда, И люди не откажутся, От нужного труда: Учитель обязательно, Придет наутро в класс, А пекари старательно Хлеб испекут для вас. Ученик 6. Любое дело выполнят, Что им ни поручи, Портные и сапожники, Шоферы и врачи. Мы все семьею дружною, В одной стране живем, И каждый честно трудится, На месте, на своем. (Л. Куклин) |