СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект: "Моя малая Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие направленно на расширение, обогащение, систематизацию представлений о растениях, птицах и животных Забайкальского края, охраны природы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект: "Моя малая Родина"»



Конспект

«Игра – моя малая родина »





















Цель: расширение, обогащение, систематизация представлений о растениях, птицах и животных Забайкальского края, охраны природы.

Запланированные задачи – образовательные, развивающие, воспитательные.

Задачи:

- закрепить знания детей о нашем крае, формировать понятие родины, как место, где человек родился;

- систематизировать знания детей о символике края, закрепить знания о гербе, гимне края;

- продолжать уточнять и обогащать знания детей о растительном и животном мире нашего края;

- упражнять в умении различать перелетных и зимующих птиц Забайкальского края;

- развивать память, внимание, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, речь;

- воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, любовь к природе Забайкалья.

Ход:

Звучит песня о Забайкалье.

Презентация «Путешествие по Забайкалью»

1 слайд:

Воспитатель обращается к детям: Ребята, обратите внимание на экран.

- Что перед вами? Ответы детей.

Верно! Перед вами карта нашего края, герб и флаг.

Как называется наш край? Всё правильно наш край называется Забайкальский, это наша малая Родина.

А что вы знаете о нашем крае? Ответы детей.

Чтобы ваши знание обогатились, и чтобы вы узнали еще что-то новое я, прямо сейчас предлагаю отправиться в путешествие по нашему краю, по нашей малой Родине.

Стихотворение о Забайкалье:

Забайкалье, так и знай

На планете лучший край

Слайд 2

Есть здесь горы и распадки.

Слайд 3

Есть тайга и степи есть

Слайд4

Забайкалье, Забайкалье

Нам красот твоих не счесть.

Сначала мы отправляемся с вами на север нашего края и что же мы видим?

Дети: Заснеженные горы, край вечной мерзлоты, даже тогда когда снега сойдут , земля останется промёрзшей (обращаем внимание на природу данной зоны).

Педагог: А как вы думаете, в такой холодной земле растут какие - нибудь растения? ( мхи, лишайники, карликовая берёза…)

Педагог: Верно ребята и всё это, и мхи и лишайники - корм для животных, которые обитают в этой местности. А вот какие животные, мы сейчас увидим.

Внимание на экран.

Слайд 5

Дети перечисляют животных живущих на севере ( Олень, песец, белая сова…)

Педагог: да холодновато в этих краях, отправляемся дальше.

Слайд 6

Куда мы с вами попали?

Дети: В лес.

Педагог: да правильно это лес, наш край славится своими лесами, а также богатой тайгой, которая занимает большую часть нашего края.

Педагог: Ребята, а вы знаете, какие деревья растут в нашей тайге?

Ответы детей: кедр, сосна, ель..

Да! В тайге можно увидеть сосново-лиственничные и сосновые леса, мшистые лиственничные леса с березовым подлеском. Также здесь можно встретить ерники и ольховник.

А вы знаете, что такое ерник? Ерник — малорослый кустовой лес, заросли низкорослых или стелющихся кустарников.

Слайд 7

Педагог: Да! Кроме деревьев, в тайге растёт много кустарников.

Кто из вас знает, какой кустарник является символом нашего края?

Дети: Багульник.

Педагог: Правильно ребята, это багульник. Посмотрите, когда он цветёт это так красиво!

Слайд 8

Педагог: Тайга славится не только своей красотой, но и богатством.

Что это за богатства такие, может вы, ребята знаете?

Дети: Грибами, кедровыми орехами, ягодами.

Педагог: А какими ягодами? ( брусника, голубика, земляника).

Слайд 9

Педагог: А сколько зверья! Вы, знаете какие звери живут в тайге?

Слайд 10

Я вас проверю с помощью загадок:

Хозяин леса неуклюжий
Наступает всем на уши. (Медведь)

Тяжелы рога по весу, 
Ходит важно он по лесу:
Он  хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый …
(Лось)

Педагог: Ребята, а вы знаете, чем отличается лось от оленя?

Дети: Олени живут небольшими группами. Лоси очень редко сбиваются в стадо, только при очень неблагоприятных условиях. У всех оленей, кроме лосей, рога развиваются вертикально по отношению к телу. Лосиные рога развернуты в горизонтальной плоскости и имеют на концах плоские лопатообразные разветвления.

Педагог: Да правильно , вы много знаете.

У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней?
(Лиса)

И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина.
(белка)

Живут стаями в логове,
На всех зверей страх напускает.
Зубами щелкает!
Серый... (Волк).

На свинью похож он очень,

Но в щетине в шерсти точно,

Два клыка торчат из пасти,

Да к тому же он всеядный!

( кабан)

Дети: Разгадывают загадки.

Воспитатель: А каких ещё животных вы можете мне назвать? Ответы детей.

А теперь, я предлагаю отгадать « Чьи это следы?»

Педагог: На круге ТРИЗ разложены следы, животных и птиц. Дети должны определить кому принадлежат следы.

Работа детей.

Молодцы ребята! Все следы разложили правильно.

Слайд 11

Педагог: А далее наш путь лежит по степным просторам нашего края

Стихотворение о степи:

Степь... Раздолье и ширь.
Миражи и простор.
Седовласый ковыль
И тюльпанов ковёр.

Среди этого разнотравья, смотрите какие чудесные цветы, вы узнали какой это цветок?

Слайд 12

Степная зона характеризуется наличием многих животных.

Педагог: Какие животные водятся в степи?

Дети: Здесь водятся: суслик, хомячки, полевки, тушканчики-прыгуны и забайкальский солонгой, встречаются куланы, сайгак, а также степная кошка манул, волки, лисицы, корсаки …

Педагог: Всё правильно ребята, и мы сейчас их с вами увидим.

Внимание на экран.

Ребята мы с вами побывали на севере нашего края, в тайге, в степи и каждый уголок красив по своему, но к сожалению сейчас мы невидим наш край цветущим, почему?

Дети: Потому что сейчас зима, всё покрыто снежным покрывалом.

Педагог: А сейчас подойдите ко мне, перед вами макет нашего края, вот здесь вы видите все природные зоны, по которым мы с вами путешествовали.

Зелёный цвет - это тайга и леса, они занимают большую часть нашего Забайкальского края, желтый цвет - степи, коричневым цветом обозначены горы, всё верно.

А вот с животными, что то непонятно?

Посмотрите, здесь верблюд, бегемот, разве они здесь обитают?

Давайте разбираться, кто из них где живёт? Расселите их пожалуйста, по местам обитания.

Дети: Расставляют животных по их местам обитания.

Педагог: Ребята, почему вы именно так расселили животных по зонам?

Дети: Потому что каждый животный приспособлен к своему месту обитания, песец и олень живут только на севере, а лось в тайге, бурый медведь не может жить в степи.

Педагог: Молодцы ребята!

Обратите внимание на наше зимнее дерево. Все ли птицы, сидящие на дереве, зимуют в наших краях?

Дети отбирают тех птиц, которые зимуют в нашем крае.

Педагог: Ребята, а вы не забываете помогать нашим пернатым друзьям? А как вы помогаете?

Дети: Мастерим кормушки, подкармливаем птиц.

Педагог: Правильно надо помогать нашим братьям меньшим.

Ребёнок: Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Дети: Вешают кормушку на дерево, насыпают зерна.

Педагог: Скажите, все ли птицы питаются зерном? Ответы детей.

- Всё верно, птицы бывают зерноядные, хищники, всеядные. Они питаются ягодами, мелкими плодами, почками, молодыми побегами и насекомыми…

Динамическая пауза: « А на улице мороз» (проводят дети)

Педагог: Да зима холодная, февраль ветряный, вот ребята, сколько ветер веток сломал, а я их собрала. Помогите мне, определить от какого дерева веточки.

Игра: « Найди веточку»

Дети: Определяют по строению, по запаху, по памяти. Раскладывают веточки по картинкам – деревьям.

Вход девочки

Девочка: Ой, кажется, я заблудилась.

Педагог: Кто ты и откуда милое дитя, как ты сюда попала?

Девочка: Настенька – я, иду за подснежниками, мачеха меня послала. Без них, мне возвращаться нельзя.

Педагог: Ребята, из какой сказки к нам попала Настенька?

Дети: «Двенадцать месяцев».

Педагог: Но, ты, же знаешь, что сейчас это невозможно.

Девочка: Почему невозможно?

Дети: Потому что зима, холодно природа спит и надо дождаться весны,

Педагог: Зимой подснежники только в сказке бывают,

и то только с помощью волшебного колечка.

Девочка: Я шла, и колечко нашла, может быть оно тоже волшебное?

Педагог: Может и волшебное, давайте попробуем, чего на свете не бывает! Сейчас мы покатим колечко и скажем волшебные слова « Ты катись, катись колечко, на весеннее крылечко».

Музыка.

Педагог: Ребята, смотрите чудеса!!!

Какая красивая поляна, подснежники, багульник цветёт.

Ну что бери Настенька цветы, а то волшебство закончится.

Девочка: Спасибо ребята, а мне пора идти

Педагог: Давайте проводим Настеньку.

Ой, ребята, а волшебство исчезло, как жаль, но ничего пройдёт немного времени и придёт настоящая весна, и багульник зацветёт и подснежники.

А пока весны нет, создадим весеннюю полянку своими руками.

Пальчиковая гимнастика «Подснежники»

Подснежников цветки (Переплести пальцы.)

Распускают лепестки. (Плавно разжать пальцы.)

Ветерок чуть дышит, (Легко плавно подуть.)

Лепестки колышет. (Пошевелить пальцами.)

К цветку носик приближаем, (Податься вперёд.)

Аромат цветов вдыхаем. (Втянуть носом воздух.)

Лепка разными способами по выбору детей ( гравюра, мозаика, раскатывание)

Слайд13 – музыка

Выполнение работы детьми.

Воспитатель: Справились ребята молодцы, и я вас снова приглашаю подойти ко мне. Вот и закончилось наше путешествие, а путешествовали мы по….

Дети: по родному Забайкалью.

Рефлексия: Ребята вам понравилось наше путешествие?

Где мы с вами побывали?

Какие задания выполняли?

Кому вы помогли?

Что было для вас трудно?

Внимание на экран.

Музыка – слайды

Звучит Гимн Забайкальского края.

Здесь нельзя в природу не влюбиться

Нет прекрасней и суровей края

Раз увидишь – долго будет сниться

Забайкалья красота земная.

Педагог: Хочу вас ребята угостить чудесным ягодным напитком.

Все вместе: Мы будем любить и беречь свой край!