-Как вы думаете, что такое флейта? Предположите. -Ребята, к какой группе музыкальных инструментов относится флейта? Почему? -Да, ребята, флейта – это древний духовой музыкальный инструмент. Его название происходит от латинского «флатус» – дуновение. -Давайте откроем тетради, запишем число и тему урока. Кто скажет, какая у нас тема урока? Записываем, музыкальные инструменты: флейта. Давайте запишем определение нового слова. Перепишите со слайда в тетрадь. -Посмотрите, как выглядит флейта. -О происхождении флейты сложены легенды! Вот одна из них: Древнегреческий Бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан, посмотрите, как он выглядел. Полюбил прекрасную нимфу Сиринкс (посмотрите на слайд). -Ребята, а вы знаете, кто такая нимфа? -Нимфы – это божества природы. -Она боялась некрасивого Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила Бога реки спасти её, и тот превратил Сиринкс в тростник. -Как вы думаете, что сделал Пан, когда узнал, что нимфа превратилась в тростник? -Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана. Этот деревянный духовой инструмент получил распространение у многих народов мира. -Ребята, посмотрите еще раз как выглядит флейта. Из чего она состоит? Предположите. -Давайте рассмотрим вместе, части флейты. (учитель показывает части и называет их). Это отверстие для губ, это пластинка для губ. Вот это опора и передвижное колено. Это клавиши и клавиши для мизинца. -Кто запомнил из чего состоит флейта? Кто хочет выйти к доске показать и рассказать? -Предположите, из чего могут делать флейты? -Их изготавливают из болотного камыша, тростника, бамбука, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину. -Ребята, а сейчас мы немножко отдохнём. Встаем на физкультминутку. Физминутка. ВСЕ НА ФЛЕЙТЕ МЫ ИГРАЕМ (руками изображаем игру на флейте), И НА КНОПКИ НАЖИМАЕМ (топаем ногами). ГАММА ВВЕРХ (поднимаем руки вверх, тянемся на носочках), ГАММА ВНИЗ (опускаем руки вниз, приседая), А СЕЙЧАС ВСЕМ ПОКЛОНИСЬ. (встаём и делаем поклоны в стороны) -Присаживайтесь, мы с вами размялись и готовы идти дальше. -Как вы думаете, какие размеры у музыкального инструменты с которым мы сегодня познакомились? -Размер флейты в среднем 55 см. Давайте покажем ручками сколько это. -Давайте, послушаем как звучит флейта. Подумайте. Какие чувства у вас вызывает эта мелодия? (слушание произведения). -Какие чувства у вас вызывает эта мелодия? -Спокойствия, умиротворения и т.д. -В каком темпе звучит мелодия? Спокойном, размеренном. -В какой динамике? -Что вы представили слушая эту мелодию? Как поют птички, светит солнце. -Молодцы, вы отметили на все вопросы. -Откройте учебник на странице 98. Что вы видите? Картину. Кто автор этой картины? Лейстер. -Как называется картина? Мальчик-флейтист. -А вы знаете, кто такой флейтист? Тот, кто играет на флейте. -Вы уже знакомы с художником, который написал эту картину? - Юдит Янсдер Лейстер- родилась в Нидерландах. Давайте посмотрим на карту и найдем на ней эту страну. Голландская художница Золотого века. -Вы знаете, что такое золотой век? Золотой век – это век, в котором процветала культура. Юдит рисовала картины используя смешанные жанры. Картина мальчик-флейтист была написана более 155 лет назад. -Предлагаю более подробно рассмотреть картину. -Что вы на ней видите? Мальчика. -Что у него в руках? Флейта. -Совершенно верно. В руках мальчика флейта. -Какую музыку можно услышать смотря на эту картину? легкую, воздушную, мечтающую. -Почему? Потому что мальчик смотрит на свет, легко играет на инструменте, как будто мечтает о чем-то, а в воздухе летает звук. -Какая главная идея картины? Что автор хотел сказать нам этой картиной? -Автор хотел сказать нам, что играющий на флейте мальчик олицетворение музыки-жизни. -Посмотрите на вторую картину на странице 99. -Кто ее написал? Неизвестный автор -А как называется картина? «Музыкантши». -Что мы видим на картине? Как девушки играют на музыкальном инструменте. -На каком музыкальном инструменте они играют? На флейте, верно. -Предположите, когда была написана эта картина? -Этак картина была написана в 16 веке. Как в данной картине звучит музыка? Очень нежно, тепло. Как сама девушка, которая играет на флейте. -Давайте сядем ровно, красиво. Выпрямим спинки. И послушаем музыку флейты. Определите какой характер у музыки. -Какой характер у музыки? -Какой темп? Динамика? -Как играют на флейте. Встаньте, давайте вместе изобразим игру. -Какое настроение передает звучание флейты? веселое, задорное, шутливое. -Как бы вы назвали это произведение? Почему? -Произведение, которые мы послушали называется «Шутка». Автором является Иоганн Себастьян Бах. Давайте запишем в тетрадь со слайда произведение и его автора. -Что вы знаете уже про Баха? - Иоганн Себастьян Бах - немецкий композитор 18 века, который жил более трёхсот лет назад. Мальчик родился в семье музыкантов и с детства обучался музыке. Обладал очень хорошим слухом. Закончил вокальную школу. Творчество Баха включает в себя более 1000 произведений различных жанров. -Ребята, звучание флейты в произведении Баха «Шутка» совпадает с звучанием флейты в картинах, которые мы рассмотрели? -Почему? -Какой вывод мы можем сделать? Музыкальный инструмент может звучать не только в музыке, но и в живописи. -Правильно, продолжаем нашу работу. |