Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: Рисование осенних деревьев.
Возрастная группа: старшая группа .
Приоритетная образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»
Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Цель:Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны, цвета (береза, дуб, ива, осина).
Задачи:
Развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.
Планируемые результаты: создание детьми образов осенних деревьев.
Предварительная работа: Экскурсия в парк, рассматривание деревьев. Сбор листьев и плодов, составление коллекции природного материала. Знакомство с репродукциями И. Шишкина, И. Левитана, Ф. Васильева.
Материал и оборудование: Листы бумаги белого, голубого, серого цветов; гуашевые краски, кисточки, баночки с водой, бумажные салфетки. Мольберт, незавершенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования (береза, дуб, ива, осина). Аудиозапись П.И. Чайковского из цикла «Времена года» («Осень»), презентация (видеоряд) к занятию (см. приложение).
Ход НОД
Подготовительная часть.
Воспитатель (показывает слайды презентации):
Ребята, посмотрите на доску. Здесь очень разные картины. Как они называются одним словом?
Дети: портреты, натюрморты.
Воспитатель:
Сегодня мы познакомимся еще с одним видом изобразительного искусства.
Посмотрите. Вы видите картины знаменитых художников, которые очень любили рисовать природу. Давайте полюбуемся их творчеством. Теперь эти картины висят в музеях, и каждый человек может прийти и посмотреть. Такие картины называются пейзажами Но даже настоящие художники не сразу научились писать картины. Они долго и много учились рисовать (такие пробные рисунки называются этюды).
Вот и мы с вами сегодня будем готовить этюды- рисовать отдельные деревья, чтобы лучше узнать, как они выглядят.
Основная часть.
Воспитатель:
Я буду читать стихотворение И. Токмаковой о деревьях, а вы рассматривайте их внимательно (воспитатель читает, а по ходу чтения появляются фото деревьев на экране).
Воспитатель: (про каждое дерево)
-Какое это дерево?
Дети: Ива (осинка и т.д.).
Воспитатель: Верно, послушайте и скажите, почему поэт считает, что ива плачет?
Ива.
Возле речки, у обрыва
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Дети: Ветки спускаются, ива наклонилась, плачет.
Воспитатель: Послушайте еще стихотворение, почему осинка дрожит.
Осинка.
Зябнет осинка.
Дрожит на ветру.
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дети: Листочки дрожат, стройная, тонкая.
Воспитатель: А похоже ли это дерево на осинку и иву? Почему?
Дети: Нет, оно крепкое, могучее, как богатырь.
Воспитатель: Послушайте стихотворение о дубе.
Дуб.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней ночи
Дуб стоит зеленый,
Значит,-дуб выносливый,
Значит, закаленный.
Воспитатель: Посмотрите, какой толстый, крепкий ствол, раскидистые сучья и ветки.
Воспитатель: Ребята, а какое дерево считают символом нашей страны, России?
Дети: Березу.
Воспитатель: Посмотрите на фото и послушайте.
Береза.
Береза, березонька,
Береза моя белая,
береза кудрявая.
Воспитатель(физминутка)
А теперь подул ветер и закачал ветки деревьев. Давайте покажем, как:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише,
Деревце все выше, выше.
Воспитатель:
Вернемся к нашим рисункам. Ребята, посмотрите на рисунки деревьев и скажите, чем они похожи?
Дети: строением: ствол, ветки, листья разные.
Воспитатель: А чем отличаются?
Дети: по форме, толщине ствола, размещении веток, форме кроны, окраске.
Воспитатель:( с показом)
Сегодня мы будем учиться рисовать деревья правильно.
Ствол мы будем рисовать всем ворсом кисти, а ветки кончиком. Ветки березы нарисуем тоненькими, изогнутыми, а ветки ивы , свисающими вниз.
Физкультурная минутка.
На поляне дуб зелёный,
Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы пройдём немного.
Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
Воспитатель: Сейчас рассмотрим последовательность рисования дерева
1 этап: Рисовать мы начнем со ствола. Дерево не имеет абсолютно ровный ствол, по этому рисуем немного изогнутым.
2 этап: На втором этапе рисуем веточки. Если рядом со стволом достаточно толстая и растет в верх, то затем она становится тоньше.
3 этап: На этом этапе прорисовываем тонкие веточки.
4 этап: Берем разные оттенки зеленого, оранжевого, желтого и красного, таким образом рисунок будет выглядеть более реалистично и рисуем листочки.
Наше дерево будет готово.
Самостоятельная работа: дети под музыку. Педагог оказывает индивидуальную помощь.
Рисунки – образцы убираются, дети рисуют по памяти и представлению, по два разных дерева.
Рефлексия.
По окончанию работы готовые рисунки воспитатель развешивает на доске.
Воспитатель:
Посмотрите, ребята. Вот мы свами оказались в осеннем парке. И наши рисунки деревьев (их много) создали парк. Вспомните, как называют картину с изображением природы? (пейзаж).
Расскажите, какой из рисунков вам понравился больше и почему?
Приложение 1
И. Шишкина, «Берёзовая роща»1896……………И. Левитана, «Дуб»1880г
Ф. Васильев
Приложение 2
Разновидности деревьев
Ива Осина
Дуб Береза
7