Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Тело человека» (младшая группа)
Цель:
- формирование представления детей о строении тела человека.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- формировать представление о себе, как о человеке (у меня есть тело, из каких частей состоит мое тело).
-учить детей различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
Развивающие задачи:
- развивать умение соотносить свои движения со словами;
Воспитательные задачи:
- воспитывать культурно-гигиенические навыки;
- вызывать интерес к дальнейшему познанию себя.
Обогащение словаря:
- туловище, части тела.
Активизация словаря:
- человек, голова, ноги, руки, ходить, бегать, брать, держать, шить, вязать, бросать, наклоняться и т. д.
Предварительная работа:
Рассматривание плаката «Моё тело». Показ и называние частей тела и лица на себе и на кукле в повседневном общении во время игр и режимных моментов. Обсуждение с детьми для чего нужны те или иные части тела.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Кукла Лена,картинка с изображением тела человека;
Раздаточный материал: пазлы «Собери человека», апельсин, зубная щетка, расческа, вата.
Методы и приемы:
Наглядные:
- Сюрпризный момент – кукла «Лена»;
-Рассматриваниеиллюстрации основные части тела человека ;
Словесные:
- Беседа о частях тела, органах чувств и их роли.
Игровые:
- Игра-приветствие «Собрались все дети в круг»;
- Словесная игра «1,2,3.4,5 тело будем изучать»;
- Малоподвижная игра «Зеркало»;
-Эксперимент с расческой, зубной щеткой и ватой;
- Эксперимент с апельсином;
- Игра-пазл «Собери человечка».
Ход НОД:
1.Организационный момент. Приветствие.
Воспитатель: «Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты- мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!»
(взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель: ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла. Зовут её Лена. Давайте к ней подойдём, поздороваемся. Лена рассказала мне, что у неё такие же части тела как и у человека, но она не знает, для чего они ей нужны. Для начала давайте вспомним, какие у нас есть части тела.
(Воспитатель вместе с детьми читает рифмовку и показывает на себе перечисленные в ней части тела).
Раз, два, три, четыре, пять –
Тело будем изучать. (Шагать на месте.)
Вот спина, а вот животик (Показать обеими рукамисвою спину, затем живот.)
Ножки, (Потопать ногами.)
Ручки, (Протянуть вперёд рукии вращать кистями.)
Глазки, (Указательными пальцамиобеих рук показать на глаза.)
Ротик, (Указательным пальцемправой руки показать на рот.)
Носик, (Указательным пальцемправой руки показать на нос.)
Ушки, (Указательными пальцамиобеих рук показать на уши.)
Голова… (Положить руки на голову.)
Показать успел едва. (Покачать головой изстороны в сторону.)
Шея крутит головой - (Обхватить шею ладонями.)
Ох, устала! Ой – ой – ой-ой!
Воспитатель: - Хотя я долго перечисляла, но всё равно назвала не все части тела.
Покажите ещё:
Лоб (Пальцами обеих рук погладитьлоб от середины к вискам.)
И брови. (Указательными пальцамипровести по бровям от середины к
вискам.)
Вот реснички (Указательными пальцамипоказать ресницы)
Запорхали словно птички. (Поморгать глазами.)
Розовые щёчки, (Ладонями погладить щёкиот носа к вискам и закончить
Подбородок кочкой.( Движение на подбородке.)
Волосы густые, как травы луговые.(Пальцами обеих рук, как гребнем расчесать волосы.)
А теперь взгляну пониже,
Назову я, что увижу:
Плечи, (Дотронуться кистью правой рукидо правого плеча, а левой- до левого)
Локти (Не убирая руки с плеч, выставитьвперёд локти.)
И колени (Слегка нагнуться и похлопать поколеням.)
У меня, Софии, Миры… (Выпрямиться и развести руки встороны, жестом показывая надетей.
Воспитатель: - Сядьте на стульчики. А теперь давайте расскажем кукле Лене, какие части тела для чего нужны человеку
После игры воспитатель предлагает ещё раз повторить по иллюстрации основные части тела человека (туловище, голова, ноги) и части лица (глаза, рот, нос и др.).
Малоподвижная игра «Зеркало»
Воспитатель фронтально играет с детьми, показывает на свои части тела. А дети как в зеркале повторяют за ним и называют, что воспитатель показала. Например, показывает на глаза, дети повторяют и проговаривают «глаза».
Воспитатель: Ребята, а для чего нужны глаза?
Дети: Чтобы смотреть.
Воспитатель: Как нужно беречь глаза?
Дети: Нельзя тереть глаза грязными руками. Нужно оберегать глаза от ударов и острых предметов. Для глаз полезно умываться чистой водой. Не смотреть телевизор близко.
Воспитатель: А для чего уши?
Дети: Чтобы слушать и слышать.
Воспитатель: Как беречь уши?
Дети: Уши нужно чистить, мыть. Чистить осторожно, чтобы не повредить. Когда холодно, нужно носить шапку.
Воспитатель: Для чего нужны руки?
Дети: Чтобы держать, носить, делать разную работу, играть, рисовать…
Воспитатель: А для чего ноги?
Дети: Чтобы ходить, бегать, прыгать, топать…
Воспитатель: Для чего нужен нос?
Дети: Чтобы дышать, нюхать.
Воспитатель: А для чего рот?
Дети: Чтобы кушать, говорить.
Воспитатель: - Для чего нужны язык и зубы?
- Какая волшебная палочка нужна для ухода за зубами? (зубная щётка) А ещё, что нужно? (зубная паста). Ребята, А вы хотите узнать как нужно правильно чистить зубы? Провести эксперимент с расчёской и ватой, который показывает, какие движения нужно делать щёткой, чтобы вымести из зубов остатки пищи. (Между зубьями расчёски вдета вата. Если чистить движениями взад – вперёд, то вата из расчёски не вынимается. Если движения щётки сверху – вниз, то вата из зубьев полностью удаляется)
Игра «Найди и покажи».
Воспитатель: предлагаю вам поиграть, я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать и показывать.
- Раз, два! Где голова?(показывают).
А теперь, где ушки? Шейка есть у вас? А ручки? (показывают).
А на ручках локотки? Маленькие пальчики? (показывают).
Где же ножки? А коленки? И т.д. (показывают).
Молодцы, ребята, вы очень сообразительные.
Игра «Угадай, чей звук?»
Воспитатель: у всех людей есть голова. На голове есть волосы, уши, лицо. Для чего человеку уши? (Слушать звуки, слышать и понимать слова). Сейчас проверим, как ваши ушки умеют слушать. Давайте подойдём к столику, что вы видете? (музыкальный инструменты). Соня, как называется этот инструмент? (Ответ: колокольчик). Покажи, как он звучит? Данил, как называется этот инструмент? (Ответ: бубен). Покажи, как на нём играть? Василиса, как называется этот музыкальный инструмент? (Ответ: барабан). Покажи, как он звучит?
Теперь предлагаю вам внимательно послушать звуки, и догадаться, какой инструмент его издаёт? (воспитатель за ширмой берёт по очереди инструмент, играет им, а дети должны назвать его).
Ребята, ваши ушки очень хорошо слышат!
Пальчиковая игра «1, 2, 3,4, 5 будем пальчики считать!»
Воспитатель: для чего человеку нужны руки? (ответы детей). Правильно, с помощью рук человек делает все дела: держит ложку, карандаш, игрушку, носит разные предметы, а также с помощью рук человек одевается и раздевается, причёсывается. На руках у нас есть пальцы. А что они умеют делать?
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать-
Крепкие и дружные,
Всем такие нужные!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки.
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола,
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот,
пальчики дружные,
всем такие нужные!
Воспитатель: а ещё, ребята, ручки бывают добрыми и злыми. Как вы думаете, когда они добрые? (ответы детей). Правильно, когда кого-то гладят, обнимают. А если ручки кого-то обижают, то они какие? (ответы детей). А давайте с вами поиграем. Когда я буду говорить «ручки добрые», вы будете гладить одной рукой другую руку (педагог показывает, дети повторяют). А когда буду говорить «ручки злые», нужно собрать пальцы в кулачки и постучать одним кулачком о другой. (Педагог попеременно говорит «ручки добрые», «ручки злые»).
Упражнение с мячом в кругу.
Воспитатель: кула Лена пришла к нам сегодня не спустыми руками. Она приготовила нам сюрприз. ( Под яркой тканью что-то лежит, а дети должны догадаться, что там по форме этого предмета). Правильно, это мячик.
Педагог задаёт ребёнку вопрос и бросает мяч ему. Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно.
- Что есть у тебя на голове? (Волосы, уши, лицо).
- Что есть у тебя на руках? (Пальцы, локти).
- Что есть у тебя на ногах? (Пальцы, коленки).
- Что есть у тебя на туловище? (Живот, спина).
У кулы тоже есть такие же части тела как и у нас. Но только у неё всё очень маленькое. Например, у нас голова, а у куклы – головка. У нас нос, а неё - ...(носик). У нас ноги, а у неё - …(ножки). У нас руки, а у неё – …(ручки) и т.д.
Рефлексия
Воспитатель: молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями. Нашей гостье очень понравилось с вами играть. Но, к сожалению, кукле Лене пора идти к другим детям. Ведь ей надо рассказать им о том, какие части тела есть и у куклы и у человека.
Давайте, мы её проводим и покажем, чему мы сегодня научились. (Проводится игра «Это Я!»).
Это… руки – хлоп, хлоп! (показывают руки, хлопают в ладоши).
Это … ноги – топ, топ! (показывают ноги, затем топают).
Там… спина, а тут… живот! (показывают на живот, потом спину).
Наверху…голова, это…шея у меня! (показывают руками на голоу, потом на шею).
Полюбуйтесь – это я! (раскидывают руки в стороны).