СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Звук и буква С»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать знания о звуке и букве С.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Звук и буква С»»



Конспект НОД

в старшей логопедической группе
по теме «Звук и буква С»


Цель: формировать знания о звуке и букве С.
Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуком и буквой С;

  • научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематические процессы;

  • упражнять в соотнесении слов со схемами;

  • учить образовывать относительные прилагательные;

  • продолжать учить составлять предложения по заданному слову;

  • развивать связную речь.

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: игрушка Сова,  зеркала, предметные картинки, в названиях которых присутствует звук С, шкатулка, мяч, игра «Один-много», карандаши, тетради.
Речевой материал: мнемодорожки чистоговорок со звуком С, загадки

Ход занятия:

Организационный момент
Логопед: Ребята я очень рада видеть вас.
Поздоровайтесь с друзьями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
Утра доброго желай

(Стук в дверь).

Л.: Дети, к нам в гости прилетела Мудрая Сова.

Актуализация имеющихся знаний

Сова: Мне рассказали, что вы узнали много звуков. Я хочу в этом убедиться.
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Почему звуки называются гласными? (они поются, мы их поем голосом)
- Какие гласные звуки вы знаете? (поем и наматываем клубочек: а, о, у)
- А остальные звуки какие? (согласные)
- Какие бывают согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)

Сообщение темы занятия

С.: Молодцы, все помните. А я хочу познакомить вас с новым звуком. С каким? - догадайтесь сами.

- Слушайте внимательно:

У Сони самовар. Соня открывает краник самовара и смотрит, как оттуда льется вода. Льется водичка в стакан, и Соня слышит: с-с-…

- Какой звук слышит Соня, когда льется вода из самовара? 
- Какой     первый     звук     в     слове     СССОНЯ?      — СССАМОВАР?      СССТАКАН?

С.: Сегодня мы познакомимся со звуком С.
Звук С живет в насосе. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: с-с-с.
Представьте себе, что вы превратились в насосы, и вам надо накачать мячики.

Упражнение на дыхание «Насос»
Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).

 Характеристика звука С по артикуляционным и акустическим признакам
Сова предлагает, смотря в зеркало, длительно произнести звук с и обратить внимание на положение губ. 
Губы улыбаются, видны зубы.
- А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы).
- Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с-с-с.
(если кто-либо скажет, что струйка воздуха теплая – сравнить Х и С). 
- Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта,  когда мы произносим звук С. Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду - это согласный звук).
- Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой).
- Сердито произносим звук (это твердый звук).
Какой фишкой будем обозначать звук С?



Игра «Поймай звук»

С.: Хлопните, когда услышите звук С.

Детям демонстрируются картинки и произносятся слова:
Сумка, санки, вата, слон, лук, стекло, поезд, автобус…



Игра «Эхо»
Детям предлагается воспринять на слух и повторить за логопедом серию слогов:
са-са-са, су-су-су, са-со-су, су-со-са-сы.

С.: Мои совята тоже приготовили для вас игру.

«Где спрятался звук?» (Определение позиции звука С в словах).

(На карточках в форме совят наклеены картинки со звуком С)

Игра с мячом: «Добавь звук (слог
Добавим С в начале слова и получим новые слова: 
Мех - (смех)
мел - (смел)
тройка - (стройка),
наряд  - (снаряд)
клад – (склад)
мешок - (смешок)

Добавим С в конце слова и получим новые слова: 
Ри (с)
Вку (с)
Но (с)

(Работа над многозначностью слова: нос у человека, у корабля, у чайника- носик)

«Добавь слово СОК»
Пе (сок)                    ле ( )                            голо ( )
Ку( )                          воло ( )                    бро ( )
Но( )                          коло ( )

С.: Дети, когда я собиралась к вам в гости, мои лесные друзья приготовили для вас шкатулку с сюрпризом. Давайте посмотрим, что в ней?

Загадки:
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса, 
А зовут ее – (лиса)

Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.
Кому нравятся щи –
Меня в них поищи (капуста)

Гладишь - ласкается,
Дразнишь – кусается (пес)

Красная мышка 
С белым хвостом 
В норке сидит 
Под зеленым кустом.(редис)

Днем спит, 
Ночью летает.( СОВА)

Кос-кос-кос,
В саду вырос (абрикос)

Ок-ок
Мы любим вкусный (Сок)

С.: Какой звук мы слышим во всех отгадках?


«Какой бывает сок?» (Работа над словообразованием)
Сок из абрикосов – абрикосовый
Из ананаса – ананасовый
Из смородины – смородиновый и т.д.

 Составление предложений с заданным словом. Составление схемы предложения.
Составьте предложение со словом сок.
Соня пьет сок.
Сколько слов в вашем предложении?
Какое первое слово? Обозначим его полоской. Выложите схему всего предложения. В конце ставим точку.


Задание: Распространить предложения.
Соня пьет ананасовый сок.
Соня пьет свежий ананасовый сок.
Соня пьет вкусный свежий ананасовый сок.
Соня пьет вкусный свежий ананасовый сок с печеньем.

Заучивание чистоговорки:
(С использование мнемотаблицы)

Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — не боюсь осу.
Сы-сы-сы — нет осы.

Знакомство с буквой С. Л.: Звук С на письме обозначается буквой С. Рассмотрите букву С. На что она похожа?

- Сделайте из большого и указательного пальцев левой руки букву С.
- Нарисуйте букву С в воздухе.

- Напечатайте букву С в тетради.

Подведение итогов
Какой звук мы сегодня изучали?
Какой это звук? (согл., тверд, глухой)
С какой буквой познакомились?

Сова: Молодцы, ребята, вы меня очень порадовали своими знаниями. Я приготовила для вас подарок – игру «Один - много». До скорой встречи!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!