СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект обучения грамоте в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте (чтение/письмо) в 1 классе по образовательной системе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект обучения грамоте в 1 классе»

«Согласовано» «Утверждено»

Руководитель практики Руководитель практики Методист практики

от базового учреждения ____________________

_________________________ подпись

подпись

_________________________ _____________________

дата дата









Конспект

пробного урока по обучению грамоте,

который будет проведён 27 сентября 2018 года

в 1Б классе МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»
у учителя Соколовой Маргариты Александровны

студентом 4 курса группы «НК»

ГБПОУ Республики Марий Эл «ОМК им. И.К.Глушкова»

Детиновой Еленой Денисовной










Отметка:________________

Методист:_______________















Оршанка
2018

Паспорт урока

1. Класс:

2. Место проведения: МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»

3. Продолжительность: 2 урока по 35 мин

4. Предмет: обучение грамоте

5. Тема: «Ученье - путь к уменью. Звук [у]. Буква У у.»

6. Тип урока: открытие нового знания

7. Цель: знакомство учащихся со звуком [у], буквами У у, их обозначение на письме буквой У, формирование умения писать строчную и заглавную букву у

8. Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с ролью буквы У в слиянии, со схемой характеристики гласных звуков;

  • учить  выделять из слов на слух гласный звук [у];

  • учить узнавать графический образ буквы У у;

  • развивать орфографическую зоркость, фонетический слух;

  • Закрепить знания о правилах посадки и пользования письменными принадлежностями

  • Закреплять умение ориентироваться в прописи, в рабочей строке

  • Закрепить знания учащихся о названиях элементов письменной буквы У у

  • Развивать умение писать букву У у с другими буквами используя верхнее и нижнее соединение.

Развивающие:

Направленные на развитие

Регулятивных УУД:

  • развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • анализировать проделанную работу (составлять алгоритм);

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательных УУД:

  • Развивать речь, внимание, зрительное восприятие, процессы анализа и синтеза, наблюдательность, мышечную структуру мелких суставов руки

  • развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, стихотворений;

  • формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативных УУД:

  • развивать умение слушать и понимать других;

  • развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;

Воспитательные:

Личностные УУД:

  • прививать интерес к родному языку;

  • воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.

  • воспитывать самостоятельность, усидчивость, положительное отношение к знаниям, добросовестное отношение к учебному труду;

  • развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

9. Методы обучения:

9.1 Основной метод: слого-звуковой анализ

9.2 Частные методы: списывание, письмо по образцу, обведение, анализ, конструирование, проверка, рефлексия

1) словесные: беседа, объяснение;

2) методы поощрения: похвала, одобрение;

3) методы контроля: контроль учителя и самоконтроль

10. Ресурсы урока:

10.1. Дидактическое средство обучения: учебник, карточки на доску, прописи

10.2. Консультация методиста и учителя: консультация с методистом Байгильдиной Ольгой Николаевной, учителем 1Б класса Соколовой Маргаритой Александровной

10.4 Литература:

Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина]. – 8-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2016. – 127 с. : ил. (Школа России). – ISBN 978-5-85939-687-0
































Этапы урока

Ход урока

I.Организационное начало урока

1.1. Приветствие

1.2. Настрой на урок

1.3. Проверка рабочего места

У: Добрый день, ребята! Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я, а зовут меня Елена Денисовна.

У: Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столе должны лежать азбука, пропись, пенал, дневник.

У: Прозвенел звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всем хотят знать на свете.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроках не скучать,

А работать и читать!

У: Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.


II. Изучение новой темы

2.1. Введение в новый раздел




















2.2. Слого – звуковой анализ слова







































































































































2.3. Игра

«Услышь меня»

(упражнение в нахождении

звука [у])

1 УРОК

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

– Проверим готовность к уроку

У: Как кричит филин?

Д: Ух-ух

У: Как воет волк?

Д: У-у-у

У: Как кричит кукушка?

Д: Ку-ку

У: Как перекликаются в лесу?

Д: Ау-ау

У: Какой звук прозвучал всякий раз, как вы отвечали на мой вопрос?

Д: Звук «у»

У: Значит, с каким звуком сегодня познакомимся поближе?

Со звуком «у»

У: А еще мы познакомимся с новыми буквами, которые обозначают на письме этот звук.

Отгадайте теперь мою загадку.

Плавала, купалась, сухонькой осталась.

У: Кто это?

Д: Утка

У: Правильно, это утка.

У: Верно, это утка. Давайте хором скажем УТКА.

У: Какой первый звук в слове утка?

Д: [у]

У: Произнесите его.

У: Он гласный или согласный?

Д: гласный

У: Докажите.

Д: тянется, поётся, воздух во рту не встречает преграды, образует слог

У: Ребята, давайте посмотрим на схему слова утка. (На доске схема слова) Сколько слогов в слове «утка»?

Д: Два. 

У: Какой первый слог, давайте произнесем его се вместе?

Д: ут

У: Второй слог, произнесем вместе?

Д: ка

У: Какой слог ударный?

Д: Утка. Первый.

У: Ребята, а в этом слове есть слогслияние?

Д: Слог-слияние – ка.

У: А теперь посмотрите на эту иллюстрацию. Кто это?

Д: Голуби

У: Давайте хором скажем ГОЛУБИ.

У: Ребята, давайте посмотрим на схему слова голуби. (На доске схема слова) Сколько слогов в слове «голуби»?

Д: три. 

У: Какой первый слог, давайте произнесем его се вместе?

Д: го

У: Второй слог, произнесем вместе?

Д: лу

У: Третий слог, произнесите

Д: би

У: Какой слог ударный?

Д: голуби. Первый.

У: А звук [у] в этом слове какой? Ударный или безударный?

Д: безударный

У: Верно, давайте сделаем вывод, звук [у] у нас какой? Гласный или согласный?

Д: гласный

У: и еще какой он может быть?

Д: Ударный и безударный

У: Ребята, звук [у] обозначается буквой У у. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и пишем.

Между картинками появляется печатный облик буквы у.

У: Ребята, буква у, как и другие буквы, имеет 2 облика – печатный и письменный. Это печатный облик буквы. Буква бывает заглавная и строчная. На что похожа буква У?

Д: сучок, рогатку, рожки у улитки.

У: А чем они отличаются?

Д: размером

У: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в деревню на птичий двор. Откройте азбуку на странице 36. 3 6

У: Кого вы видите на иллюстрации?

Д: Индюк, курица, гусь, утка, утята, БАБОЧКА

У: в названии, каких птиц есть звук у?

Д: курица, гусь, утка, утята

У: Как их можно назвать, одним словом?

Д: Домашние

У: Почему этих птиц называют домашними?

Д: Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух

У: Посмотрите на иллюстрацию и скажите что делают утята. Составьте предложение об утятах.

Д: Утка ведёт за собою утят. Важная утка ведёт утят купаться. Утята идут друг за другом. Утка учит малышей плавать, нырять, находить пищу, прятаться от врагов. Утята ни на шаг не отходят от матери, всюду следуют за ней – ведь главное правило утиной школы такое: плавать рядом с мамой, повторять всё, что делает она.

У: И вам ребята сейчас приходится быть очень внимательными, чтобы учиться у учителя на уроке. С какой новой буквой вы познакомились?

Д: мы познакомились с буквой У

У: Будьте особенно внимательны, сейчас мы будем её писать.

У: Хорошо, ребята, а теперь отложите азбуку и откройте прописи на странице 11. Сейчас мы с вами научимся писать строчную букву у

У: Ребята, прежде чем писать, давайте сделаем пальчиковую гимнастику, подготовим наши пальчики к письму.

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы.
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. 

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папа,

Этот пальчик мама,

Этот пальчик я –

Вот и вся моя семья.

У: Посмотрите, чем отличаются друг от друга печатная и письмена буква у?

Д: Наклоном и элементами.

У: Ребята, из каких элементов состоит письменная строчная буква у?

Д: из прямой наклонной с закруглением вправо и прямой линии с петелькой внизу

У: Прежде чем мы научимся писать строчную букву «у», давайте попробуем написать её элементы. Ребята, сначала я покажу вам, как писать элемент и откуда начинать, пока никто не пишет. Комментирую: начинаем прописывать с верхней линии рабочей строки, пишем прямую наклонную линию , не до ходя до нижней линии отклоняемся право, касаемся нижней линии и пишем плавную линию до верхней линии рабочей строки.

У: Ребята, приготовьтесь к письму. Сядьте правильно: ножки поставьте вместе, голову поднимите, между партой и животом должен проходить кулачок. Тетрадь положите под наклоном. Ребята, посмотрите в прописи, сколько у нас пустых ячеек между овалами?.

Д: Две.

У: Пропишите элемент, который прописаны у вас бледными чернилами и допишите два раза сами, пропустив 2 ячейки. (Дописывают) Ребята, посмотрите на следующий элемент, кто его назовет?

Д: Прямая наклонная линия с петелькой вправо.

У: Ребята, посмотрите все на доску, сначала я покажу, как мы будем писать. Комментирую: пишем длинную прямую наклонную линию с петлей внизу. С пересечением на нижней линии рабочей строки

(Еще раз показываю) Пропишите этот элемент до конца строки.

У: Ребята, теперь посмотрите на вторую строчку, здесь буква У прописана уже целиком. Внимательно посмотрите, как я буду ее писать. Пока ручки не трогайте. Комментирую: Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу до верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, возвращаемся по написанному, пишем длинную прямую наклонную линию с петлей внизу.

Ребята, обратите внимание, что у нас должны остаться две ячейки. (Показываю) Давайте для начала пропишем эту букву в воздухе. Поставьте руку на локоток, повторяйте за мной. «Раз и два и ». (Прописываем) Теперь пропишите в прописи букву у, не забывайте, откуда начинаем писать букву. Обведите и пишите ее безотрывно. Пропишите до конца строки. Посмотрите, сколько ячеек пропущено после каждой буквы? Вы тоже оставляйте столько же клеток.

Соединение букв

У: Ребята, теперь посмотрите на пятую строчку, здесь уже даны две буквы заглавная буква А и строчная у, которые соединены между собой. Посмотрите внимательно, как я буду писать. (Показываю написание) Пропишите до конца строчки, обратите внимание, что здесь уже нет косых линий, так что оставляйте одинаковое расстояние между написанными буквами.

У: А теперь найдите среди всех написанных букв одну, которая у вас получилась лучше всех. Подчеркните эту букву простым карандашом.

У: Посмотрите вниз, где прописаны слова и схемы. Какое первое слово?

Д: утка.

У: Какая гласная ударная?

Д: Первая у.

У: Какое второе слово?

Д: Бусы

У: Какая гласная ударная?

Д: тоже первая у

У: Пропишите буквы у в этих словах. (Прописывают)


2 УРОК

У: Ребята, а теперь давайте поиграем с вами в одну игру, которая называется «Услышь меня!». Я буду называть слова, а вы, как только услышите звук у, должны будете хлопнуть в ладоши.

Слова: Улитка, яблоко, утюг, стул, парта, глобус, письмо, наука, урок, машина, голуби

У: Молодцы! Вы были внимательны. Ребята, где может стоять звук [у] в слове?

Д: Звук [у] можно услышать в начале и в середине слова.

У: Назовите слова, в которых  можно услышать звук [у] в начале слова.

Д: Улитка, утюг, уют, урок, учебник, ученик

У: Назовите слова, в которых  можно услышать звук [у] в середине слова.

Д: голуби, стул, глобус, наука, ЗУБЫ?

У: Давайте хором произнесем слово стул

Д: СТУЛ

У: Какой предшествующий звук перед у мы слышим?

Д:звук [т]

У: Верно, звук [т] твердый и есть правило, которое вам нужно запомнить. Буква У обозначает твердость любого предшествующего согласного звука.


У: А теперь давайте мы с вами откроем прописи на странице 12. Перед нами заглавная буква У. Когда и для чего используются заглавные буквы?

Д: В начале предложений, названии городов, стран, рек, имен

У: Из скольких элементов состоит заглавная буква «У»?

Д: из двух элементов

У: Каких?

Д: первый элемент прямая наклонная линия с закруглениями вверху и внизу и прямая наклонная линия с закруглением внизу влево

У: Сейчас мы с вами будем писать элементы. Для начала проведем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

- Мы капусту рубим, рубим 
говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем 
ручками показывать как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим 
пальчики щепоткой - солим
- Мы капусту мнем, мнем 
ручками "мнем" капусту

У: Посмотрите внимательно, как я буду писать первый элемент и с чего начну. Комментирую: Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем вниз прямую наклонную линию, немного не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо

Так, ребята, для начала сядьте правильно, положите тетрадь под наклоном. Пропишите этот элемент. Сколько ячеек мы пропускаем после каждого элемента?

Д: Две.

У: Допишите еще один такой элемент. Теперь посмотрите перед нами второй элемент этой буквы.

Посмотрите, как я буду его прописывать. Начинаю сверху, пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу влево.

Давайте сначала попробуем прописать ее в воздухе. Раз-и…

У: Хорошо. А теперь нам нужно с вами написать полностью букву У. Сначала посмотрите на доску. Комментирую: Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Ведем закругление вверх вправо, закругляем, ведем вниз прямую наклонную линию, немного не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо; коснувшись верхней линии рабочей строки, ведем вправо вверх до высоты первого элемента и, не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу влево.

У: Давайте повторим в воздухе, поставьте руки на локоток. И-раз-и-два-и Пропишите заглавную букву у до конца строчки, оставляйте одинаковое расстояние.

У: Ребята, теперь посмотрите на четвертую строчку, здесь уже даны две буквы заглавная буква У и строчная а, которые соединены между собой. Посмотрите внимательно, как я буду писать. (Показываю написание) Пропишите до конца строчки, обратите внимание, что здесь уже нет косых линий, так что оставляйте одинаковое расстояние между написанными буквами.

У: А теперь найдите среди всех написанных букв одну, которая у вас получилась лучше всех. Подчеркните эту букву простым карандашом.

У: Обратите внимание на 5 строчку. Теперь нам нужно будет прописать заглавную и строчную букву Уу. Посмотрите внимательно, как я буду писать. (Показываю написание) Пропишите до конца строчки.

У: Посмотрите вниз, где прописаны слова и схемы. Какое первое слово?

Д: Уля

У: Какая гласная ударная?

Д: Первая у.

У: Какое второе слово?

Д: Устин

У: Какая гласная ударная?

Д: тоже первая и

У: А гласная у в этом слове безударная.

У: А почему в обоих словах буква У заглавная?

Д: Потому что это имена

У: Пропишите буквы у в этих словах. (Прописывают)


У: Хорошо! А теперь закройте прописи, пододвиньте к себе азбуку. Посмотрите на страницу 38, посмотрите, девочка заблудилась. Прочитайте, что она кричит?

Д: Ау! Ау!

У: А если переставить буквы местами , что получиться?

Д: уа, уа,уа

У: А так кто кричит?

Д: Маленький ребенок

У: Хорошо, давайте составим несколько предложений по этой иллюстрации.

Д: Девочка заблудилась в лесу. У девочки в руках корзинка. В корзинке грибы. У девочки на голове платок.

У: Хорошо, обратите теперь внимание на иллюстрацию ниже. Назовите птиц. Итак, первая птица

Д: Голубь

У: дальше

Д: сорока, гусь, курица

У: В каком слове нет звука [у]?

Д: сорока

У: давайте теперь к каждому слову подберем схему. Голубь. Сколько слогов в этом слове?

Д: 2

У: Значит, какая схема подойдет к этому слову?

Д: вторая


У: Сорока. Сколько слогов?

Д: 3

У: А какой слог ударный?

Д: второй

У: значит, какая схема подходит к этому слову?

Д: первая

У: Верно, следующее слово гусь. Сколько слогов?

Д: 1

У: Значит, какая схема подходит?

Д: четвертая


У: и последнее слово курица. Сколько слогов?

Д: 3

У: Какой слог ударный?

Д: первый

У: Какая схема подходит?

Д: третья


У: Ребята, посмотрите, это лента букв. Посмотрите, в каком домике поселилась буква у?

Д: В красном домике.

У: вспомните, ребята, какие буквы здесь живут? Посмотрите, это небольшой домик.

Д: Гласные буквы.

У: Хорошо. А какие буквы живут в самом большом домике?

Д: Согласные буквы.

У: А в самом маленьком домике?

Д: ответы детей

У: Обо всем этом вы узнаете на следующих уроках.

III. Итог урока

5.1. Подведение итогов


5.2. Рефлексия

У: Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с еще с буквой У. Какой звук обозначает эта буква?

Д: звук [у]

У: какой это звук?

Д: гласный

У: Каким он может быть?

Д: ударным и безударным

У: что обозначает буква у на письме?

Д:буква У обозначает твердость предшествующего согласного звука

У: Хорошо. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Д: ответы детей

У: Кому сегодня на уроке встретились трудности?

Д: ответы детей

IV. Домашнее задание

У:

V. Организационное завершение урока


У: На этом наш урок подошел к концу, спасибо вам за урок. Ребята, я желаю вам старательно изучать азбуку, учиться читать и писать. Вы молодцы! До свидания, до новых встреч!









© 2018, 570 8