Конспект образовательной деятельности
по подготовке к обучению грамоте
в старшей группе
Тема: «Звуки Д, Д`. Буква Д»
Интеграция областей:
Цель: ознакомление детей со звуками [д-д’] и буквой Д.
Задачи:
Познакомить с согласными звуками [д]-[д’].
Уточнить артикуляцию звуков [Д – Д’].
Закреплять умение находить месторасположение звука в слове.
Развивать у детей фонематические представления.
Познакомить с буквой Д.
Готовить руку к письму.
Развивать речевой слух, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.
Материал: слайдовая презентация, предметные и сюжетные картинки, магниты для звукового анализа слова «дом», тетради, карандаши.
Ход занятия:
1. Дети заходят в группу и встают в круг.
- Сядет тот, у кого имя начинается с гласного звука.
- У кого имя начинается с мягкого согласного звука.
-У кого имя начинается с твёрдого согласного звука.
2. Ребята, я загадаю вам загадки, если отгадаете, то на экране появится картинка-отгадка. Слушайте внимательно.
Она идет между сёл и полей,
А люди все идут по ней. Дорога
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом,
Не бывает без огня. Дым
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. Дятел
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. Дерево
Я удобный, очень мягкий
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. Диван
- Ребята. Давайте произнесем слова- отгадки и послушаем, какие одинаковые звуки слышаться в этих словах. (дети произносят слова. Д.Дь)
- Когда мы произносим звук Д, кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить. (Просит детей произнести звук Д).
- Значит, какие это звуки Д и Дь? Согласные
- А чем отличаются звуки Д и Дь? Твердый и мягкий.
- Ребята, назовите слова с твердым согласным звуком Д. (дом, дорога, дым)
- Теперь назовите слова с мягким согласным звуком Дь. (диван, дятел, дерево)
- Молодцы. Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? Синим
- А каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки? Зеленым
- Ребята, послушайте еще раз загадку. И давайте мы с вами запишем отгадку с помощью звуков-карточек.
Загадывает загадку про дом.
В нем живет моя родня,
Мне без нее не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Мой родимый теплый …. ДОМ
- Правильно, это дом. Давайте выложим слово дом с помощью цветных квадратиков.
Дети работают за столами с раздаточным материалом.
Один ребенок выкладывает у мольберта. И дает характеристику звуков:
Д - согласный, твердый;
О - гласный;
М - согласный, твердый.
- Правильно. Ребята давайте немного отдохнем.
Физминутка
- Ребята, звуки мы всегда слышим? Да
- Мы можем звук увидеть? Нет.
- Верно. Звуки в письме обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё имя.
Звуки Д и Дь обозначаются на письме буквой Д (показ буквы).
- На что похожа эта буква?
- Нарисуйте букву на ладошке.
- А теперь выполним задания в тетради.
Большую букву Д раскрасить синим цветом. Маленькую букву д - зеленым цветом.
Работа в тетрадях.
Итог.
- С какими звуками сегодня познакомились?
- Какой буквой обозначаем звуки?
- Да, чудесная буква. С этого звука начинаются добрые слова: доброта, добро, добрый, дружба, друг, дружелюбный. Вот сколько добрых слов вы узнали.