Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы по теме «Волшебное путешествие в лес».
Воспитатель: Ноженко Н.С., высш.кв.категория
Цель: Формирование познавательных способностей и активизация умственной деятельности детей.
Задачи:
Программные задачи:
Обучающая: Упражнять в счете в пределах 4: учить соотносить числительное с существительным; закреплять умение сравнивать предметы по величине, ориентироваться в частях суток и в пространстве; закреплять обитателей леса, насекомых, птиц, некоторые виды деревьев; закреплять умение детей классифицировать.
Развивающая: Развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счёт обучения приёмам умственных действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей).
Воспитательная: Воспитывать интерес к математике, развитию речи, драматизации и желание работать в коллективе.
Оборудование: Игрушки - белочки, зайца, ёжика; картинки с елями и берёзами разными по высоте; картинки: 2 бублика, 3 медвежонка, 4 зайца, 5 лисят, шары зеленые по количеству детей, набор кругов 4 цветов (желтого, белого, синего, фиолетового) на каждого ребёнка; набор цифр от 1-4; корзина и волшебный мешочек; борода и шляпа для Лесника; картинка или игрушка совы; кочки с цифрами от 1 до 4; 2 конверта; ель, сосна; карточка с частями суток; картинки солнышек и тучек для рефлексии.
Ход занятия:
I часть (вводная).
Воспитатель: Если скажешь человеку: Здравствуй! Улыбнётся он в ответ.
И здоровым будет много-много лет.
Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья нашим гостям, и, скажем, здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Воспитатель: А трудностей не боитесь?
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие в сказочный лес, в котором живёт
Дедушка Лесник. А вы знаете, кто такой лесник?
Воспитатель уточняет: Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы. Хотите увидеть дедушку Лесника? Но лес полон чудес, на пути нам могут встретиться преграды и нужно выполнить различные задания. Предупреждаю, что по лесу нужно ходить всем вместе и далеко от меня не отходить - можно заблудиться и нельзя громко разговаривать. Вы готовы выполнить все условия?
Итак, мы три раза покружились и в лесу мы очутились!
II часть (основная)
Воспитатель: Вот мы и очутились в сказочном лесу. Наше путешествие только начинается. А как же нам найти в лесу дедушку-лесника? Кто же нам поможет?
- Посмотрите, юркий, маленький зверёк с ветки прыг, на ветку скок. Кто же это?
Да, это белка прыгает с дерева на дерево. Давайте спросим у нее.
Воспитатель: Белка, Белка, покажи, Белка, Белка, расскажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку?
Белка: Очень просто. Расскажу. Только сначала выполните мое задание.
Белка показывает конверт с заданием « Расставьте деревья по высоте». Нужно расставить деревья по высоте в правильном порядке - начиная с самого высокого и заканчивая самым низким. Девочки расставляют берёзки, а мальчики ели. Давайте проверим, правильно ли расставили деревья девочки. Сколько у вас берёзок? А сколько ёлок у мальчиков? У кого больше деревьев? Значит, что про них можем сказать?
Воспитатель: С заданием мы справились, но куда же нам идти Белочка?
Белка: Прыгайте с ветки на ветку, с дерева на дерево, а там и домик лесника.
Воспитатель: Спасибо, только мы же не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы кого-нибудь еще спросим.
Воспитатель: Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы - уши больше головы. Это же зайчик. Спросим у него.
Воспитатель: Зайка, Зайка, покажи, Зайка, Зайка, расскажи,
Как найти дорожку К дедушке в сторожку?
Зайчик: Нет ничего проще, покажу. Только сначала помогите мне.
Зайчик даёт конверт с заданием дидактическая игра « Назови одним словом».
Белка, заяц, лиса, волк, еж-это………..
Жук, пчела, бабочка, кузнечик, улитка - это…….
Воробей, голубь, ворона, ласточка - это……….
Берёза, сосна, дуб, ель - это…………
Воспитатель: как нам найти дедушку лесника?
Заяц: Как услышите запах дыма идите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка – лесник самовар ставит.
Воспитатель: Спасибо, жалко. Что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придется еще кого – нибудь спросить.
Воспитатель: Колобок - не сказочный, Колобок - загадочный. Очень он похож на елку,
Только серые иголки. Кто это? Вон смотрите, ежик сидит. Давайте спросим у него.
Ёжик, Ёжик, покажи,
Ёжик, Ёжик, расскажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
Ёжик: Покажу, если ответите на мои вопросы.
- Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались под кору. Птицам нечего кушать)
- Кого вы встретили первым на своём пути? (Белочку) Как белочка готовится к зиме? Что запасает на зиму белочка? (грибы, ягоды, шишки) Где белочка прячет свои запасы? (В дупле)
- Кто был вторым по дороге в лес? (Зайчик) А какая была цветом шубка у зайца? А зачем он поменял свою серую шубку на белую? (Когда выпадет снег, ему будет легче спрятаться от врагов)
- А какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит)
- Вот и я, как медведь, буду спать всю зиму, а вы прыгайте с кочки на кочку. А там и дедушку – лесника встретите.
Игра «С кочки на кочку». На кочках цифры от 1 до 5.
Выходит Лесник. (Воспитатель надевает бороду и шляпу)
Лесник: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Как хорошо, что вы ко мне в гости заглянули. Я из страны великанов принес отличный горох. Давайте мы с ним поиграем.
Лесовичок приглашает детей сесть в круг и предлагает взять детям по одной зеленой «горошине» (шарик из сухого бассейна).
Пальчиковая игра с «горохом». В игре используются шары из сухого бассейна, которые дети по ходу игры передают по кругу.
Пальчик, пальчик, мой хороший, Крепко ты сожми горошек
Покрути и покатай и другому передай. (2-3 раза)
Лесник предлагает детям: Возьмите горошину в левую руку. В правую. Положите горошину впереди себя. Положите горошину позади себя. Положите горошину за спину соседа справа. (Инструкции повторяются 2-3 раза в разном порядке) Положим горошины в корзинку. Сколько корзинок? А горошин?
Лесник продолжает: Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу
Загадаю вам загадку,
Кто смышлёней погляжу.
Из «волшебного мешочка» Лесник достает картинки и обыгрывает задачки. Лесник наглядно демонстрирует содержание задачки.
- Сколько бубликов в мешок
Положил ты петушок?
- Два. Но тебе я дам один
И останется? (один)
На пасеке три медвежонка
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез.
А сколько убежали в лес? (два)
Четыре зайца шли из школы,
Но вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успели? (два)
Пять лисят в футбол играли,
Одного домой позвали -
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (4)
Лесник: А теперь поиграем.
Физминутка.
- Раз - подняться, подтянуться,
- Два - согнуться, разогнуться,
- Три - в ладоши три хлопка,
- Головою три кивка.
- На четыре - руки шире.
- Пять - руками помахать.
- Шесть за столики присесть.
III часть. Заключительная.
Дети рассаживаются за столы. У каждого ребенка по 4 круга, которые соответствую по цвету определенной части суток: утро – желтый цвет, день – красный, вечер – голубой, ночь – черный.
Лесник: Ребята, помогите моей сове, покажите и расскажите, что такое «сутки». А то она все время путает и не знает, когда вылетать на охоту за лесными мышами. Я буду читать стихотворение, а вы будете показывать кружок с той частью суток, про которую я читаю.
(На первую часть стихотворения дети показывают желтый круг, на вторую часть - белый, на третью – голубой, на четвертую - черный).
«Сутки»
Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
-Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь.
В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.
Дальше, дальше день бежит,
Нам пословица гласит:
-Долог день до вечера, когда делать нечего.
Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам - вкусный ужин.
Ночью на небе - луна,
Очень строгая она:
Наблюдает - все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи
Всем - спокойной ночи!
От утра и до утра
Сутки знает детвора.
- Сколько частей суток? Перечислите их. Сколько у вас кругов? Какой цифрой обозначим 4 круга? Найдите её. Расположите цифры от 1 до 4 по порядку.
Воспитатель: Молодцы, все справились с таким трудным заданием.
IV часть.
(Воспитатель предлагает детям встать в круг и если будет время, то поиграть в игру «День и ночь».)
Лесник: Поиграли мы, позабавились
Очень вы мне, ребята, понравились. Но настала пора прощаться. До свидания, ребятки.
Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается наше волшебное путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь, Снова в группе очутитесь.
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось путешествовать? Если понравилось – возьмите себе солнышко. А если кому то не понравилось – возьмите тучку.
(обратная связь, рефлексия)