Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков[Д]-[Т]"для учащихся 2класса
Темазанятия:«Дифференциациязвуков[Д]-[Т]» Форма занятия: индивидуальное
Возрастдетей: 8-9лет(2класс)
Времязанятия:20минут
Цель:научитьдетейразличатьзвуки[Д]-[Т]вустнойиписьменной речи.
Задачи:
Образовательные:развиватьслуховуюдифференциациюзвуков[Д]-[Т].; развивать умение соотносить звуки [Д] - [Т] с буквами Д и Т;
Коррекционные:развиватьфонематическийслух,фонематическое
восприятие.Уточнениеисравнениеартикуляцииихарактеристикзвуков[Д]- [Т]. Дифференциация звуков [Д] - [Т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Развивающие:развиватьнавыкивладенияоперациямифонематического
анализаисинтеза;развиватьзрительноевосприятие,мышление,слуховуюи зрительную память.
Оборудование:карточкисписьменнымзаданиемдляребёнка,презентация. Ход занятия:
Организационныймомент.
Приветствие.
Прозвенелужезвонок,начинаеммыурок. Гости к нам пришли сейчас,
Давай-каповернёмся,улыбнёмся, За работу мывозьмёмся.
Артикуляционнаягимнастика
Упражнениядлямышцшеи
Ветероккачаетподснежник.
Наклоныголовы влево-вправо(шея расслаблена).
Детирадуютсясолнышкуипоютемупесенку,состоящуюизгласных:«А-э- и-о-у».
Упражнениядляжевательно-артикуляционныхмышц
Медведьпроснулсяпослезимнейспячки.
Открыватьротсглубокимвдохом.(Имитациязевания.) На реке трескается лед, плывут льдины.
Двигатьнижнейчелюстьювправо-влево.
Упражнениядлящекигуб
Пускаемкораблики.
Корабликиплывутповолнам.Попеременноприподниматьуголкигубвправо вверх, а затем влево вверх.
Исхудавшиезазиму зверята.
Втянутьщеки, затемвернутьсяиисходное положение.
Упражнениядляязыка
Сосулька тает.
Открытьрот,вытянуть«острый»язык,литемопустить«широкий»языкна нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.
Капельстучитпокрыше.
Поднятькончикязыказаверхниезубыкальвеоламипроизносить:«Тдд-тдд- тдд».
Лопаютсяпочкина деревьях.
Подвести«широкий»языкподверхнююгубуи пощелкать.
Дыхательнаягимнастика«Весна».
Комплексдыхательнойгимнастики «Весна»
Ручеек звенит
И. п.: о.с.
–волнообразныеплавныедвижениясложеннымиладонями,вдох носом;
–навыдохепроизносить:«Дзынь–дзынь-дзынь!».
–волнообразныеплавныедвижениясложеннымиладонями,вдохносом; 2 – на выдохе произносить: «Жур – жур - жур!».
Повторить2 - 3 раза.
Сосулькизвенят
И. п.: о.с.
–поднятьрукивверх,вдохносом;
–навыдохепроизносить:«Дин–дин-дон!Дин–дин–дон!». Повторить 3-4 раза.
Сообщениетемызанятия.
Уточнениеакустико-артикуляционныххарактеристикзвуков[Д]-[Т]. Дать характеристику звуку [Д] – согласный, звонкий, твердый.
[Д’]–согласный,звонкий, мягкий.
Датьхарактеристикузвуку[Т]–согласный,глухой,твердый. [Т’] – согласный, глухой, мягкий.
Основнаячасть. Дифференциациязвуков[Д]-[Т]вслогах.
Игра«Эхо»
Повторислоговыеряды
Та-да-та-да До-то-то-до Да-та-та-да То-до-то-до
Ту-ту-ду-ду Ты-ты-ды-ды Ду-ту-ту-ду Ты-ды-ды-ты
Дифференциациязвуков[Д]-[Т]всловах.
Игра«Наоборот»
Заменивсловах звукДназвукТ
Тверь-дверь | плоты- плоды | тоска-доска |
Таня-Даня | уточка-удочка | катушка-кадушка |
Витать-видать | стали- сдали | утирать-удирать |
Игра«Хоп-топ»
Послушай слова. На звук Д стукниладонью по столу столько раз, сколько в слове слогов. На звук Т стукни кулачком по столу столько раз, сколько в слове слогов.
Таракан,тумба,дубина,топор,туча,дупло,дача,танец,дождь,тапки,думай, дырка, дорога, далеко, дышать.
Аналитическийсловарныйдиктант
Вспомниправилаправописаниясловспарнымисогласнымиизапишипод диктовку слова, распределяя их в таблицу.
Д |
1 слог | 2 слога | 3 слога |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Т |
1 слог | 2 слога | 3 слога |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Парад,ладони,загадка,каток,сад,пират,хвост,клад,лодка,палатка, зарядка.
Игра«Изменяй-ка»Образованиеглаголовотименсуществительных
Изменисловапообразцу.
Образец.Допрос-допросить.
топот- добыча-
торговля- тормоз-
толпа- донос-
топка- тоска-
доклад- точилка-
Игра« Анаграмма»
Изменипорядокбукввкаждом словеизапишиновыеслова
тиски- дали-
катера- тёрка-
Итогурока
Надкакимизвукамиработали?
Чемпохожиэтизвукиичем различаются?
Вспомнитесловасозвуками«д»и «т»,которые мысегодняиспользовали.
Рефлексия.
Дифференциациязвуков[Д] -[Т].
ЗаменивсловахбуквуТнабуквуД
Тверь-
плоты- тоска- Таня- уточка-
катушка- витать-
стали- утирать-
Вспомниправилаправописаниясловспарнымисогласнымиизапишипод диктовку слова, распределяя их в таблицу.
Д |
1 слог | 2 слога | 3 слога |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Т |
1 слог | 2 слога | 3 слога |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Изменисловапообразцу. Образец:Допрос-допросить.
топот-
добыча- торговля- толпа- топка-
доклад- тормоз- донос- тоска- точилка-
Изменипорядокбукввкаждомсловеизапишиновыеслова
тиски- дали-
катера- тёрка-