Тагиева Нина Васильевна
учитель истории и
обществознания.
2016 год
Пояснительная записка:
Тема урока: «Древнейшая Греция».
Образовательная цель: Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями, с древнейшим периодом греческой истории. Активизировать известные школьникам знания по истории Древнего востока и Азии. В процессе работы продолжить знакомство с интерактивной картой, формировать у ребят умения читать карту, анализировать ее содержание. Познакомить учащихся с мифами «О Тесее и Минотавре» и « О Дедале и Икаре».
Развивающая цель: развитие умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран, решать проблемные задачи, развивать умение отвечать на поставленные вопросы по существу, искать общие черты двух изучаемых мифов. Развивать умение сравнивать различные источники письменные и вещественные. Закреплять умение решать исторические задачи, используя ленту времени.
Предметно-практическая цель: Ввести учащихся в ситуацию исторического действия по средствам организации заочного путешествия по Средиземноморью и Древнейшей Греции. Формировать умение работать с дневниками путешественника и находящимися в них заданиями.
Воспитательная цель: Подвести учащихся к пониманию роли Древней Греции в мировой культуре, как страны с высокой культурой и древнейшей историей. Пробудить понимание красоты по средствам привлечения внимания, учащихся к изображениям на греческих вазах, украшенных сценами из мифологии и повседневной жизни греков. Воспитывать уважительное отношение к родителям и их советам, по средствам примеров негативного поведения детей из мифов.
Учебник: История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. -М.: Просвещение, 2014
Урок открывает изучение новой главы учебника: Древнейшая Греция. Урок направлен на создание образа и знакомство учащихся с новым государством древности - Грецией. Форма урока путешествие, в ходе которого учащиеся работают с путевыми листами. Выполняя задания, на закрепление каждого этапа новой темы идет формирование умонастроения путешествия, которое движется и развивается в течение всего урока. Урок разработан с опорой на технологию критического мышления, которая вовлекает детей в самостоятельную творческую деятельность, ведь только через деятельное начало знания становятся внутренним миром ребенка. Исходя из этого, логичными становятся активизация воспоминаний детей с помощью предметов-символов появляющихся в начале урока, содействие детей с персонажами мифов, когда учитель останавливает свой рассказ и ставит детей в ситуацию затруднения «А как бы вы попытались найти выход из лабиринта? Что бы для этого сделали?» и далее демонстрирует клубок ниток и поясняет значение крылатого выражения «нить Ариадны». И домашнее задание нарисовать иллюстрации к понравившемуся мифу, составить кроссенс по теме позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал и сохранить настроение, созданное на уроке. Урок построен с использованием мультимедиа- презентации по теме урока.
Оборудование: компьютер, проэктор, экран, мультимедиа-презентация, предметы символы, дневники путешественников, учебники.
Методические приемы: беседа, работа с текстом учебника, постановка проблемного задания, описание, рассказ, заполнение сравнительной таблицы, работа с картой, решение исторических задач.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Стадия вызова- работа с кроссенсами
3. Стадия осмысления.
4. Стадия рефлексии
5. Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент.
Цель: создание психологического настроя учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.
- Хайрете, Пайдей, Калей Кай Агатхой. Я поздоровалась с вами, это в переводе означает: «Здравствуйте, дети, прекрасные и совершенные». И пока мы стоим давайте глубоко вдохнем все вместе, выдохнем, посмотрим на друг друга, улыбнемся, сядем и начнем. А готовы ли вы к уроку? Проверим вашу готовность. Посмотрите внимательно на наш экран. Какое слово на нем написано? Слово «ТРУД». Что такое труд? Ответы детей: это работа, деятельность, выполнение заданий. Труд на нашем уроке — это шифровка, где Т- это наши тетради. Покажите ваши тетради. (Дети поднимают и показывают тетради). Р. - это наши? (Ручки, демонстрируют наличие ручек) У - это наши учебники, Д-дневники. Покажите ваши дневники, (демонстрируют учебники и дневники). Хорошо, значит, мы готовы к уроку и можем начинать.
2. Стадия вызова - работа с иллюстрациями
Цель: Активизировать известные школьникам знания по истории Древнего востока и Азии и закрепить их.
-На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии. Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения, структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности.
И чтобы это вспомнить я предлагаю вам поработать с данными картинками. На данных изображениях есть одно общее, что их объединяет. Итак, внимание на экран, если вам понятен смысл данных изображений, и вы можете аргументировать свой ответ, поднимаем руку и отвечаем.
Учащиеся объяснят идею и поясняют свои ответы. (Презентация слайды 2-6)
-А сейчас я прошу вас обратить внимание на этот стол, здесь собраны предметы из разных стран, это обычные предметы которыми мы пользуемся одними часто, другими реже. Наша с вами задача, определить, что объединяет все эти предметы? И нет ли среди них лишнего предмета?
Предметы:
Лист бумаги – ответ учащихся: бумага изобретена в Древнем Китае.
Шахматные фигуры – ответ учащихся: шахматы - игра для царей была придумана в Индии.
Прозрачное стекло- ответ учащихся: В Финикии было изобретено прозрачное стекло.
Монета – ответ учащихся: Первую в мире монету начали чеканить в Лидии.
Компас – ответ учащихся: Древнейший компас изобретен в Китае.
Сахар – ответ учащихся: Древней Индии впервые появился сахар, его делали из сладкого сока сахарного тростника.
Пачка чая – ответ учащихся: В Древнем Китае научились выращивать чайные кусты.
Лилово-красная краска – ответ учащихся: В Финикии из раковин улиток добывали пурпурную, лилово-красную краску.
2.1.Создание символического образа.
Цель: Создать образ нового государства Греции, с помощью греческой вазы и рисунков на ней.
Среди этих предметов есть, какой-либо предмет о происхождении, которого мы еще не знаем? Ответ учащихся: да есть ваза.
Учитель: Эта ваза пришла к нам из района Керамик, древнегреческого города Афины. В этом городе существовал целый квартал, где проживали ремесленники гончары и живописцы, создававшие великолепные расписные вазы. Керамика, вазы и сосуды являются наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях.
Даниил читает стих
Прекрасные эти античные вазы.
Понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь, вазы!”, - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись...
И, может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
... То вазы-гиганты,
то карлики вазы,
и каждая ваза - с рисунком-рассказом!
Алена
... Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(И Гектор как видно, лишается сил).
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот - Одиссей, подающий советы.
А это - кентавры...А это...А это...
Но мы описать, и не пробуем в раз
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.
А для того чтобы узнать с историей какого государства начнет наше знакомство эта ваза выполните задание 1, кто выполнит поднимите руку. (Учащиеся: выполняют задание№1 .)
Это конечно Древнейшая Греция. И тема нашего урока:..... Древнейшая Греция. (Слайд№___).
Учитель: Теперь вы понимаете, на каком языке я с вами поздоровалась в начале урока? Ребята, а что вам известно о Греции? А что хотелось бы узнать? Сегодня мы с вами совершим путешествие по Древней Греции и во время путешествия будем вести «Дневники путешественников», записывая туда то новое, что мы узнали и выполняя задания в этих дневниках. (На столах у учащихся находятся заранее приготовленные дневники)
Как вы думаете, что мы сегодня узнаем о Греции. Ваши предположения? ( Предположение учеников и объявление плана путешествия) ( слайд№9) Хорошо а теперь подпишите ваши дневники.
3. Стадия осмысления.
Цели: Познакомить с географическим положением Греции, природными условиями, основными занятиями населения, мифами « О Тесее и Минотавре» «О Дедале и Икаре». Развивать умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника, решать проблемные задачи. Сравнивать природные условия разных государств.
Задачи: Научится работать с дневниками путешественников; продолжать формировать умение показывать на карте исторические объекты, грамотно и аккуратно заполнять контурную карту. Учиться работать со сравнительной таблицей.
Итак, мы готовы отправиться в путешествие. Мы находимся на территории, где более трех с половиной тысяч лет назад поселились греческие племена, которые и образовали Грецию. Сами себя греки называли эллинами, а свою страну Элладой. Страна покрыта крутыми и обрывистыми горами, которые делят Грецию на три изолированные друг от друга области. Слайд№____(карта Греции). Эта страна дала человечеству очень многое: театр, скульптуру, архитектуру, живопись, Олимпийские игры. Греция не большая страна, но с высокой культурой, в русском языке множество слов греческого происхождения: школа, география, арифметика, тетрадь, кино и даже история — это все греческие слова. Многие наши имена тоже греческого происхождения: Екатерина, Елена, Галина, Марина, Александр и другие.
Итак, первая наша остановка в путешествии называется порт «Практический» здесь мы познакомимся с географическим положением Греции. А для этого обратимся к карте на следующем слайде (слайд) и учебниках (стр.117)
Учитель: Восточные народы жили по берегам больших рек, а греки расселились вокруг Эгейского моря, по выражению одного древнего писателя, как лягушки вокруг озера. Эгейское море разделяет Европу и Азию, именно здесь греки и заняли полуостров, найдите его на карте, как он называется? (это Балканский полуостров, дети показывают полуостров и называют его). Учитель: - Какими морями омывается Греция и Балканский полуостров? Ученики: Эгейское и Ионическое. Учитель: Покажите их на карте. Учитель: Есть ли в Греции крупные реки? Ученики: Нет.
На какие части условно мы можем разделить Грецию? Ученики: Северная Греция, Средняя Греция и Южная. Греческие племена заселили многочисленные острова Эгейского моря, найдите самый крупный остров, как он назывался? Ученики: остров Крит. Какие крупные города Греции, опираясь на карту, вы можете назвать? Ученики: Фивы, Афины, Микены, Тиринф, Пилос.
А теперь обратимся к нашим «Дневникам путешественников» и выполняя задание №1 запишем информацию которую узнали, изучая географическое положение страны. Проверка.
Итак, мы справились с этим задание и можем продолжить наше путешествие к следующему порту «Познавательный» он познакомит нас с природными условиями Греции и основными занятиями жителей. Пояснения учителя о природных особенностях страны: В жизни древних греков, море играло громадную роль. Во многих местах побережья море глубоко вдаётся в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Ещё будучи детьми, греки учились плавать, грести, ставить парус. Греков считали морским народом, умеющим строить корабли. В древности греки плавали вдоль берегов, избегая выходить в открытое море.
2) Другая важная особенность природы Греции состоит в том, что это горная страна. Горы покрывают значительную часть Греции, поэтому земель, пригодных для хлебопашества и пастбищ, здесь немного. Горные хребты пересекают страну вдоль и поперёк. Самая высокая гора – Олимп.
3) третья особенность природы Греции заключается в том, что здесь нет полноводных рек.
В Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности на суше и на море. В долинах занимались земледелием. На склонах гор пасли овец и коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц. На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей. На каменистых холмах и равнинах Эллады в поте лица трудились земледельцы, возделывавшие виноградники, оливковые сады и хлебные поля. Три растения - виноградная лоза, масличное дерево и пшеничный колос - были священны для греческого крестьянина. Они дарили ему главные продукты питания – вино, оливковое масло и хлеб.
Мы познакомились с природой Греции, и пришло время снова заглянуть в наши путевые листы и выполнить задание №2. Заполнить сравнительную таблицу «Природные условия Древнего Востока и Древней Греции».
Проверка заполнения таблицы.
Физминутка. Называть предметы к странам если к индии присели, китай наклонились.
Учитель: Любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится, прежде всего, людьми. Поэтому мы с вами отправляемся в следующий порт «Мифический». Слайд.Эгейское море усеяно множеством островов. Они находятся так близко друг от друга, что с них видны соседние острова. Найдите на карте самый большой остров как он называется? Крит. Этот остров считается частью Европы. В III тыс. до н. э. здесь возникло древнейшее в Европе государство.
С историей этого государства нас познакомят мифы «О Тесее и Минотавре» и «О Дедале и Икаре». Но прежде давайте вспомним, что такое миф? (слайд .) А на основе, каких источников историки изучают прошлое? Ученики: Письменных и вещественных. А можем ли мы мифы рассматривать как исторический источник? Мифом мы называем нечто фантастическое, вымышленное, такое, чего не было в реальной действительности. У древних греков это в переводе означало «слово, речь или разговор, намерение, пословицы, слух, ведомость, рассказы, перевод, байка, содержание рассказа». Следовательно, слово имело больше значений, чем современное «миф». Когда мы хотим сказать, что на самом деле в подтвержденной документами истории чего-то не было, то употребляем прилагательное «мифический». Так можем ли мы миф считать историческим источником? Обратитесь к дневникам путешественников и в задании №3 впишите в таблицу свои предположения и аргументы до прочтения и изучения мифов.
А теперь откройте свои учебники на странице 116 и прочитайте миф о Тессее и Минотавре. Назовите положительных героев мифа, а теперь отрицательных геров. Какую историческую информацию вы получили из этого мифа? А теперь послушайте миф об Икаре и Делале, который подготовила Лера.
Учитель: Заметили ли вы что-то общее, что объединяет эти мифы? Ученики: В обоих мифах дети не послушались своих родителей. В первом Тесей не сменил парус, забыл просьбу отца и тот погиб. А во втором Икар взлетел слишком высоко, и его тоже постигла гибель.
Учитель: Какой мы с вами можем сделать вывод для себя ребята? Ученики: Не обходимо прислушиваться к советам и наставлениям родителей, так как они нам желают только добра.
Учитель: Кроме письменных ученые изучают историю и по вещественным источникам, поэтому сейчас мы с вами обратимся к результатам археологических исследований на острове Крит и отправимся в порт «Дворец в Кноссе». Слайд
Рассказ учителя: В 1900 году на остров Кносс прибыл английский археолог Артур Эванс. Его внимание привлек большой холм Кефал недалеко от древнего города Кносс. Эванс предполагал, что под холмом тоже может располагаться древний город, но в результате исследований он обнаружил там и раскопал огромный дворец. Как сказочный лабиринт он имел сотни помещений, коридоров, лестничных подъемов, окон в нем было мало, свет поступал через световые колодцы- отверстия в крыше. Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, которого на Крите почитали как священное животное.
Какой мы можем сделать вывод на основании найденных вещественных источников?
Учитель: Но в 15 веке до нашей эры на острове Фера близь берегов Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. Слайд. Ураганный ветер, чудовищной величины волна и тучи пепла обрушились на Крит. Почти все постройки на нём были разрушены, население спаслось бегством. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки, перенявшие во многом культуру и традиции критян.
4. Стадия рефлексии
Задачи: Закрепит знания, полученные на уроке о географическом положении, природных условиях и основных занятиях населения Древней Греции. Уметь выделять и анализировать трудности, возникшие при изучении нового материала. Самостоятельно оценивать свою работу на уроке.
Итак, наше путешествие подходит к концу. Подняв белый парус мы с вами возвращаемся домой. Скажите, каким было для вас наше путешествие? Вы устали? Давайте немного теперь поработаем физически, сотрем доску за собой, например, на самом деле я предлагаю вам игру «Чистая доска». На доске расположены вопросы по теме нашего путешествия, отвечая на которые мы сможем их стереть и сделать доску чистой.
Вопросы:
Где расположено государство Древняя Греция?
Какие моря омывают Балканский полуостров?
Какие особенности греческих природных условий вы можете назвать?
Назовите основные занятия населения?
Какой остров самый большой в Эгейском море?
Почему одно из морей Греции называется Эгейским?
Что означает выражение «Нить Ариадны?»
Можем ли мы изучать мифы как исторические источники?
Учитель: Итак, наша доска осталось чистой и с этим заданием мы справились. Скажите, когда мы возвращаемся из путешествия чем мы обычно занимаемся в первую очередь? (Кто-то дарит сувениры родным и друзьям, делится с ними впечатлениями, показывает фотографии, сохраняет их в компьютере, делится ими в соцсетях)
Я предлагаю вам поделиться с нами своими впечатлениями. Перед вами экран вашего компьютера на котором только три значка: компьютер который означает что бы вы сохранили в своей памяти из нашего путешествия, что вам больше всего запомнилось? Второй значок – Сеть- он означает что бы вам еще хотелось узнать о той теме, которую мы изучали сегодня. И третий значок- Корзина, туда мы поместим информацию которая нам не пригодится, не нужная если такая была в нашем путешествии.
Ответы учащихся. А теперь последний раз обратимся к нашим «Дневникам путешественников» Выполнив задание №4 «Выбери парус». Ваша задача оценить свою работу на уроке выбрав парус определенного цвета.
5. Домашнее задание: параграф 24 нарисуйте иллюстрации к понравившемуся мифу или сделайте кроссенс по истории Древней Греции. Урок окончен.
Приложения: «Дневник путешественника»
З
адание №2. Заполни контурную карту «Древняя Греция»
Штриховкой обозначьте территории, на которых жили греческие племена.
Подпиши название полуострова, на котором расположена Греция
Надпишите названия 3-х частей, на которые делилась Греция.
Надпишите названия морей, которые омывают Грецию.
Надпишите название самого большого острова.
Цифрами на карте обозначены древнейшие города Греции. Напишите их названия.
(Смотри карту в параграфе 24)
Задание №3. Заполни сравнительную таблицу:
«Природные условия и занятия в древности»
Природные условия | Древний Восток | Древняя Греция |
Реки | Полноводные реки | |
Почва | Плодородная мягкая почва | |
Море | Нет | |
Горы | Нет | |
Климат | Теплый | |
Занятие | Основная масса населения занималась земледелием | |
Задание №4. Можно ли рассматривать мифы как исторический источник?
До прочтения мифов заполни таблицу
Да | Нет |
Аргументы: 1. 2. 3. | Аргументы: 1 2. 3. |
После изучения мифов заполни таблицу
Можно ли рассматривать мифы как исторический источник?
Да | Нет |
Выпиши ту информацию которая могла соответствовать действительности: (наличие государств в то время, так как есть упоминание слов «цари», «дань» могло соответствовать исторической действительности. Существование городов, дворцов, искусных мастеров, развитие мореплавания, строительство кораблей тоже отнесем к действительности.) | Выпиши ту информацию которая является вымыслом: (сказочным могло быть чудовище Минотавр и происхождение названия Эгейского моря) |
Сделай вывод и ответь на вопрос: Можно ли рассматривать мифы как исторический источник? |
Ответь на дополнительные вопросы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Задание №5 «Выбери парус».
О
цените свою работу на уроке:
Я не достаточно работал на уроке, могу и лучше.
Я старался и выполнял все задания, но у меня не все получалось,
Возникали затруднения
Я активно и эффективно работал на уроке, выполнил все задания, они не представляли для меня особой сложности.
* Задание №6.Решите задачу: В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование цивилизация Крита из-за взрыва вулкана на острове Фера.
Сколько лет прошло с момента гибели Критской цивилизации до сегодняшнего дня?
1500 г до н.э. Р.Х. 2014 г.
Памятка «Как работать с мифом.»
Прочти текст мифа.
Выпиши из мифа ту информацию которая могла соответствовать действительности.
Выпиши из мифа информацию, которая является вымыслом, выдумкой.
Ответь на главный вопрос и сделай вывод.
Ответь на дополнительные вопросы:
А) Как бы выбрались из лабиринта вы? Предложите свой вариант.
Б) Как вы понимаете теперь выражение «нить Ариадны».
Памятка «Как работать с мифом.»
1. Прочти текст мифа.
2. Выпиши из мифа ту информацию которая могла соответствовать действительности.
3. Выпиши из мифа информацию, которая является вымыслом, выдумкой.
4. Ответь на главный вопрос и сделай вывод.
5. Ответь на дополнительные вопросы:
А) А как бы вы бежали с острова если бы знали, что путь по морю для вас закрыт? Предложите свой вариант.
Б) Чему учит этот миф?
Картинки пазла.