В. Драгунский «…Бы»
Подготовила Цовма И.А.
МОУ «СОШ № 13» г. Железногорска Курской обл.
Этапы урока | Ход урока (деятельность учителя) | Деятельность учащихся | УУД | Личностное развитие |
Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
I.Мотива ция к учебной деятель-ности | -Вы хорошо видите? -Вы хорошо слышите? -Повторяйте за мной! -Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй вольный ветерок! -Здравствуй крепенький дубок! -Мы живем в родном краю. –Всех я вас приветствую! Садитесь, пожалуйста. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. А чтобы все у нас получилось, давайте будем вместе размышлять, фантазировать и читать. Начинается урок литературного чтения на котором мы продолжим знакомиться с лучшими произведениями русских советских писателей. | -Да -Да | Готовность к деятельности, положитель ная эмоциональ ная направлен ность | Понимание и адекватная оценка языка | Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке |
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | Проверку домашнего задания давайте начнем с игры « Кто-то начал, ты- продолжи!» : Где-то плещется море синее. Мчаться белые поезда…. На прошлом уроке мы познакомились со сказкой немецкого писателя Ганса Фаллады «История про мамину сказку» и вам было задано задание: нарисовать рисунок к наиболее понравившемуся эпизоду с его описанием. Давайте проверим, как вы справились с заданием. -Я не зря попросила вас улыбнуться друг другу в начале урока. –Когда улыбаются люди? -Подберите синонимы к слову юмор. - Какой бывает смех? -А улыбка? - Так и многие произведения, некоторые вызывают добрую улыбку- это юмористические произведения, а некоторые злой смех-это сатирические произведения. –Подберите однокоренные имена существительные к словам юмористические и сатирические. Вот какая схема у нас получилась: СМЕХ / \ добрый злой / \ юмористические сатирические произведения / \ юмор сатира Вывод: значит, юмор-это добрый смех, а сатира- злой, высмеивающий смех. -Например , вы упали, а все засмеялись, вам больно , а всем смешно. На уроке вы не можете решить задачу, а все смеются. Какой это смех? -На какое произведение похожа эта история? -Я заплету косички и буду вместе с вами бегать по коридору, прыгать, скакать, чтобы вас развеселить. Смешно вам будет? Какой это будет смех? -На какое произведение будет похожа эта история | Дети читают рифмы. Выступают 2-3 учащихся со своими работа ми. Настроение, хорошее расположение духа Добрый, злой, высмеивающий-Добрая, злорадная. -Юмор, сатира. - Злой -Сатирическое -И добрый и злой: кто-то осудит, а кто-то скажет молодец развлекает детей. Юмористическое и сатирическое | Постановка вопросов, разрешение конфликтов, владение разными видами речи, умение выражать свои мысли | Актуализация изученных способов действий, активизация познавательной деятельности, развитие мыслительных операций (анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений, доказательство | Планирование, прогнозирование, контроль, коррекция | Мотивационная основа учебной деятельности, смыслообразова ние, развитие этических чувств |
III Выявление места и причины затруднения | Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. | | Учет разных мнений, коордиониро- вание в сотрудничестве разных позиций, формулирование и аргументация своего мнения | Умение структурировать знания, постановка и формулирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Волевая регуляция, прогнозирование | Развитие учебно-познавательного интереса |
IV Построение проекта выхода из затруднения | Построение нового способа действия, зафиксировать во внешней речи новое учебное действий. | | Планирование учебного сотрудничества,адекватное использование речи для планирования и регуляции деятельности | Постановка познавательной цели, построение речевых высказываний, логической цепи рассуждений | Целеполагание, планирование, прогнозирование, познавательная инициатива | Самоопределение,нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
V Реализация построенного проекта | Построение и фиксация нового знания | | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение управлять поведением, выражать свои мысли | Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, умение осознанно строить речевые высказывания | Контроль, коррекция, оценка | Осознание ответственности за общее дело, следование в поведении моральным нормам |
VI Первичное закрепление во внешней речи | Понравилось ли произведение? А исполнение Драгунского? -Каков жанр его? Почему? -От лица автора или персонажа ведется повествование? -Какие картины вы себе представили? – Почему автор дал такое необычное название своему рассказу? -Оправдались ли ваши предположения о том, кто же главный герой произведения? - Как бы вы охарактеризовали Дениса? -Какое настроение сложилось у вас после прочтения? -Что вызвало улыбку на ваших лицах во время чтения рассказа? -Этот рассказ какой? –Он юмористический или сатирический? Почему? -Вывод: значит сочетание юмора и сатиры существует и в произведениях ,и в реальной жизни. | Мне понравилось произведение в исполнении автора т.к. Драгунский показал пример, как надо читать. Это рассказ. Повествование ведется от лица самого Дениски Сидит, качаясь на стуле и фантазирует. -Мальчик часто повторял слово бы, мечтал о том, чего не бывает на самом деле. - Да, это Дениска. Это добродушный мальчик выдумщик и фантазер Настроение весёлое, вызывающее смех. Понравились фанта зии главного героя рассказа Дениски Смешной . И юмористический и сатирический. | Управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества,умение выражать свои мысли | Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, выведение следствий | Контроль, коррекция, волевая саморегуляция | Нравственно- этическая ориентация в том числе оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор |
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях | | Коордиониро -вание разных позиций с учетом разных мнений, достижение договоренностей и согласование общего решения | Постановка познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эта-лоном, коррек- ция, оценивание качества и уровня усвоения | Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения |
VIII Включение в систему знаний и повторение | - Представьте себя в роли актёра. Вам нужно показать все роли, в которых хотел побывать Денис. Какие средства языка вы для этого используете? - Сейчас мы будем ставить радиоспектакль. Ваша задача: выбрать нужную интонацию, голос для каждой из ролей, чтобы наиболее полно донести идею автора до слушателя. Распределим роли. - Какая из ролей наиболее удалась? - Что не получилось и почему? - Как вы думаете, что хотел нам сказать автор своим рассказом? -Правомерно ли авторы учебника отнесли этот рассказ в раздел «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» | Разную интонацию, голос, мимику, жесты. Повторное чтение детьми «по ролям» -Ответы детей. -Автор хотел сказать, что нужно быть терпеливыми и стараться понимать друг друга. | Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, управление поведением партнера, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач | Поиск и выделение необходимой информации, синтез, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, доказывать | Прогнозирование,контроль | Нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, |
IX Рефлексия учебной деятельности | - С каким рассказом В. Драгунского мы познакомились на уроке и в чём его особенность? Берегите друг друга , Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте. Суету позабудьте. И в минуту досуга. Рядом с другом побудьте. Берегите друг друга . Берегите друг друга. Без притворства и лести, Берегите друг друга: Ненадолго мы вместе. –Что вы поняли прочитав рассказ? -Что значит быть хорошим сыном или дочерью? -Изменится ваше отношение к родителям? -Дома, я предлагаю вам пофантазировать на тему «Что было бы, если дети были бы во всех делах главные» или сочинить рассказ на тему: «Я в роли мамы (папы)». А на следующем уроке мы заслушаем ваши фантазии на предложенную тему. –А кто умеет красиво рисовать? Вы готовите рисунок к тексту и небольшой рассказ о том, что изобразили. | -На уроке мы познакомились с рассказом В. Драгунского «…Бы». Это юмористичес кий рассказ. Ученица читает стихотворение -Что родителей нужно почитать, любить, слушаться и прислушиваться к их советам. Правильно себя вести и стараться не расстраивать родите лей. Я попрошу прощения у родных и буду их беречь. Поведение главного героя заставляет меня задуматься над своим. | Планирова ние учебного сотрудни чества, фор мулирование и аргумента ция своего мнения | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности | Волевая саморегуляция, оценка выделение и осознание того, что уже усвоено | Внутренняя позиция школьника,самооценка на основе критерия успешности, эмпатия |