Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.
Тема урока: Имя существительное как часть речи.
Цели урока: 1. Образовательная: формировать понятие об имени существительном, как о части речи;
2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расширять кругозор.
3. Воспитательная: воспитывать любовь к языку своего народа, аккуратность выполнения работы в тетрадях, умение слушать своего товарища, умение работать в группах.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
участвовать в групповом обсуждении
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать слова – названия предметов; использовать специальную терминологию при определении части речи; распределять имена существительные в тематические группы предметов.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради на печатной основе; мульти медиа проектор, карточки для индивидуальной работы; карточки - солнышко для рефлексии.
Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
Ход урока
Организационный момент.
– Давайте поприветствуем гостей нашего урока.
– Начнём с проговаривания девиза нашего урока:
С малой удачи начинается большой успех.
– Как вы объясните смысл данного высказывания?
Проверка домашнего задания
- Назовите мне слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что? Какой? Какая? Что делает? Что делают?
-У кого были трудности при выполнении домашнего задания?
III. Каллиграфическая минутка
Ребята, продолжить наш урок я хотела бы с пословицей:
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Вы со мной согласны? Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Мы узнаем что-то новое, что-то интересное.
Ребята, наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно мы достаем и используем их.
Но этот сундучок с знаниями должен быть у каждого из вас.
Сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие по королевству с красивым звучным названием «Имя существительное». Как в любом государстве, здесь действуют свои законы, соблюдаются свои традиции. А путешествовать мы будем на паровозике «Удача».
И первая станция, к которой мы приближаемся - это станция «Чистописание»
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
- Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.
Сегодня мы будем:
НАБЛЮДАТЬ
ЗАМЕЧАТЬ
РАЗМЫШЛЯТЬ
ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ
Минутка чистописания.
В чистописании запишите парные согласные.
Что это за буквы? Охарактеризуйте их.
( оцените свою работу с помощью трех цветных карандашей)
Словарная работа (один ученик работает у доски)
Отгадайте загадки, запишите отгадки, обозначьте орфограммы
Сидит в темнице,
А коса на улице.
( Морковь)
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи, меня ищи.
(Капуста)
А придет на стол она.
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картофель)
-Как эти слова можно назвать одним словом? (овощи)
- Поставьте ударение, обозначьте орфограмму.
- Это тоже словарное слово, запомним как оно пишется.
- Подберите однокоренные слова к слову овощи, обозначьте орфограмму. (Овощной, овощник)
V. Актуализация знаний и постановка темы урока.
- Какое слово лишнее и почему? (овощной)
- Докажите правильность выбора, используя специальные термины из прошлого урока.
- что могут обозначать имена существительные?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. ( Имя существительное как часть речи)
- Какова же цель нашего урока? ( научиться различать слова – названия предметов; распределять имена существительные в тематические группы предметов)
VI. Работа по теме урока
Итак, следующая станция «Знайки».
Наш урок посвящён теме "Имя существительное".
Что вы знаете об имени существительном?
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы, события, явления природы.
Почему одни имена существительные отвечают на вопрос кто?, а другие – что?
- Прочитайте правило от тетушки Совы на с .45 и ответьте на вопросы.
- Приведите свои примеры имен существительных.
Работа по учебнику с. 44, у.74 ( устно ответить на вопросы учебника по цепочке) Выполнить задание упражнения ( на выбор учащихся) выписать слова на вопрос кто? или что? Взаимопроверка.
VII. Физкультминутка. И наш паровозик прибыл на станцию "Музыкальная".
VIII. Работа по теме урока ( продолжение)
Итак, следующая станция «Самый внимательный».
Перед вами слова: девочка, мячик, стол, птицы, яблоко, тетрадь, карандаши, школа, пенал.
Посмотрите внимательно на эти слова. Что вы заметили?
Как изменяются имена существительные? По числам (ед.ч. и мн.ч.)
Работа по карточке №1.
Допиши пару.
Шапки - , носки - , яблоки - , сад - , сапоги - , груша - , лес - , камни - , острова - , село - , поля - , деревья - , столы - , ключи - , ромашки - , ягоды - , огни - .
Проверка
Ребята, вы справились с заданием, и наше путешествие продолжается .
IX. Закрепление изученного материала
Следующая станция "Грамотейкино".
Под ольхой в тени ветвей
Ёж созвал своих друзей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Вам не сложно угадать?
Помогите их собрать!
БЕЛ - КА, МЕД - ВЕДЬ, СОЛН - ЦЕ.
На какие три группы можно разделить эти слова. Какой вывод можно сделать? Имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду.
Женский род запомню я и скажу: "Она моя”.
И запомню род мужской и опять скажу: "Он мой”.
Средний род: "Оно моё” – это правило твоё.
Работа по карточке №2.
(разноуровневые задания - Знайка, Мальвина, Буратино)
1 уровень. Выписать имена существительные женского рода.
2 уровень. Выписать имена существительные женского и мужского рода.
3 уровень. Определить род имён существительных.
Шкаф, молоко, девочка, ученик, парта, петух, книга, солнце, кот, пальто, лисица, капуста, воробей, мороз, окно, платье, черепаха, облако.
Молодцы ребята!
X. Рефлексия
. На индивидуальных карточках записаны слова .
Сказал, белый, девочка, завод, железный, ракета, письмо, рисовать.
- Выпишите только имена существительные
Проверка - учитель показывает ответ - карточку с именами существительными .
- Оцените свою работу.
Xl. Итог урока. Домашнее задание.
Вот и закончилось наше путешествие по удивительному королевству «Имя существительное». Вы проехали долгий путь, на станциях наш паровоз «Удача» делал остановки, вы выполнили все предложенные вам задания.
Ребята, покажите какое у вас настроение сейчас?
Я думаю, что вы были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно, и сумели применить свои знания.
Кто почувствовал себя знатоком имени существительного?
Оцените себя. Кто поставил себе оценку «5»? «4»? «3»?
Что вам понравилось? Чем мы занимались? Что было интересным?
- Какую часть речи вы научились распознавать?
- Что обозначают имена существительные? На какие вопросы отвечают?
Тетрадь на печатной основе с. 24, у.51.
Рефлексия. (приложение )
– А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя солнышко, которое лежит у вас на парте. Солнышки повесьте на доску, чтобы в классе стало светлее и теплее.
-отлично усвоил тему урока, урок понравился, все было понятно
-знаю, но не могу рассказать, нуждаюсь в помощи учителя.
-ничего не понял, урок не понравился.
Спасибо за работу. Урок закончен.