Мотивация к учебной деятельности
– Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь и поздоровайтесь.
Ровно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко – сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Начинается урок.
Актуализация опорных знаний
-Ребята, давайте с вами вспомним с какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? ( С зоной степей ).
- Какие особенности климата в этой природной зоне?
- Как приспособились животные и растения к жизни в условиях этой природной зоны?
- Назовите основные виды деятельности людей данной природной зоны.
- Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу степей?
- Какие экологические проблемы с этим связаны?
Изучение нового материала
- Разгадайте ребус СЛАЙД
-Какова будет тема урока? СЛАЙД
-Какие цели мы поставим на урок?
- Откройте учебник на стр 48-49, найдите зону пустынь.
- Каким цветом на карте обозначена зона пустынь? (Пустыня на карте обозначена оранжевым цветом)
- Где находится эта зона? (расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона.)
- Кто покажет зону пустынь на карте? (карта на слайде)
- Как вы думаете, какой климат преобладает в этой зоне? Почему?
- видеоролик
- Что вы узнали из ролика?
- Какие бывают пустыни?
– Что вы представляете, когда слышите слово «пустыня»? (Жаркое солнце, нет дождей, верблюды, песок…)
- От какого слова произошло слово «пустыня»?
(От слова «пусто».)
- Как вы думаете, действительно ли в пустыне пусто?
Исследовательская деятельность
-Докажем наши предположения, поработав в группах
- но сначала, вспомним правила работы в группах.
Используя материалы учебника выполните задания, которые я вам раздам
1 группа
Перечислить все растения
Рассказать о приспособлении растений к условиям пустынь
Дать характеристику верблюжей колючке, джузгуну, колосняку
2 группа
Перечислить всех животных и насекомых
Рассказать о приспособлении животных к условиям пустынь
Дать характеристику сайгаку и верблюду
3 группа
Рассказать чем занимается население в пустыне
Рассказать о экологических проблемах
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП
Предлагает учащимся выступить с отчетами по результатам исследовательской деятельности: «Растения пустынь»,
«Животные пустынь».
– Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц ?
А как вы думаете почему
– это потому, что птицы плохо переносят жажду.
Отчет «Экологические проблемы пустынь».
Молодцы, вы отлично справились с заданием
-Подтвердились ли наши предположения о том, что в пустыне пусто?
Физминутка
Вы наверное устали?
-Да
Ну тогда все дружно встали
СЛАЙД
Закрепление.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру да/нет. Я буду читать утверждения, если утверждение верно, тогда вы хлопаете, а если нет- топаете
1.Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды | Да |
2.У растений ствол длиннее корня | Нет |
3.Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода | Да |
4.Зимой в пустыне снега нет | Нет |
5.Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов. | Да |
6.В пустыне только два времени года: зима и лето. | Да |
7.Верблюд это животное, которое не может долгое время обходиться без воды и пищи. | Нет |
8.Растения расцветают только когда идут дожди, а затем быстро засыхают | Да |
9. Заповедник «Черные земли» расположен в зоне Тайги. | Нет |
Итоги урока.
- С какой природной зоны мы познакомились?
-Какие отличительные особенности пустыни?
(почвы: песок и глина, нехватка воды, жаркое, сухое продолжительное лето)
-Как животные и растения приспособились к жизни в этой зоне?
- Как вы думаете, о всех животных и растениях пустыни вы узнали на уроке?
Домашнее задание. Рефлексия
- Д/з с 118- 125 прочитать, подготовить сообщение о растениях , животных пустынь. СЛАЙД
- Отгадайте загадку
Пустыня – родина моя.
Вот там – большой и толстый я
Среди сухих песков расту
И пышно раз в году цвету.
Мои листочки так остры,
Что называются – шипы.
Я лакомое блюдо
В пустыне для верблюда
- Если вам понравился урок, вы довольны своей работой – то поднимите зеленый смайлик, если вы не довольны своей работой, - то красный смайлик.
- Спасибо за урок.