СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе «Что обозначает имя существительное»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе путешествия по станциям учащиеся повторяют сведения об имени существительном, полученные в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Что обозначает имя существительное»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школь №2» с. Бешпагир

Грачёвского муниципального района Ставропольского края











СЦЕНАРИЙ ОКРЫТОГО УРОКА

«Что обозначает имя существительное»



Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Некрасова Н.Н




с. Бешпагир

Тема: «Что обозначает имя существительное»

Цель урока:  Формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве существительного
Предметные:
закрепить  и обобщить  сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы. 
Метапредметные: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки. 
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать  навыки сотрудничества
Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  учебно – исследовательская деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный 
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД: 
· Прием рефлексивной деятельности 
· Метод конкретизации целей обучения 
· Метод открытого обсуждения новых знаний 
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников 
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я — ученик» к уровню «я – исследователь».
Ход урока 
1. Орг. момент 
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. 

2. Актуализация знаний 
На слайде представлены слова. Найдите основание для классификации и распределите их на группы. Посовещайтесь.

Дом, Родина, хлеб, дорога, жизнь, дочь, мужество, школа, радость.


3.Целеполагание 
Сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете? 
— Правильно, это имя существительное. 
— Прочитайте эпиграф урока: 
Имя существительное – хлеб языка. 
      Л.В.Успенский 
-Как вы понимаете это высказывание?
— Объясните постановку тире.     
(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).
— Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи). Цели!
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы  расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.   

4. Работа по теме.

-А чтобы вам  не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? (маршрут)
 Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!
Маршрутный лист 

№ 

остановка 

Количество баллов 

«Опознавательная» 


«Теоретическая » 


«Морфологическая» 


«Синтаксическая» 


«Проверочная» 



   ИТОГ: 



5. Работа по теме урока 
1 остановка «Опознавательная» 
-Попробуем свои силы в первом испытании. 
-Можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это. 
 (Текст размножен) 
— Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные. 
Пуськи бятые. 
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: 
— Калушата, калушаточки! Бутявка! 
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. 
А калуша волит: 
— Оее, оее! Бутявка – то некузявая! 
Калушата бутявку вычучили. 
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит: 
— Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые! 
— (Имена существительные – это пуськи,  калуша, напушка, бутявка,  калушата, калушаточки) 
-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет) 
-Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечая  на  вопросы   что?   или   кто? и  обозначает предмет.  Разве слова — доброта, милосердие, сострадание — это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, лю­дей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы. 

Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание .

2 остановка «Теоретическая» 

Давайте поработаем с учебником. Откройте его на стр. 247, выполним упражнение №694 в группах.
№ 695. 1 группа- 1, 2, 7, 2 группа – 3, 4, 7, 3 группа – 5, 6, 7

Физкультминутка
-Ребята! Вы любите играть?  Я  очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.
     Зима, утро, урок, море,  ночь,
 


3 остановка   «Морфологическая» 
1 группа -1 ряд
 Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении? 
Вода, корабль, ночь,  меч,  блюдечко, окно, рожь, 

2 группа – распределите имена существительные  на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Дама сдавала в багаж 
Диван, 
Чемодан, 
Саквояж, 
Картину, 
Корзину, 
Картонку 
И маленькую собачонку. 


3 группа. 
Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли
 
Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, птица орел- город Орел, доброта 


4 остановка «Синтаксическая» 
-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.
Сосна – это хвойное дерево.
Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного
-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном.


Конечная остановка «Проверочная» 
тест “Имя существительное”
1. Найдите неверное утверждение. 
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
 
2.   Укажите имя существительное 
А. смелость Б. смело   В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении 
“Берёзы украшают леса”: 
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством. 
4. Определить род существительных: честность, правда, книги. 
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет? 
Самопроверка 
Ответы 
1. Б 
2. А 
3. Б 
4. женский 
5. неодушевленные 
«5» — 5 правильных ответов; 
«4» — 4 правильных ответа; 
«3» — 3 правильных ответа 
6.Выставление оценок. 
7.Рефлексия (Продолжите фразу).    
— У меня получилось… 
— Было интересно… 
— Было трудно… 
— Теперь я знаю… 

8. Домашнее задание:  1) подготовить рассказ об имени существительном,

2) упр. 693 или составьте рассказ на основе текста «Пуски бятые»
Благодарю вас за урок!






Рабочий лист учащегося 3 группы _____________________________

__________________________________
___________________________________

___________________________________

№ 

остановка 

Количество баллов 

«Опознавательная» 


«Теоретическая » 


«Морфологическая» 


«Синтаксическая» 


«Проверочная» 



   ИТОГ: 



1 остановка «Опознавательная» 
Пуськи бятые. 
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: 
— Калушата, калушаточки! Бутявка! 
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. 
А калуша волит: 
— Оее, оее! Бутявка – то некузявая! 
Калушата бутявку вычучили. 
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит: 
— Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые! 

2 остановка «Теоретическая» 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 остановка   «Морфологическая» 

3 группа. 
Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли?
 
Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, орел, Орел, доброта 











4 остановка «Синтаксическая» 
-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.


Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.
Сосна – это хвойное дерево.
Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.


Конечная остановка «Проверочная» 





Просмотр содержимого презентации
«Что обозначает имя существительное»

Найдите основание для классификации  Дом, Родина, хлеб, дорога, жизнь, дочь, мужество, школа, радость.

Найдите основание для классификации

Дом, Родина, хлеб, дорога, жизнь, дочь, мужество, школа, радость.

Родина дом  жизнь Дорога хлеб  дочь  Школа мужество  радость

Родина дом жизнь

Дорога хлеб дочь

Школа мужество радость

Имя  существительное – хлеб языка         Л.В.Успенский 

Имя

существительное –

хлеб языка        Л.В.Успенский 

Что обозначает имя существительное

Что обозначает

имя существительное

В путь!

В путь!

Остановка «Опознавательная»  Пуськи бятые.   Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:   — Калушата, калушаточки! Бутявка!   Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.   А калуша волит:   — Оее, оее! Бутявка – то некузявая!   Калушата бутявку вычучили.   Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:   — Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые! 

Остановка «Опознавательная»

Пуськи бятые.  Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:  — Калушата, калушаточки! Бутявка!  Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.  А калуша волит:  — Оее, оее! Бутявка – то некузявая!  Калушата бутявку вычучили.  Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:  — Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые! 

Имена существительные – пуськи,   калуша, напушка,  бутявка,   калушата,  калушаточки

Имена существительные

пуськи, 

калуша,

напушка,

бутявка, 

калушата,

калушаточки

Остановка  «Теоретическая»

Остановка «Теоретическая»

Остановка «Морфологическая»  1 группа    Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?   Вода, корабль, ночь,  меч,  блюдечко, окно, рожь

Остановка «Морфологическая»

1 группа   Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении? 

Вода, корабль, ночь,  меч,  блюдечко, окно, рожь

Остановка «Морфологическая»  2 группа – распределите имена существительные  на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.  Дама сдавала в багаж   Диван,   Чемодан,   Саквояж,   Картину,   Корзину,   Картонку   И маленькую собачонку.     

Остановка «Морфологическая»

2 группа – распределите имена существительные  на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.

Дама сдавала в багаж  Диван,  Чемодан,  Саквояж,  Картину,  Корзину,  Картонку  И маленькую собачонку. 

 

Остановка «Морфологическая» 3 группа.   Распределить слова в два столбика.  По какому признаку распределяли?    Пушкин, поэт, река, книга,  Днепр, орел, Орел, доброта

Остановка «Морфологическая»

  • 3 группа.  Распределить слова в два столбика.

По какому признаку распределяли?

Пушкин, поэт, река, книга,

Днепр, орел, Орел, доброта

Остановка «Синтаксическая» Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.  Дерево поднялось выше дома.  На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.  Сосна – это хвойное дерево.  Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Остановка «Синтаксическая»

  • Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.

Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной. Сосна – это хвойное дерево. Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Остановка «Проверочная»  Тест “Имя существительное”  1. Найдите неверное утверждение.   А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.  Б. Имена существительные изменяются по родам.  В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.   2.   Укажите имя существительное   А. смелость Б. смело   В. Смелый  3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении  “Берёзы украшают леса”:   а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.   4. Определить род существительных:  честность, правда, книги.   5. Как называются существительные, называющие неживой предмет? 

Остановка «Проверочная»

Тест “Имя существительное” 1. Найдите неверное утверждение.  А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Б. Имена существительные изменяются по родам. В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 

2.   Укажите имя существительное  А. смелость Б. смело   В. Смелый

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении  “Берёзы украшают леса”:  а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством. 

4. Определить род существительных: честность, правда, книги. 

5. Как называются существительные, называющие неживой предмет? 

Ответы   1. Б   2. А   3. Б   4. женский   5. неодушевленные   «5» — 5 правильных ответов;   «4» — 4 правильных ответа;   «3» — 3 правильных ответа 
  • Ответы  1. Б  2. А  3. Б  4. женский  5. неодушевленные 
  • «5» — 5 правильных ответов;  «4» — 4 правильных ответа;  «3» — 3 правильных ответа 
Домашнее задание

Домашнее задание

  • 1) подготовить рассказ об имени существительном,
  • 2) упр. 693 или составьте рассказ на основе текста «Пуски бятые»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!