СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "Зрительный анализатор"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Зрительный анализатор"»

Конспект урока по теме «Зрительный анализатор»

Тип урока: урок-исследование.

Цели урока:

Образовательные: рассмотреть строение и свойства глаза, работу глаза как оптической системы, объяснить дефекты зрения, возможную профилактику и коррекцию этих дефектов.

Развивающие: способствовать формированию познавательного интереса, интеллектуальных и экспериментальных умений и навыков, показать применимость законов физики к анализу живых систем, интегрировать и обобщать знания из различных областей знаний; формировать культуру бережного обращения с глазами.

Воспитательная: сформировать умение работать в паре, адекватно оценивать свои знания, возможности, развивать чувство уважения и самоуважения, толерантности, умения вести диалог.

Задачи:

  • создание условий для интеллектуального развития детей;

  • создать условия для формирования умения анализировать различные подходы в решении одного и того же вопроса.

Компетенции, на формирование которых направлен урок:

  • ценностно-смысловые – способность видеть и понимать окружающий мир;

  • общекультурные – освоение учеником научной картины мира;

  • учебно-познавательные – умение отличать факты от домыслов;

  • коммуникативные – навыки работы в паре, владение различными социальными ролями в коллективе;

  • компетенции личностного самосовершенствования – культуры мышления и поведения, навыков здоровьесбережения.

Предполагаемые результаты:

  • личностные — воспринимать ценность учебного процесса как интеллектуального труда и познания нового; знание здоровьесберегающих технологий;

  • метапредметные – овладение составляющими исследовательской деятельности, наблюдать, делать выводы и заключения, умение планировать, прогнозировать, оценивать свои действия;

  • предметные — иметь представление об анатомическом строении глаза, изучить механизм работы оптической системы глаза, объяснять выявленные закономерности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Оборудование: плакат, раздаточный материал для проведения исследовательской работы.

ТСО: ПК, мультимедийный проектор, презентация.



План урока:

1. Организационный момент (1 мин)

2. Целеполагание и мотивация (5 мин)

3. Изучение нового материала (8 мин.)

5. Исследование (10 мин)

4. Подведение итого (4 мин)

6. Домашнее задание

7.Рефлексия



Ход урока

1.Организационный этап.

– Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок анатомии, на котором вы проведете исследование и раскроете новые секреты строения и функционирования своего организма. А я вам в этом помогу.

2.Целеполагание и мотивация

Мозговой штурм. Метод кроссенс.

Какое понятие объединяют все эти рисунки? (органы чувств).

Какая деталь объединяет эти приборы? (Линза – это прозрачное тело, ограниченное с двух сторон сферическими поверхностями, которая преломляет свет, оптическая сила - диоптрии).

Ребята, а есть ли в нашем организме такая деталь? Где она находится? О чем мы сегодня будем с вами говорить? (Записывают тему в тетрадь). (А что такое анализатор? Как происходит передача информации и куда?).

Актуальность. К сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения. С каждым годом число таких детей растет.

90% информации мы получаем с помощью наших глаз. Даже народная поговорка гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Что же сегодня мы должны узнать о нашем зрении? Как устроен глаз, его свойства и какие бывают дефекты зрения – это цель нашего урока.

Гипотеза: глаз - оптический механизм, и как любой механизм он может при неправильной эксплуатации давать сбои.

Так ли это? В ходе урока вы попробуете доказать либо опровергнуть данную теорию.

3. Изучение нового материала:

Посмотрите друг на друга, помигайте. Найдите у своего товарища веко, слезную железу, ресницы и брови. Какие функции они выполняют? (защитную: брови, веко и ресницы - от попадания пота и пыли, слезная железа от пересыхания).

А сейчас откройте учебник на странице 306, найдите рисунок 135 «Строение глаза» и давайте вместе со мной узнаем, из чего же состоит наш глаз!

Глаз – орган восприятия светового раздражения у человека.

По форме глаз – шар диаметром 2,5 см и массой около 7 – 8 г. Зрительный анализатор состоит из глазного яблока, проводящих путей и коры головного мозга – затылочная доля. Глазное яблоко покрыто белочной оболочкой (склерой).

Средняя оболочка – сосудистая. Передняя часть сосудистой оболочки – радужка. В центре радужной оболочки находится отверстие – зрачок.

За зрачком расположен хрусталик – двояковыпуклая линза, окруженная ресничной мышцей. Всю внутреннюю часть глазного яблока заполняет стекловидное тело – прозрачное студенистое вещество, которое поддерживает внутриглазное давление.

Световые лучи, преломляясь в роговице, хрусталике, стекловидном теле, фокусируются на внутренней оболочке глазного яблока – сетчатке.

Роговица, водянистая влага, хрусталик и стекловидное тело образуют оптическую систему глаза. Оптическая система глаза напоминает фотоаппарат.

  • Роговица работает как передний элемент объектива, преломляя поступающий свет.

  • Радужная оболочка работает в качестве диафрагмы – расширяющейся или сужающейся в зависимости от требуемой экспозиции. На самом деле радужная оболочка, дающая глазам цвет, это всего лишь мышца, которая расширяется или сжимается и таким образом определяет размер зрачка.

  • Зрачок – объектив, а в нем – хрусталик – фокусирующая группа линз объектива, способная менять угол преломления света.

  • Сетчатка, находящаяся на задней внутренней стенке глазного яблока, работает как пленка (на ней образуется изображение).

  • Мозг – процессор, обрабатывающий информацию.

4. Исследование (практическая работа).

А какими свойствами обладает наш глаз? Я вам предлагаю провести небольшое исследование. У вас на столах лежит инструктивная карта, выполните задание под номером один.

Задание №1. Возьмите авторучку (шариковую ручку) и держите её вертикально, посмотрите на плакат, который весит на доске прямо за ней. Закройте один глаз, затем другой, какие изменения происходят? Закрывает ли ручка часть плаката? Какой вывод можно сделать?

Свойство: бинокулярность зрения – способность воспринимать глубину пространства (стереоэффект). Формирование изображения от двух источников. Видим объекты объемными, а не плоскими.

Выполните задание №2.

Возьмите авторучку и отдаляйте её от глаз, а затем приближайте. Что вы наблюдаете? О какой способности нашего глаза идет речь? Сделайте вывод.

Аккомодация – способность глаза приспосабливаться к четкому различению предметов, расположенных на разных расстояниях от глаза. Аккомодация происходит путем изменения кривизны поверхностей хрусталика. Приближая объект - он становится выпуклым, отдаляя – вогнутым.

Выполните задание под №3

Прочитайте информацию и выполните исследование.

Самая важная часть глаза - сетчатка, так как именно здесь начинается зрительное восприятие.

В сетчатке расположены рецепторы глаза – палочки и колбочки. Палочки воспринимают форму предмета при слабом освещении, колбочки отвечают за цветное зрение. В сетчатке происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг, в зрительную зону коры больших полушарий. В этой зоне происходит различение раздражений – формы предмета, окраски, величины и т. д.

На сетчатке можно выделить два пятна:

1) желтое – здесь сосредоточены только колбочки. Это место наилучшего видения.

2) слепое – место выхода зрительного нерва, здесь отсутствуют фоторецепторы


На листе белой бумаги вы видите рисунок в виде черной звездочки и крестика, расположенных на расстоянии 7 см друг от друга.

  1. Прикройте рукой правый глаз и поместите рисунок на расстоянии 15 см от глаз. Смотрите левым глазом на крестик и медленно приближайте и удаляйте рисунок до тех пор, пока черная звездочка не будет видна.

  2. Теперь закройте левый глаз, правым смотрите на звездочку, приближая и удаляя листок, пока не будет виден крестик.

Чем можно объяснить данное явление? Почему мы не видим изображение? Почему нельзя смотреть на яркий свет?

Свойство: Цветовое зрение. Раздражает рецепторы сетчатки (приводит к нарушению зрения, если глаз-это линза, то представьте как можно добыть огонь в лесу при помощи очков?)

И так, какие свойства характерны нашему глазу? Аккомодация, цветовое зрение, бинокулярность. А кто проверяет свойства нашего зрения? Врач-офтальмолог.

С какой проблемой он часто встречается? Какие заболевания зрения сейчас растут среди детей? С чем это связано?

Выполните задание под №4

Откройте учебник на странице 311-312, нарушения зрения, их причины и профилактика. Выясните какие заболевания характерны нашему зрению и составьте рекомендации по профилактике заболеваний глаза. (запишите в тетрадь). У вас есть 5 мин.

БЛИЗОРУКОСТЬ - При близорукости входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке, а перед ней.

ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ – При дальнозоркости входящие в глаз параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке, а за ней.

Астигматизм (косоглазие)– дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. 

Профилактика: очки (глаза имеют суммарно 60 диопртий), гимнастика. Упражнения для глаз достаточно просты: движения глаз вверх – вниз, вправо – влево, вращения; смотреть 5 – 10 с на близкий предмет, а затем - на дальний предмет. Важно! Правильная осанка при письме, освещение рабочего места 200 люкс.

5.Подведение итогов. Ребята, сегодня вы все молодцы, давайте сделаем общий вывод, действительно ли глаз - оптический механизм, и как любой механизм он может при неправильной эксплуатации давать сбои.

Глаз представляет собой сложную оптическую систему, работа которой зависит от слаженного взаимодействия всех его структур. Глаз – орган нашего зрения – это серьезный оптический механизм, и как любой механизм он может, при неправильной эксплуатации давать сбои, но если какие то части в механизме поменять можно, то с органом зрения это будет сделать очень сложно, а иногда и невозможно.

6.Домашнее задание: параграф 49, учить. Творческое задание: сделать макет глаза.

7.Рефлексия: «Багаж»