Задачи на движение по реке (6 класс)
(учебник под ред. Л.Г. Петерсон)
Основные цели:
1) сформировать способность к решению задач на движение по реке по формулам и с использованием таблицы в простейших случаях;
2) повторить и закрепить приёмы устных и письменных вычислений.
Оборудование, демонстрационный материал:
1) задания для устной работы ( слайд №№ 3 - 6)
№ 1 № 2
0,23; 0,13; 0,53; 0,12. (0,53)
№ 3
Алёша сделал кораблик и решил пустить его по реке. Расстояние до реки
км. Вычислите скорость Алёши, если он прошёл это расстояние за: 1)
ч; 2)
ч; 3)
ч
№ 4
а) Алёша пустил кораблик по течению. Кораблик проплыл за 10 мин 200 м. Чему равна скорость течения реки?
б) Скорость течения реки 20 м/мин. Кораблик проплыл 200 м. Сколько времени он плыл?
Индивидуальное задание:
Карточка №1 Скорость движения теплохода vсоб., а скорость течения реки vтеч. С какой скоростью будет двигаться теплоход: а) по течению; б) против течения? |
2) эталоны (слайд №№ 7 – 8)
v по течению = vсоб. + vтеч.
v против течения = vсоб. – vтеч.
3) образец выполнения № 234 (слайд №№ 9 – 10)
А 0,4; 3,56; Б 0,58; 0,09;
0,82; 4,18; 68; 19;
2,25; 0,2; 60000; 8,1;
2,16; 160 2,6; 10,2.
4) образец выполнения № 222 (слайд №11)
Выразим из второй формулы собственную скорость катера:
vсоб. = v против течения + vтеч.
Выразим скорость течения в м/мин:
2,7 км/ч = 2,7 · 1000 : 60 (м/мин) = 45 м/мин.
280 + 45 = 325 (м/мин) — собственная скорость катера
325 + 45 = 370 (м/мин) — скорость по течению
325 · 60 : 1000 = 19,5 (км/ч)
370 · 60 : 1000 = 22,2 (км/ч)
Раздаточный материал:
1) самостоятельная работа
Составьте выражение и найдите его значение при данных значениях переменных.
«Собственная скорость теплохода x км/ч, а скорость течения реки y км/ч. С какой скоростью будет двигаться теплоход: а) по течению реки; б) против течения реки?» (x = 35,3; y = 2,8.)
2) эталон для самопроверки ( слайд №12)
а) x + y — скорость по течению реки. v по течению = vсоб. + vтеч.
35,3 + 2,8 = 38,1 (км/ч)
б) x – y — скорость против течения реки. v против течению = vсоб. – vтеч.
35,3 – 2,8 = 32,5 (км/ч)
Ответ: скорость по течению реки: 38,1 км/ч; скорость против течения реки: 32,5 км/ч.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Цель этапа:
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: продолжаем изучать задачи на движение.
– Какого типа задачи мы повторяли на прошлых уроках? (Задачи на одновременное движение.)
– Сегодня мы продолжим работать с задачами на движения. Для успешной работы решим некоторые задания.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель этапа:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: совместные действия, формула пути;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: решение задач на движение по реке старым способом.
1. Не выполняя вычислений, выскажите предположение, у какого выражения будет самое большое значение. Проверьте себя, выполнив вычисления.
0,23; 0,13; 0,53; 0,12. (0,53)
– Представьте выбранный вами результат в виде обыкновенной дроби. (
)
– Можно ли утверждать, что полученная дробь является несократимой? (Да.)
2. Вычислите удобным способом и представьте результат в виде смешанного числа.
(1,5 = 1
.)
3. Вычислите:
«Алёша сделал кораблик и решил пустить его по реке. Расстояние до реки
км. Вычислите скорость Алёши, если он прошёл это расстояние за: 1)
ч; 2)
ч; 3)
ч».
– Назовите полученные результаты в порядке возрастания. (
/
,
)
– В каких единицах получилась скорость? Какие единицы измерения скорости вы знаете? Приведите примеры объектов, которые движутся с такими скоростями.
– Установите закономерность в данном ряду величин и укажите, чему была бы равна следующая величина. (5
км/ч.)
4. Алёша, подойдя к реке, долго думал, куда поплывёт кораблик — по течению или против течения. Помогите Алёше решить эту проблему и обоснуйте свои предположения.
5. Сравните задачи:
а) Алёша пустил кораблик по течению. Кораблик проплыл за 10 мин 200 м. Чему равна скорость течения реки? (20 м/мин.)
б) Скорость течения реки 20 м/мин. Кораблик проплыл 200 м. Сколько времени он плыл? (10 мин).
6. Индивидуальное задание:
«Скорость движения теплохода vсоб., а скорость течения реки vтеч. С какой скоростью будет двигаться теплоход: а) по течению; б) против течения?»
– Составьте выражение и найдите его значение при vсоб. = 60 км/ч, vтеч. = 1,4 км/ч.
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.
Предложенное задание может у многих учащихся вызвать затруднение, так как раньше они не сталкивались с подобными задачами.
– Какое задание вы должны были выполнить? (Составить выражение по задаче на движение.)
– Чем эта задача на движение отличается от задач на движение, которые мы раньше решали? (В этой задаче речь идёт о движении по реке, разные виды скоростей.)
– Почему задача вызвала затруднение у многих ребят? (Мы раньше не решали такие задачи, мы не знаем, что такое vсоб.,…)
– Но раньше мы решали задачи на движение, чем эта задача отличается от задач на движение, которые мы решали раньше? (В этой задаче появились новые величины: vсоб., vтеч.)
– В чём особенность таких задач? (Объекты движутся по реке, а не по суше).
– Сформулируйте цель урока. (Научиться решать задачи на движение по реке).
– А что нам необходимо знать, чтобы решать такие задачи? (Формулы движения объектов по реке.)
– Какова тема урока? (Решение задач на движение по реке.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
– Вернёмся к нашей задаче. Что такое собственная скорость объекта? (Скорость, с которой движется сам объект.)
– Как вы считаете, что будет происходить с собственной скоростью, если объект движется по течению реки? (Его скорость будет увеличиваться, так как течение реки помогает объекту, значит, его скорость будет больше.)
– Запишите, с какой скоростью в этой ситуации будет двигаться объект.
Учащиеся могут работать в группах и результат записать на листах, которые вывешиваются на доску. Проводится обсуждение предложенных вариантов, после обсуждения итог вывешивается в виде таблицы.
– Рассуждая аналогично, запишите скорость объекта, который движется против течения.
Учащиеся работают самостоятельно в группах, результат записывают на листках, которые вывешиваются на доску. Проводится обсуждение предложенных вариантов, после обсуждение итог вывешивается в виде таблицы.
– Какие две новые формулы мы «открыли» на уроке? (Скорость по течению и скорость против течения.)
– Выполните предложенное задание. (Если vсоб. = 60 км/ч, vтеч. = 1,4 км/ч, то 60 + 1,4 = 61,4 (км/ч); 60 – 1,4 = 58,6 (км/ч).)
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа:
- зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
№ 223 у доски
Чтобы ответить на поставленный вопрос, воспользуемся первой формулой.
Собственная скорость дана в км/ч, а скорость реки в м/мин. Выразим км/ч в м/мин.
1 км = 1000 м; 1 ч = 60 мин.
14,8 км/ч = 14,8 · 1000 : 60 (м/мин) = 246
м/мин
246
+ 40 = 286
(м/мин)
286
: 1000 · 60 =
= 17,2 (км/ч)
№ 222 в парах
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа:
- проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Составьте выражение и найдите его значение при данных значениях переменных.
«Собственная скорость теплохода x км/ч, а скорость течения реки y км/ч. С какой скорость
будет двигаться теплоход: а) по течению реки; б) против течения реки?» (x = 35,3; y = 2,8).
После самопроверки проводится анализ и исправление допущенных ошибок.
7. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа:
1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным;
2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: вычислительные навыки, решение задач на движение, понятие процента, нахождение части числа.
№ 226 – вместе у доски
| S, км | v соб. , км/ч | v теч., км/ч | t, ч |
Туда | 16,8 | 11,2 | 25% | ? |
Обратно | 16,8 | 11,2 | 25% | ? |
1) 11,2 · 0,25 = 2,8 (км/ч) — скорость течения реки
2) 11,2 + 2,8 = 14 (км/ч) — скорость по течению
3) 16,8 : 14 = 1,2 (ч) — затрачено время туда
4) 11,2 – 2,8 = 8,4 (км/ч) — скорость против течения
5) 16,8 : 8,4 = 2 (ч) — затрачено время на обратный путь
6) 1,2 + 2 = 3,2 (ч)
Ответ: за 3,2 ч лодка проплывёт путь туда и обратно.
№ 234 (самостоятельно с самопроверкой по образцу)
8. Рефлексия деятельности на уроке
Цель этапа:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
– Какой тип задачи начали изучать сегодня на уроке? (Задачи на движение по реке.)
– Какие новые величины используются при решении задач? (Собственная скорость объекта и скорость течения реки.)
– Что ещё нового узнали? (Если объект движется по течению, то его скорость увеличивается, а если против течения, его скорость уменьшается.)
– Проанализируйте свою работу на уроке.
9. Домашнее задание
п. 2.1.2; № 245; 253.