1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Задача: подготовка учащихся к работе на урок. | -Здравствуйте ребята, сейчас у нас будет урок математике. -Проверим готовность к уроку! На парте у вас должен быть учебник, пенал, раздаточный материал. -Что вы изучали на прошлом уроке? -Какие задания выполняли на предыдущем уроке? -Сегодня мы продолжим изучение арифметических действий и знания, полученные на прошлых уроках вам, сегодня пригодятся. | -Приветствуют учителя. -Проверяют готовность к уроку. -Мы учились осуществлять письменно такие действия как сложения и вычитание. -Решали задачи, делали оригами, письменно складывали и вычитали. | |
2. Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Задача: актуализировать личностный опыт учащихся, создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы. | -Ребята, на доске представлены такие выражения: 32+45; 68-43; 54-13; 45+23. -Кто хочет вычислить выражение 32+45 устно? Чему будет равна сумма чисел 32 и 45? -Расскажи, как ты складывал? -Кто хочет вычислить выражение 68-43 устно? Чему будет равна разность чисел 68 и 43? -Расскажи, как ты вычитал? -Кто хочет вычислить выражение 54-13 устно? Чему будет равна разность чисел 54 и 13? -Расскажи, как ты вычитал? -Чему будет равна сумма чисел 45 и 23? -Расскажи, как ты складывал? -А сейчас ваша задача будет решить столбиком выражения 79+56; 50-39. Кто хочет выйти к доске? Также напоминаю, что комментируйте то, что вы пишите на доске математическим языком. -79+56. -50-39. -Молодцы ребята! -И так ребята, сейчас наша задача помочь доктору Айболиту. -К Айболиту на прием пришло 18 кроликов, сколько у кроликов ушек? -Нашему Айболиту надо записать в свой журнал, сколько же он ушек обследовал у кроликов, ребята, кто поможет доктору? -Ведь можно узнать сколько было ушек при помощи сложения, но знаете ли вы, что есть такое арифметическое действие как сложение и вот им как раз будет быстрее и легче решать такие неудобные задачки! -Знаете ли вы как можно решать такие задачки с помощью умножения? | -Сумма чисел равна 77. -Надо разложить числа на суммы разрядных слагаемых, так будет удобнее. 32 – это 30+2, а 45 – это 40+5. Проще будет сложить сначала 30 и 40, а потом 5 и 2. Получается 30+40=70. 2+5=7. Сумма чисел равна 77. -Разность чисел равна 25. -Надо разложить числа на суммы разрядных слагаемых, так будет удобнее. 68 – это 60+8, а 43 – это 40+3. Проще будет сначала вычесть 40 из 60, а потом уже вычесть 3 из 8. Получается 60-40=20, а 8-3=5. Разность чисел равна 25. -Разность чисел равна 41. -Надо разложить числа на суммы разрядных слагаемых, так будет удобнее. 54 – это 50+4, а 13 – это 10+3. Проще будет сначала вычесть 10 из 50, а потом уже вычесть 3 из 4. Получается 50-10=40, а 4-3=1. Разность чисел равна 41. -Сумма чисел равна 68. -Надо разложить числа на суммы разрядных слагаемых, так будет удобнее. 45 – это 40+5, а 23 – это 20+3. Проще будет сложить сначала 40 и 20, а потом 3 и 5. Получается 40+20=60. 5+3=8. Сумма чисел равна 68. -Пишем каждый разряд под своим разрядом. +79 56 135 Складываем единицы: 9+6=15. 15 – это 1 десяток и 5 единиц, прибавляем один десяток в разряд десятков, пишем только число 5. Складываем десятки: 7+5=12, также нам надо прибавить еще один десяток, который мы прибавили, когда складывали единицы, получается 12+1=13 десятков. 13 десятков это 1 сотня 3 десятка. 3 десятка мы пишем под разрядом десятков, а одну сотню мы прибавляем рядом с десятками, так как у нас в этом примере нету разрядов сотен, поэтому и складывать не надо. Получается сумма чисел 79 и 56 равна 135. -Каждый разряд пишем под своим разрядом. -50 39 11 Вычитаю единицы: 0-9 не получится вычислить. Поэтому мы занимаем один десяток из разрядов единиц. Получается 10-9=1. В разряде единиц пишу 1. Вычитаю десятки: Так как мы уже взяли один десяток, то мы уже вычитаем такие числа – 4-3=1. В разряде десятков пишем 1. Разность чисел 50 и 39 равна 11. -Два уха. -Затрудняются ответить. -Нет. | Познавательные УУД - проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию. |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения. | -И так ребята, обратите внимание на доску, чтобы нам узнать сколько ушек обследовал Айболит, надо получается взять количество ушек по количеству кроликов. Как вы думаете, как это можно записать? -Верно, а сейчас нам это надо все вычислить, представляете? Как-то много и долго, можно запутаться! -Ребята, у нас же все слагаемые одинаковые, правильно? -Дак вот, сложение одинаковых слагаемых можно заменить новым действием – умножением. -Знак умножения *. А решение записывают так: 2*9=18 Читают это выражение так: по 2 взять девять раз, получится 18 -Что обозначает число 2? -А что обозначает число 9? -Что обозначает число 18? -Правильно! Еще можно это выражение прочитать вот так: два умножить на 9, получится 18 -И так ребята, давайте еще раз потренируемся! На столе есть 4 тарелки, в каждой тарелке лежит 3 груши, нам надо узнать сколько количество груш на всех тарелках. Как можно это записать с помощью суммы слагаемых? -А сейчас запишите, применив новое арифметическое действие? -Что обозначает число 3? -Что обозначает число 4? -Как это равенство можно прочитать? -А другим способом? -Правильно! | -Количество ушек у всех кроликов - 2, а количество кроликов – 9. Получается, 2+2+2+2+2+2+2+2+2. -Да. -Число ушек у кроликов. -Число 9 обозначает количество кроликов. -Количество ушек у 9 кроликов. -3+3+3+3=12. -3*4=12 -Количество груш. -Количество тарелок. -По 3 взять 4 раза, получится 12. -3 умножить на 4, получится 12. | Регулятивные УУД —принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям. Познавательные УУД - проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | -И так ребята, откройте учебник на странице 48, посмотрите на номер 1. -Кто мне объяснит запись? -Верно! А сейчас переверните на страницу 49! Посмотрите на номер 1, кто пойдет к доске? -Что ты можешь рассказать из записи одинаковых слагаемых? -Хорошо, что тогда обозначает число 6? -А число три? -Хорошо, сколько будет 6+6+6? -А 6*3? -Прочитай по-разному равенство с умножением. -Верно! А сейчас, кто пойдет делать вторую запись 4+4; 4*2? -Какой вывод можно сделать из записи суммы одинаковых слагаемых? -Какая тут будет сумма у этих двух одинаковых слагаемых? -Хорошо, а сколько получится если решать с помощью действием умножения? -Прочитай по-разному равенство с действием умножения. -Кто пойдет делать третью запись 10+10+10+10+10? -И так тут задача уже усложняется, действие умножения уже придется составлять самому. И так, о чем нам может сказать запись одинаковых слагаемых? -Верно! А 5 монеток по 10 копеек, это сколько будет в общем копеек? -А как можно это записать с помощью арифметического действия умножения? -Как можно прочитать это действие? -Что обозначает число 5 и 10? -Кто пойдет делать четвертую запись? -Какой вывод можно сделать из записи суммы одинаковых слагаемых? -Какая тут будет сумма у этих двух одинаковых слагаемых? -Хорошо, а сколько получится если решать с помощью действием умножения? -Прочитай по-разному равенство с действием умножения. -Что обозначает число 4? -А число 5? | -Число 5 – это количество треугольников в кругу. -А число 3 – это количество кругов. -Взять по 5 три раза или 3 умножить на 5, получится 15. -Эта запись говорит о том, что в трех кругах есть шесть треугольников. -Число 6 обозначает количество треугольников. -А число 3 обозначает количество кругов. -Будет 18. -Тоже будет 18. -По 6 взять 3 раза. 6 умножить на три, равно 18. -Что есть 4 кружков в двух овалах. -4+4=8 -4*2=8 -По 4 взять два раза, 4 умножить на 2, получится 8. -О том, что есть 5 монеток по 10 копеек! -Это будет 50 копеек! 10*5=50. -По 10 взять 5 раз. 5 умножить на 10. -Число 5 обозначает количество монеток, а 10 обозначает «цену» этих монеток. -О том, что есть 4 монетки по 5 рублей. -5+5+5+5=20. -4*5=20. -По 4 взять 5 раз, 4 умножить на 5. -Число 4 обозначает количество монеток. -Число 5 обозначает «цену». | Познавательные УУД - проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию. Регулятивные УУД —принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность в соответствие с учебной задачей. |
6. Самостоятельная работа с проверкой по образцу | -Ребята, вы молодцы! А сейчас вам надо будет поработать самостоятельно. -Ваша задача сделать номер 2 на странице 49 сначала написать в виде суммы одинаковых слагаемых, а потом записать решение задачи используя действие умножения. И номер 2 на странице 50. Эталон для проверки №2 стр.49 (Получается надо узнать сколько всего марок. Надо взять количество марок по 5 раз (количеству конвертов)) 2+2+2+2+2=10 2*5=10 марок По 2 взять 5 раз или 2 умножить на 5, получится 10. №2 стр.50 -2+2+2+2+2=10 2*5=10 (2 взять по 5 раз) -4+4+4=12 4*3=12 (4взять по 3 раз) -7+7+7+7=28 7*4=28 (7 взять по 4 раз) -5+5+5=15 5*3=15 (5 взять по 3 раз) -9+9=18 9*2=18 (9 взять по 2 раз) | №1 стр.49 -2+2+2+2+2=10 (м.) 2*5=10(м.) №1 стр.50 -2+2+2+2+2=10 2*5=10 -4+4+4=12 4*3=12 -7+7+7+7=28 7*4=28 -5+5+5=15 5*3=15 -9+9=18 9*2=18. | Личностные - способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД —планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям. |
7. Повторение | -Молодцы! А сейчас ребята, ваша задача в парах, придумать задачу к №4 на странице 49. -У кого какие варианты? -Отлично, давайте решим сейчас эту задачку. Кто- то работает у доски, а остальные в тетради! -Для начала мы что делаем?.. -Что мы сначала узнаем? -А дальше? -Верно! А сейчас ребята, кто пойдет решать уравнения под номером 5 на странице 49? -Верно! Кто пойдет решать второе уравнение? 14-х=6 -Молодцы! | -В одном ящике 18 яблок, а во втором столько же, но на 2 яблока меньше, сколько яблок в двух ящиках. -Составляем схему. I ящик – 18 яблок. II ящик – на 2 яблока меньше. -Для начала нам надо узнать, сколько яблок во втором ящике. 18-2=16(я.) -Сейчас нам надо 16 яблок прибавить к количеству яблок в первом ящике. 16+18=34(я.) Ответ: в двух ящиках 34 яблока. -х-8=20 Для того чтобы узнать х нам надо перенести число 8 в правую сторону с противоположным знаком, получится: 20+8=28. Х=28 -Проверяем: 28-8=20 -14-х=6 Для того чтобы узнать х нам надо перенести числа в одну сторону с числами с противоположным знаком, получится: 14-6=8 Х=8. -Проверяем: 14-8=6 | Познавательные УУД - осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию. Коммуникативные УУД — включаться в диалог, в коллективное обсуждение; осуществлять сравнение с помощью пар; проявлять инициативу и активность, интегрироваться в группу (пару) сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки. |
8. Итоги урока | -Ребята, какая цель была у нашего урока? -Верно, вы поняли, как умножать? -Тогда, прочитайте двумя способами эти выражения 4*5 и 3*2? -Что такое умножение? -Кому понравился урок похлопайте! -Кому не понравился потопайте! -Вы большие молодцы, спасибо за работу! | -Изучить новой арифметическое действие – умножение. -Да! -По 4 взять 5 раз, 4 умножить на 5. Взять по 3 два раза, 3 умножить на 2. -Это сумма одинаковых слагаемых. | Регулятивные УУД — по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока. Личностные - способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |