Тема: Закрепление изученного
Цели: закреплять умение выполнять деление многозначного числа на двузначное; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи, выполнять действия с именованными числами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Устный счет
— Сравните.
(Учащиеся показывают карточки со знаками сравнения и объясняют свой выбор.)
15т2ц О 15 200кг 2см2 О 2 дм2
3 км 350 м О 3050 м 1000 дм2 О 1м2
120 мин О 2 ч45 мин 300 см2 О 3 м2
Работа по учебнику
№6 (с. 69).(Работа в группах. Учащиеся выполняют схематический чертеж.)
Ответ: 9 м, 10 м, 11 м.
III. Самоопределение к деятельности
— Выполните деление с объяснением по алгоритму. 18 312:28
Примерные рассуждения учащихся
При подборе первой цифры в частном округляем число 28 до 20, 18 д.: 2 д. = 9. Умножим 28 на 9, получается 252. Эта цифра не подходит. И т. д.
— Почему цифра называется пробной? (Она не всегда подходит.)
— Как цифру подобрать точнее?
(Учащиеся высказываются. Учитель подводит их к выводу о том, что если единиц в делителе больше 5, надо округлить до следующего десятка: 28 • 30, а 22 ~ 20.)
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в письменном делении многозначного числа на однозначное, узнать, как точнее подобрать цифру в частном.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№256 (с. 64).(Первый столбик - коллективно, с комментированием, остальные — самостоятельно: вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Взаимопроверка.)
№257 (с. 64).
— Прочитайте задачу 1.
— Как выполним краткую запись? (Составим таблицу.)
— Какие графы будут в таблице? (Скорость, время, расстояние.)
— Что обозначают числа 600 и 400? (Это расстояния.)
— Что обозначает число 10? (Это разность во времени.)
| Скорость | Время | Расстояние |
Длина | ? (одинаковая) | ? | На10ч| —1 | 600 км |
Ширина | | 7 | | 400 км |
- Запишите решение задачи самостоятельно. (Самопроверка.)
Решение
1) (600 - 400): 10 = 20 (км/ч) - скорость;
2) 600: 20 = 30 (ч) — время, за которое водохранилище можно пересечь по длине;
3) 400 : 20 = 20 (ч) - время, за которое водохранилище можно пересечь по ширине.
Ответ: по длине водохранилище можно пересечь за 30 ч, а по ширине — за 20 ч.
— Прочитайте задачу 2.
- Чем похожи задачи и чем они отличаются?
- Как можно назвать эти задачи? (Взаимообратные.)
- Составьте таблицу для задачи 2 и решите ее самостоятельно. (Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
| Скорость | Время | Расстояние |
Длина | ? (одинаковая) | 30 ч | ? | На 200 км |
Ширина | | 20 ч | ? | |
Решение
1) 200 : (30 - 20) = 20 (км/ч) - скорость;
2) 30 • 20 = 600 (км) - длина;
3) 20 • 20 = 400 (км) - ширина.
Ответ: длина водохранилища 600 км, а ширина - 400 км.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№259 (с. 64).(Первый столбик - коллективно. Учитель показывает образец оформления. Остальные - самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
№260 (с. 64).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
№261 (с. 64).(Самостоятельное выполнение. У доски работают три ученика. Проверка, самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 64 - ребус).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 64). Взаимопроверка.) Ответ: 31 м 80 см.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Какие вычислительные умения мы совершенствовали сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали о способах подбора цифры в частном?
- Какие виды задач мы решали?
- Какая задача вызвала затруднения?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Учебник: № 258, 262 (по желанию), 263 (с. 64).