СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по математике "Сравнение числовых выражений"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по математике "Сравнение числовых выражений"

Просмотр содержимого документа
«Конспект по математике "Сравнение числовых выражений"»

Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма организации учебной деятельности

Дидактичес-кие средства, оборудование

1. Организационный этап.


Словесный и практический

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарина Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Давайте проверим, всё ли у вас есть для работы: учебник, ручка, тетрадь.


Учащиеся здороваются. Проверяют готовность.


Ф


2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Словесный

- Как вы думаете, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?

- Всё верно! Я надеюсь, что вы будете на уроке внимательными и активными.

- Наш урок я хочу начать с пословицы: Труд кормит, а лень портит. Как вы ее понимаете? Как вы думаете, почему именно пословицу о труде я решила показать вам в начале урока?

- Правильно, ребята, надеюсь на уроке вы будете трудиться, и мы вместе с вами добьемся хороших результатов

(внимательным, старательным, слушать и не перебивать учителя)

(Чтобы трудились на уроке и достигли хороших результатов)

Ф


3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный и практический

- Ребята, прежде чем мы перейдем к новой теме урока я хочу проверить, насколько хорошо вы занимались на прошлых уроках. Для этого предлагаю вам выполнить некоторые задания.

Задание 1 Логическая разминка

- Для начала ответьте на вопросы:

В корзине 6 яблок. Как разделить их между тремя мальчиками, чтобы каждому досталось по 2 яблока и 2 яблока осталось в корзине? (Одному мальчику дать яблоки вместе с корзиной)

- Ребята, а в каких сказках мы встречаемся с яблоками?

- Молодцы! Верно.

- Лестница состоит из 9 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы оказаться на середине лестницы? (На пятую)

- Отлично, вы здорово справились с первым заданием, переходим к следующему.

Задание 2. Чтение и запись математических выражений

- Сейчас переверните маленькие листочки, работаем на обратной стороне. Я читаю вам математическое выражение, вы записываете его и находите его значение.

Выражения:

- Сумма 12 и 14

- Разность чисел 25 и 8

- Первое слагаемое 26, второе слагаемое 12, запишите сумму

- Уменьшаемое 34, вычитаемое 7, запишите разность

- К 17 прибавьте 12

- Молодцы, а вы хорошо справляетесь. А сейчас задание немного сложнее.

1. Из 13 вычесть сумму чисел 2 и 5.

2. К 25 прибавить разность чисел 4 и 1.

3. Из 30 вычесть сумму чисел 12 и 3.

4. К 14 прибавить сумму чисел 7 и 4.

- Давайте проверим, что получилось.


- Что мы сейчас делали?

- Всем ли удалось верно записать выражение и найти его значение? Если да, то поднимите руки

- Кому удалось верно записать выражение, но были допущены ошибки при нахождении значения выражения?

- У кого были ошибки и в записи выражения, и при нахождении его значения?

- Ребята, что можно пожелать тем, у кого были ошибки?

- Хорошо, со вторым заданием вы справились, переходим к следующему.

Задание 3. Математический диктант.

- Возьмите в руки маленькие листочки, которые лежат у вас на краю парты, посмотрите на слайд и вставьте нужные знаки в места пропусков. (Знаки больше, меньше либо равно)

1. 9 и 11

2. 6 и 5

3. 4 и 9

4. 5 и 11

5. 11 и 13

- Давайте вместе проверим, что у вас получилось

- Поднимите руки те, кто с легкостью справился со всеми заданиями без единой ошибки?

- Поднимите руки те, кто допустил ошибки при выполнении заданий?

- Молодцы. Выполните задания со слайда устно:

1. Сравни: (что больше)

30 и 33

20 и 24

14 и 11

- Молодцы.

2. Сравни: (что меньше)

5+4 и 4+5

35-8 и 24+18 – какой знак поставим?

15+7 и 18+5


- Посмотрите на выражения 35-5 и 24-18.

1. Поднимите руки, кто считает, что следует поставить знак больше, то есть что разность чисел 35 и 5 больше суммы чисел 24 и 18.

2. Поднимите руки те, кто считает, что следует поставить знак меньше, то есть что разность чисел 35 и 5 меньше суммы чисел 24 и 18.

3. Поднимите руки те, кто считает, что разность чисел 35 и 5 равна сумме чисел 24 и 18.

(В случае единого ответа детей: «А Петя из соседнего класса считает, что разность чисел 35 и 5 больше суммы чисел 24 и 18»)




Выполняют задания



(«Гуси-лебеди», «Белоснежка», «Мешок яблок», «Сказке о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» Во многих сказках где баба -Яга смотрит на яблочко на тарелочке)








12+14=26

25-8=17

26+12=38

34-7=27

17+12=29



1. 1) 2+5=7;

2) 13-7=6.

2. 1) 4-1=3;

2) 25+3=28.

3.1) 12+3=15;

2) 30-15=15;

4. 1) 7+4=11;

2) 14+11=25.













9 меньше 11

6 больше 5

4 меньше 9

5 меньше 11

11 меньше 13









1. 30 меньше 33

20 меньше 24

14 больше 11




Не знают, не умеют такие выражения быстро в уме сравнивать


Ф, И


4. Выявление места и причины затруднения

Словесный

- Кто же из нас прав? Вопрос был один? А сколько

мнений?

- Почему так получилось? Чего мы не знаем? (не знают, как правильно сравнивать математические выражения.)


Ответы детей

Ф


5. Построение проекта выхода из сложившейся ситуации (Тема, цель, план)

Словесный

Какой возникает вопрос?

- Значит, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

Тема: «Сравнение числовых выражений»

- Правильно, мы будем учиться сравнивать выражения. А какую цель мы поставим?

Цель: научиться сравнивать числовые выражения.

- А что нам необходимо для достижения цели? План, Какой же план мы составим на уроке?

- Продолжите фразы с учетом нашей сегодняшней темы.

Узнать… (…как сравнивать выражения)

Потренироваться… (…в сравнении выражений)

Проверить …

(…себя)

Оценить …

(…себя)

- Это будет план нашего урока.

Ответы детей

Ф


6. Реализация построенного проекта

Словесный, практический

- А сейчас мы с вами приступим к выполнению первого пункта нашего плана.

- Ребята, которые считают, что разность чисел 35 и 5 больше суммы чисел 24 и 18, попробуйте обосновать свой ответ. Докажите свою точку зрения, остальные внимательно слушают.

- Ребята, которые считают, что сумма чисел 5 и 8 меньше суммы чисел 8 и 4, попробуйте обосновать свой ответ. Докажите свою точку зрения, остальные внимательно слушают.

- Что нам нужно сделать, чтобы верно поставить знак больше, меньше или равно между двумя выражениями?

- Что нам нужно сделать, чтобы сравнить два выражения?

- Найти значение одного выражения или обоих?

- После того как мы узнали значения двух выражений, что нам нужно сделать?

- После того как мы сравнили, что мы должны сделать? Что нужно поставить между двумя выражениями?

- Мы вместе с вами обсудили, что нужно сделать для того, чтобы сравнить числовые выражения. Вот план сравнения выражений. Посмотрите на него еще раз и прочитайте про себя каждый пункт.

1. Вычислю …

2. Вычислю …

3. Сравню …

4. Поставлю знак …

- Итак, опираясь на наши знания, давайте же проверим, кто из ребят был прав. Узнаем, какой же знак нужно было поставить между выражениями.

На доске: 35-5 и 24+18

30 42

- Что же нужно сделать сначала? Чему равна разность чисел 35 и 5?

А чему равна сумма чисел 24 и 18?

- А что мы сделаем дальше? Мы с вами вычислили значения выражений, что нужно сделать дальше?

-Значит, какой знак нам нужно поставить между двумя выражениями?

- Так кто же из ребят был прав?

- А был ли Петя прав?

- Молодцы, ребята. А как нам узнать, верно ли мы с вами поняли, как сравнивать выражения и верно ли сравнили выражения? Где мы можем проверить? (открываем учебник)

- Открываем страницу 41. Рассмотрим картинку. Что вы на нём видите? (весы). Это рычажные весы. Если на чаши весов положить одинаковый груз, весы будут в равновесии и «уточки» будут носик к носику. Как вы думаете, если груз будет больше, носик будет выше или ниже?

- Посмотрите на левый рисунок. Что лежит на левой чаше весов? Как это записано?

- Что лежит на другой чаше весов? (3 жёлтых яблока) Какая чаша весов опустилась? (Левая, потому что на ней больше яблок). Значит, 3+1 больше, чем 3. Подтвердите это, найдите значение выражения.

- Молодцы! А теперь обратите внимание на рисунок, который находится справа. Что лежит на левой чаше?

- Что лежит на другой чаше весов? В каком положении весы Что же это может означать?

Каким математическим знаком обозначают равновесие?

- Значит 3+2=1+4. Подтвердите это, найдите значение выражений.

- Выполним вместе задание под номером 1 на странице 41. Прочитайте задание. Выполним работу в паре. По алгоритму.

- А сейчас проверка. 3 ученика к доске на три примера.


5-2 и 1+4

1. Вычислю значение первого выражения: 5-2=3

2. Вычислю значение второго выражения: 1+4=5

3. Сравню числа: 3 меньше 5

4. Поставлю знак: 5-2


5+3 и 3+5

1. Вычислю первое выражение: 5+3=8

2. Вычислю второе выражение: 3+5=8

3. Сравню числа: 8 равно 8

4. Поставлю знак: 5+3=3+5


6-2 и 6-3

1. Вычислю первое выражение: 6-2=4

2. Вычислю второе выражение: 6-3=3

3. Сравню числа: 4 больше 3

4. Поставлю знак: 6-26-3


- Есть ли ребята, которые не согласны? Которые иначе сравнили выражения? Итак, первый пункт нашего плана мы выполнили. Переходим ко второму. Как он звучал?












- сравнить;

- Найти их значения, вычислить;

- обоих;

- сравнить ответы, сравнить числа;

- Знак больше, меньше или равно


1. Вычислю первое выражение;

2. Вычислю второе выражение;

3. Сравню два выражения;

4. Поставлю знак больше, меньше или равно.


30

42

Сравнить числа 30 и 42

Больше;

Тот, кто говорил, что разность чисел 35 и 5 меньше суммы чисел 24 и 18;

Нет;


Ниже, груз сильнее придавит чашку.




(43)


2 зеленых груши и 3 желтых груши.

1 зеленая груша и 4 желтые, в равновесии.

Что грузы левой и правой чаши весов одинаковые, знак =.

(5=5)












Потренироваться в сравнении выражений.

Ф, И, П


7. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный

- Ребята, в математике существует определенный план сравнения выражений, только пока я шла к вам на урок план рассыпался и пункты стали в неправильном порядке.

- Попробуете воссоздать его?

На слайде план в неправильном порядке:

  1. Поставлю знак …

  2. Вычислю …

  3. Сравню …

  4. Вычислю …


В случае затруднения подсказки:

1. Что нужно делать сначала?

2. Что нужно делать потом?

3. После того, как мы нашли значение выражений, что мы делали?

4. Что мы делали в конце?

5. Давайте проверим, верно ли вы воссоздали план сравнения выражений

На доске алгоритм сравнения выражений:

  1. Вычислю значение первого выражения

  2. Вычислю значение второго выражения

  3. Сравню значения выражений

  4. Поставлю знак больше/меньше/равно

- Давайте попробуем устно вычислить несколько примеров.

10 и 5

9-3 и 3+3

9-1 и 8+1

- Молодцы. А мы переходим к следующему заданию, это последний пункт плана урока. Но сначала выполним физминутку.

1. Вычислить значение первого выражения

2. Вычислить значение второго выражения

3. Сравнить числа

4. Поставить знак

Ф


Физминутка

Практический

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)

Выполняют физминтку

Ф


8. Самостоятельная работа по эталону (дифференцированные по уровням задания)

Словесный, практический

- Всего 2 варианта. 1 вариант от окна.

1 вариант

1. Найди значения и сравни.

4+12 и 2+13

26-3 и 19-6

29-8 и 18+7


2. Найди ошибки и исправь

1) 20-2 = 7+9

2) 25+3

3) 13+9 25


3. У Алины было 4 ручки и 3 карандаша. А у Кати 7 карандашей и 1 ручка. У кого из ребят больше принадлежностей для письма? Составь числовое выражение и реши.


2 вариант

1. Найди значения и сравни.

11+7 и 19-4

17-4 и 14-8

34-18 и 22+6

2. Найди ошибки и исправь

1) 15

2) 9+0 = 19

3) 27-4 19+4


3. У Саши было 4 карандаша и 1 ручка. А у Миши 6 ручек и 2 карандаша. У кого из ребят больше принадлежностей для письма? Составь числовое выражение и реши.


Проверка по эталону (с доски)

1 вариант

2 вариант

1. 4+12 2+13

26-3 19-6

29-8


2. 1) 20-2 7+9

2) 25+3 = 33-5

3) 13+9


3. 4+3

1. 11+7 19-4

17-4 14-8

34-18


2. 1) 15 7-4

2) 9+0

3) 27-4 = 19+4


3. 4+1


Учащиеся слушают.

















Решение самостоятельной работы.













Проверка по эталону.

И


9. Включение в систему знаний и повторение

Словесный

- Итак, переходим к 4-ому пункту плана – проверить себя.

- Для этого решим задачу со страницы 41 под номером 2. Кто прочитает?

Задача 2

В буфете было 12 чашек. Из этих чашек на стол поставили сначала 4 чашки, а потом еще 3 чашки. Сколько чашек осталось в буфете?

- Ребята, а вы знаете, как правильно вести себя в буфете? Молодцы, всё верно.

Рассмотри разные способы решения этой задачи и объясни, что узнавали каждым действием?

1. Что нам нужно сделать?

2. О чем говорится в задаче?

3. Что известно в задаче?

4. Что неизвестно в задаче?

-Рассмотрим первое решение.

12-4-3=5 (ч.)

-Определим порядок действий, назовите первое действие? (12-4). Что нашли этим действием? (Сколько чашек осталось после того, как забрали 4 чашки). Назовите второе действие (8-3). Что нашли этим действием? (Сколько чашек осталось в буфете после того, как забрали еще 3 чашки).

- Рассмотрите второе решение

12-(4+3)=5(ч.)

- Какое действие выполняется первым? (Действие в скобках

4+3=7). Что нашли этим действием? (Нашли сколько всего чашек взяли из буфета). Назовите второе действие (12-7).

- Что нашли этим действием? (Сколько чашек осталось в буфете). Запишем у доски решение и ответ первым способом. Один у доски остальные в тетради.

1. 12-4 = 8 (ч.) – осталось после того, как забрали 4 чашки

2. 8-3= 5 (ч.)

Ответ: 5 чашек осталось в буфете

Сверьте решение с доской, все согласны? Кто верно записал решение и ответ? Кто верно записал решение, но не записал ответ?

- Теперь выполним задание под номером 3(1) на странице 41. Прочитайте задание.

Составь по краткой записи задачу и реши ее.

Было – 18 кг

Продали - ?

Осталось- 8 кг

- Составим задачу устно.

- О чём говорится в задаче? Что известно в задаче? Что неизвестно в задаче? Зная, что в магазине было 18 кг яблок и зная, что после продажи осталось 8 кг яблок, что можно найти? (Сколько кг яблок продали). А с помощью какого действия и почему?

Один человек к доске, остальные записывают в тетради.

18-8=10 (кг) – яблок продали

Ответ: 10 кг

- Как можно проверить, верно ли мы решили задачу? (Составить обратную данной) Кто может её составить? В магазине было 18 кг яблок. Продали 10 кг. Сколько кг яблок осталось?

18-10=8 (кг) – яблок осталось

Ответ: 8 кг.

- Ответ совпал? (да)


Учащиеся закрепляют знания.




(Не шуметь, не бегать, аккуратно себя вести и расставлять посуду, убирать за собой место)

1. Рассмотреть разные способы решения и объяснить, что узнавали каждым действием.

2. О чашках.

3. Что в буфете было 12 чашек. Из этих чашек на стол поставили сначала 4 чашки, а потом еще 3 чашки.

4. Сколько чашек осталось в буфете.
















- В магазине было 18 кг яблок. После продажи осталось 8 кг яблок, сколько кг яблок продали?

- О яблоках

- В магазине было 18 кг яблок. После продажи осталось 8 кг яблок.

- Сколько кг яблок продали.

- Вычитания, т.к. продали 18 кг без 8 кг.

Ф, И


10. Формулировка д/з

Практический

- Итак, ребята. А сейчас домашнее задание. Страница 41, упр. 3(2) и 4. И задача за чертой 5 задания.

Учащиеся выполняют физминутку.

Ф


11. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Словесный

-Молодцы! Подведём итоги нашего урока. Какая была тема нашего урока? Какая была цель? Мы выполнили все пункты нашего плана? Назовите пункты нашего плана. А сейчас заключительный пункт плана – оценить себя.

- Поднимите одну руку те, кто понял тему урока и ему было интересно. Поднимите 2 руки те, кто ничего не понял и было неинтересно.

- За что вы можете себя сегодня похвалить?

- Спасибо за урок. Вы были активны и внимательны. До свидания.

Учащиеся проводят рефлексию.

Ф





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!