Тема: Вверху. Внизу. Слева. Справа
Цель: в ходе практической работы и наблюдений выявить умения ориентироваться в пространстве и соотносить понятия «слева», «справа», «сверху», «снизу» с действиями.
Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию; описывать расположение объектов с использованием слов «вверху», «внизу», «слева», «справа», «за»; оценивать свою работу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Фронтальная работа
- Вспомните, чему мы научились на прошлом уроке. (Считать предметы.)
- Кто хочет рассказать считалки, в которых ведется счет предметов?
(Заслушиваются ответы учащихся, подготовивших дома считалки.)
- Какие правила счета мы с вами вывели? (Ответы детей.)
- Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос автора.
Один кузнечик стрекотал,
Две бабочки летели,
Гуляли вместе три кота,
Четыре птички пели.
Белок пять, а может, семь?
В них я запутался совсем.
Слон один, но тянет весом
И на восемь, и на десять.
Всех пока пересчитали,
Что-то в счете потеряли.
- Кто слушал внимательно и заметил, какие числа потеряли присчете? (6и 9.)
2. Устный счет
Игра «Считают ушки»
(По команде «Ночь!» дети кладут голову на парту, закрывают глаза. Учитель карандашом стучит несколько раз по столу (можно с разным интервалом). По команде «День!» дети говорят, сколько ударов они насчитали.)
- Встаньте те, кто ни разу не ошибся в счете.
— Встаньте те, кто ошибся совсем немного. Вы все молодцы.
III. Самоопределение к деятельности
Ребята! Вы любите сказки?
-Сейчас я прочитаю вам эпизод из сказки, а вы послушайте его внимательно.
-В пути повстречался Ивану камень. А на камне надпись: Налево пойдешь – короткий путь найдешь, направо пойдешь – длинный путь найдешь.
-Почему-то Иван вышел на длинную дорогу. Кто догадался, в чем дело?
-А нам с вами нужно это знать?
-О чем же сегодня будет наш урок?
-Молодцы! Нам очень нужно научиться распознавать эти пространственные представления.
Будем учиться отличать: где лево, где право, где верх, где низ.
IV. Работа по теме урока
Практическая работа
Игра «Составь узор»
-По образцу сложите фигуры из счетных палочек. (ghtptynfwbz)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
- Рассмотрите рисунок на с. 6. Прочитайте задание к нему. (Учащиеся рассказывают, что видят на рисунке в соответствии с заданием.)
-Возьмите карандаш, линейку и ручку и положите их так, как сказано в следующем задании. Что вам удобнее взять правой рукой: карандаш или ручку? (Карандаш, он лежит около правой руки.)
- Переложите карандаш и ручку так, чтобы ручка была сверху от линейки, а карандаш - снизу. Назовите предметы по порядку сверху вниз. (Ручка, линейка, карандаш.)
- Прочитайте задание к рисункам на полях.
- В какой руке держит совок девочка на верхней картинке? (В левой.)
- А на нижней? (Тоже в левой.)
— Почему мы видим совок то слева, то справа? (Девочка на верхней картинке стоит к нам спиной, а на нижней картинке поворачивается лицом.)
- Чем отличаются рисунки с машинами? (На верхнем рисунке машины едут налево, а на нижнем — направо.)
- Рассмотрите рисунок на с. 7. Прочитайте вопросы к нему. (Учащиеся читают по порядку вопросы и отвечают на них.)
— Прочитайте задание к рисунку на полях. Что обозначает восклицательный знак в кружке? (Задание повышенной сложности.)
- Как вы понимаете слова «повышенной сложности»? (Трудное задание для тех, кто очень хорошо усвоил материал.)
(Работа в парах. Первый ученик рассказывает соседу по парте, как колобок катился из дома в лес, второй — как он будет возвращаться по этой же дороге из леса.)
- Кто справился с заданием, поднимите руку.
У кого не получилось? Почему, как вы думаете? (Путаем лево и право, невнимательно прочитали задание.)
2. Работа в тетради с печатной основой
- Откройте тетрадь на с. 4. О чем говорит условный знак около первого задания? (Нужно взять карандаши.)
- Прочитайте задание. Какой вагончик будет левее всех? (Зеленый.)
- Какой вагончик нарисуете рядом с зеленым? (Желтый, потому что зеленый вагончик слева от желтого.)
- В каком порядке будете раскрашивать дальше? (Красный и синий.)
- Прочитайте и раскрасьте флажки сами.
(Проверка. Цвета флажков слева направо: белый, красный, голубой, желтый.)
- Оцените себя. Поставьте на полях знак !, если все выполнено верно, знак + , если есть одна ошибка, знак -, если выполнить задание пока не получилось.
- Давайте раскрасим кроликов. Поднимите правую руку. Сколько кроликов смотрит на правую руку? (2.)
- Как вы их закрасите? (Оставим белыми.)
- Поднимите левую руку. Сколько кроликов смотрит налево? (/.)
- Каким цветом его закрасите? (Черным.)
- Сколько морковок дорисуете? (Но 2морковки двум кроликам.)
- Посмотрите на мячи. Чем они отличаются (Размером.)
- Дорисуйте еще дна мяча, соблюдай закономерность.
- Где находится самый маленький мяч? (Слева.)
- Где находится самый большой мяч? (Справа.)
- Посмотрите на флажки. Какую закономерность вы увидели? (Первый флажок смотрит направо, второй — налево, третий — направо, следующий — снова налево.)
- Куда будут смотреть следующие два флажка? (Направо, потом налево.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 7). Самостоятельное выполнение задания. Проверка. Учитель открывает откидную доску, где круги расположены в правильном порядке: синий, красный, зеленый.)
- Оцените себя. Поставьте на полях знак !, если вы все поняли и не ошибаетесь, знак +, если вы поняли почти все, но немного ошибаетесь, знак —, если вы ничего не поняли и вам нужна помощь.
VIII. Подведение итогов урока
- Что сегодня на уроке вспоминали? (Расположение предметов: слева, справа, вверху, внизу.)
- Покажите правой рукой вверх. Покажите левой рукой вниз.
- Придумайте ситуацию, когда вам может понадобиться умение определять, где лево, где право.