Урок математики (раздел «Подготовка к изучению чисел»)
Образовательная система «Школа России»
1 класс
Тема: «Вверху. Внизу. Слева. Справа»
С.С. Бургутова
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа города Багратионовска»
Тип урока: открытие нового знания
Дата проведения:
Номер по тематическому плану:
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Цели урока:
-
выяснить, как сформированы у учащихся пространственные отношения «вверху», «внизу», «слева», «справа»;
-
развивать у детей навык определения местоположения предметов (вверху, внизу, слева, справа);
-
продолжать работу по формированию умения сравнивать предметы и группы предметов.
Задача урока:
Планируемые результаты
Предметные | Метапердметные | Личностные |
-
использовать в речи слова «слева», «справа», «налево», «направо»; -
определять местоположение предмета в пространстве. | -
понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; -
планировать деятельность на уроке под руководством учителя; -
научиться моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию; | -
проявлять интерес к математике; -
осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке; -
ориентироваться в пространстве. |
Оборудование:
Ход урока
-
Организационный момент
Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, сегодня мы отлично поработаем и узнаем много нового. Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … (не перебивая).
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).
4. Если хочешь отвечать –
Надо … (руку поднимать).
-
Актуализация знаний
Давайте вспомним, чему же Незнайка научил нас на прошлом уроке (считать предметы). Правильно! Он даже поделился с нами секретами счета, кто помнит какими? (считать можно в любом порядке, но нельзя пропускать предметы при счете или повторять) Какие вы молодцы, как внимательно слушали!
А теперь проверим, кто самый внимательный и кто научился правильно считать. Послушайте стихотворение и выясните, кто же потерялся.
Один кузнечик стрекотал,
Две бабочки летели,
Гуляли вместе три кота,
Четыре птички пели.
Белок пять, а может, семь?
В них я запутался совсем.
Слон один, но тянет весом
И на восемь, и на десять
Всех пока пересчитали,
Что-то в счёте потеряли. (число 6 и 9)
Ваша задача – закрыть глазки и очень внимательно слушать. Я буду стучать карандашиком по столу, когда вы услышите, что звук стих – вам нужно сказать сколько раз я стукнула. (стучать можно разным ритмом)
Смотрите внимательно на экран, вам нужно будет посчитать сколько предметов показано на нем, а затем взять в кассе цифр нужное число и молча показать, ведь наша игра называется «Молчанка».
слайд №1 – 6 кроликов;
слайд №2 – 3 кота;
слайд №3 – 3 овоща, 4 фрукта.
.
-
Самоопределение к деятельности
Откройте стр. 6 учебника. Давайте прочитаем тему урока. (спросить хорошо читающего ребенка)
Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться? (определять, где верх и них, лево и право). Хорошо, а для чего нам это необходимо? Почему это должен знать каждый? (предположение детей)
Давайте поиграем. Покажите мне, где верх, поднимите ручки вверх? А где низ, опустите ручки вниз (слайд №7)
Послушайте загадку и подумайте, о чем она?
Они без дела не бывают-
Рисуют, пишут, вышивают
Они без дела не сидят,
И иногда они шалят…(руки).
А теперь поднимите левую ручку вверх? Правую? Что умеет делать правая рука? (держать ручку, ножницы, ложку, писать, рисовать, считать). Правильно, а левая ей помогает. (леворукие дети рассказывают, наоборот) слайд №8
-
Работа по теме урока
Игра «Составь узор» (у каждого ребенка есть фигуры)
-
Приготовьте геометрические фигуры. Выложите в линию красный круг, красный треугольник, синий треугольник, синий круг и синий квадрат. Сколько фигур получилось? (5)
с
с
с
к
к
-
Сколько синих фигур? (2)
-
Сколько треугольников? (2)
-
Назовите фигуры, которые лежат справа от синего треугольника? (синий круг, синий квадрат)
-
Какие фигуры лежат слева от синего круга? (Красный круг, красный треугольник, синий треугольник)
-
Какая фигура первая справа? (синий квадрат)
-
Какая фигура первая слева? (красный круг)
-
Физкультминутка
Слушайте стихотворение и повторяйте за ним.
Это-правая рука,
Это- левая рука.
Справа- шумная дубрава,
Слева- быстрая река…
Обернулись мы, и вот
Стало всё наоборот.
Слева- шумная дубрава,
Справа- быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
-
Закрепление изученного материала
Откройте учебник на стр. 6. Вы видите яркую иллюстрацию, на которой изображено много предметов, людей и зверей. Вам нужно рассказать, что вы видите на картинке, используя слова «вверху, внизу, слава, справа, левее, правее». (ответы детей – внизу под горкой лежит мячик, вверху на песочнице лежит кот и тд.) слайд №10
Молодцы, вы отлично справились с заданием! Теперь нужно приступить к более сложному. Возьмите карандаш, линейку и ручку. Положите их так, чтобы карандаш был справа от линейки, а ручка – слева. Что у вас получилось? Сравните с тем, как показано на доске. Все справились с заданием? слайд №11
Приступаем к еще более сложному заданию. Найдите на полях рисунок девочки. В какой руке держит совок девочка на верхней картинке? (в левой) А на нижней? (Тоже в левой) А почему мы видим совок то справа, то слева? (Потому что девочка стояла сначала спиной, а затем повернулась лицом, но совок в другую руку не перекладывала) Догадались! А теперь давайте сравним машины, чем они отличаются? (Машины отличаются по размеру и цвету, на верхнем рисунке они едут налево, а на нижнем направо).
Переворачиваем на следующую страничку, стр. 7. На ней мы видим дорогу, у которой есть два пути: в кинотеатр и в школу. Решите, кто из вас с соседом по парте поведет мальчика в школу, а кто в кинотеатр. Расскажите друг другу путь, который нужно будет преодолеть мальчику, что он не заблудился.
И посчитайте сколько цветков слева от мальчика, а сколько справа? слайд 12
Вы отлично справились с работой в учебнике теперь начинаем работать в рабочей тетради. Открываем стр. 4 и начинаем делать задания. В задании с цифрой 1 вам нужно раскрасить только 5 любых кружков любым цветом карандаша.
Хорошо, приступаем к следующему заданию, меня нужно внимательно слушать.
Возьмите в руки карандаш красного цвета и закрасьте кубик, который находится вверху. Тепеь возьмите зеленый карандаш и закрасьте крайний слева кубик. После этого возьмите синий цвет и закрасьте крайний справа кубик. А самый нижний кубик закрасьте желтым.
Вы отлично справились с заданием, приступаем к последнему. Вам нужно справа от машины нарисовать мячик.
Оцените свою работу в тетради: если всё верно – поставьте зеленой ручкой - !, если была одна ошибка - +, если выполнить задание пока не получилось, то ставь минус, и мы обязательно к нему вернемся.
-
Рефлексия
Откройте учебник на стр. 7. На полях изображен Колобок, он катился от дома к елочке. Расскажите, какой путь он прошел? Используйте слова налево, направо, вперёд. Расскажите об этом своему соседу по парте.
-
Подведение итогов урока
Что сегодня на уроке мы вспомнили, а кто-то может узнал? (расположение предметов: слева, справа, вверху, внизу)
Покажите правой рукой вверх. Покажите левой рукой вниз.
Оцените свою работу на уроке с помощью светофора (красный – мне нужно постараться еще, желтый – у меня почти всё получилось, зеленый – у меня всё получилось)
Урок окончен!