Урок математики (раздел «Подготовка к изучению чисел»)
Образовательная система «Школа России»
1 класс
Тема: «Вверху. Внизу. Слева. Справа»
С.С. Бургутова
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа города Багратионовска»
Тип урока: открытие нового знания
Дата проведения:
Номер по тематическому плану:
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Цели урока:
выяснить, как сформированы у учащихся пространственные отношения «вверху», «внизу», «слева», «справа»;
развивать у детей навык определения местоположения предметов (вверху, внизу, слева, справа);
продолжать работу по формированию умения сравнивать предметы и группы предметов.
Задача урока:
актуализировать и систематизировать первоначальные представления о пространственных отношениях и ориентировке в пространстве.
Планируемые результаты
Предметные | Метапердметные | Личностные |
использовать в речи слова «слева», «справа», «налево», «направо»; определять местоположение предмета в пространстве. | понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; планировать деятельность на уроке под руководством учителя; научиться моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию; | проявлять интерес к математике; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке; ориентироваться в пространстве. |
Оборудование:
презентация;
компьютер;
проектор;
экран;
учебник М.И. Моро «Математика.1 класс». I часть;
«Рабочая тетрадь» Т. Н. Ситникова «Математика. 1 класс». I часть.
Ход урока
Организационный момент
Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, сегодня мы отлично поработаем и узнаем много нового. Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … (не перебивая).
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).
4. Если хочешь отвечать –
Надо … (руку поднимать).
Актуализация знаний
Давайте вспомним, чему же Незнайка научил нас на прошлом уроке (считать предметы). Правильно! Он даже поделился с нами секретами счета, кто помнит какими? (считать можно в любом порядке, но нельзя пропускать предметы при счете или повторять) Какие вы молодцы, как внимательно слушали!
А теперь проверим, кто самый внимательный и кто научился правильно считать. Послушайте стихотворение и выясните, кто же потерялся.
Один кузнечик стрекотал,
Две бабочки летели,
Гуляли вместе три кота,
Четыре птички пели.
Белок пять, а может, семь?
В них я запутался совсем.
Слон один, но тянет весом
И на восемь, и на десять
Всех пока пересчитали,
Что-то в счёте потеряли. (число 6 и 9)
Ваша задача – закрыть глазки и очень внимательно слушать. Я буду стучать карандашиком по столу, когда вы услышите, что звук стих – вам нужно сказать сколько раз я стукнула. (стучать можно разным ритмом)
Смотрите внимательно на экран, вам нужно будет посчитать сколько предметов показано на нем, а затем взять в кассе цифр нужное число и молча показать, ведь наша игра называется «Молчанка».
слайд №1 – 6 кроликов;
слайд №2 – 3 кота;
слайд №3 – 3 овоща, 4 фрукта.
.
Самоопределение к деятельности
Откройте стр. 6 учебника. Давайте прочитаем тему урока. (спросить хорошо читающего ребенка)
Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться? (определять, где верх и них, лево и право). Хорошо, а для чего нам это необходимо? Почему это должен знать каждый? (предположение детей)
Давайте поиграем. Покажите мне, где верх, поднимите ручки вверх? А где низ, опустите ручки вниз (слайд №7)
Послушайте загадку и подумайте, о чем она?
Они без дела не бывают-
Рисуют, пишут, вышивают
Они без дела не сидят,
И иногда они шалят…(руки).
А теперь поднимите левую ручку вверх? Правую? Что умеет делать правая рука? (держать ручку, ножницы, ложку, писать, рисовать, считать). Правильно, а левая ей помогает. (леворукие дети рассказывают, наоборот) слайд №8
Работа по теме урока
Игра «Составь узор» (у каждого ребенка есть фигуры)
Приготовьте геометрические фигуры. Выложите в линию красный круг, красный треугольник, синий треугольник, синий круг и синий квадрат. Сколько фигур получилось? (5)
с
с
с
к
к
Сколько синих фигур? (2)
Сколько треугольников? (2)
Назовите фигуры, которые лежат справа от синего треугольника? (синий круг, синий квадрат)
Какие фигуры лежат слева от синего круга? (Красный круг, красный треугольник, синий треугольник)
Какая фигура первая справа? (синий квадрат)
Какая фигура первая слева? (красный круг)
Физкультминутка
Слушайте стихотворение и повторяйте за ним.
Это-правая рука,
Это- левая рука.
Справа- шумная дубрава,
Слева- быстрая река…
Обернулись мы, и вот
Стало всё наоборот.
Слева- шумная дубрава,
Справа- быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
Закрепление изученного материала
Откройте учебник на стр. 6. Вы видите яркую иллюстрацию, на которой изображено много предметов, людей и зверей. Вам нужно рассказать, что вы видите на картинке, используя слова «вверху, внизу, слава, справа, левее, правее». (ответы детей – внизу под горкой лежит мячик, вверху на песочнице лежит кот и тд.) слайд №10
Молодцы, вы отлично справились с заданием! Теперь нужно приступить к более сложному. Возьмите карандаш, линейку и ручку. Положите их так, чтобы карандаш был справа от линейки, а ручка – слева. Что у вас получилось? Сравните с тем, как показано на доске. Все справились с заданием? слайд №11
Приступаем к еще более сложному заданию. Найдите на полях рисунок девочки. В какой руке держит совок девочка на верхней картинке? (в левой) А на нижней? (Тоже в левой) А почему мы видим совок то справа, то слева? (Потому что девочка стояла сначала спиной, а затем повернулась лицом, но совок в другую руку не перекладывала) Догадались! А теперь давайте сравним машины, чем они отличаются? (Машины отличаются по размеру и цвету, на верхнем рисунке они едут налево, а на нижнем направо).
Переворачиваем на следующую страничку, стр. 7. На ней мы видим дорогу, у которой есть два пути: в кинотеатр и в школу. Решите, кто из вас с соседом по парте поведет мальчика в школу, а кто в кинотеатр. Расскажите друг другу путь, который нужно будет преодолеть мальчику, что он не заблудился.
И посчитайте сколько цветков слева от мальчика, а сколько справа? слайд 12
Вы отлично справились с работой в учебнике теперь начинаем работать в рабочей тетради. Открываем стр. 4 и начинаем делать задания. В задании с цифрой 1 вам нужно раскрасить только 5 любых кружков любым цветом карандаша.
Хорошо, приступаем к следующему заданию, меня нужно внимательно слушать.
Возьмите в руки карандаш красного цвета и закрасьте кубик, который находится вверху. Тепеь возьмите зеленый карандаш и закрасьте крайний слева кубик. После этого возьмите синий цвет и закрасьте крайний справа кубик. А самый нижний кубик закрасьте желтым.
Вы отлично справились с заданием, приступаем к последнему. Вам нужно справа от машины нарисовать мячик.
Оцените свою работу в тетради: если всё верно – поставьте зеленой ручкой - !, если была одна ошибка - +, если выполнить задание пока не получилось, то ставь минус, и мы обязательно к нему вернемся.
Рефлексия
Откройте учебник на стр. 7. На полях изображен Колобок, он катился от дома к елочке. Расскажите, какой путь он прошел? Используйте слова налево, направо, вперёд. Расскажите об этом своему соседу по парте.
Подведение итогов урока
Что сегодня на уроке мы вспомнили, а кто-то может узнал? (расположение предметов: слева, справа, вверху, внизу)
Покажите правой рукой вверх. Покажите левой рукой вниз.
Оцените свою работу на уроке с помощью светофора (красный – мне нужно постараться еще, желтый – у меня почти всё получилось, зеленый – у меня всё получилось)
Урок окончен!